Глобальные проблемы человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Современный человек находится в непростой ситуации: покоряя и изменяя природу соответственно своим безграничным потребностям, создавая для себя комфортные условия существования, не задумываясь о последствиях, он обрек себя на целый ряд проблем, носящих общепланетарный характер. Кроме того, само социокультурное развитие человечества привело его к дилемме: капитализм-социализм.
XX в. истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны.

Содержание работы

Введение 2
1. Гастрономическая проблема 3
2. Парниковый эффект и его последствия 6
3. Радиоактивное и химическое загрязнение геосферы 8
4. Энергетическая проблема 16
5. Капитализм и социализм 18
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

КСЕ-Глобальные проблемы человечества.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Так называемые интенсивные  технологии истощают плодородие почвы. Накопленное в течение миллионов лет плодородие расхищается на глазах одного поколения. Продуктивность биосферы нашей планеты снижается, и человечество не может не задуматься над своим невеселым будущим.

 Наряду с проблемами, связанными с негативным воздействием  человека на природу, человечество  в первом десятилетии XXI века столкнулось с еще одной проблемой: перед многими странами, а особенно западными, стоит дилемма, как развиваться дальше: продолжать путь капитализма или свернуть на «рельсы социализма». Рассмотрим данную дилемму.

 

 

5. Капитализм и социализм

 

Прошедший век прошел под знаком борьбы двух систем, двух мировоззрений. Борьба была жестокой, изнурительной, мир не раз был  на грани катастрофы. В первой половине века в мире явно доминировало движение в сторону социализма.

По этому пути двигались СССР, КНР, страны Восточной Европы и другие, причем число их постоянно росло. Закономерность казалась  вполне определенной - человечество идет к социализму. Во второй половине века тенденция поменялась и движение пошло вспять. Страны социализма, проиграв экономическое соревнование, развернулись на 180 и стали на капиталистический путь развития. Мир вернулся на рельсы частнособственнического предпринимательства, и как будто можно было сказать, что социализм сокрушен.

Но все оказалось  не так просто. Одержав политическую и  экономическую победу, капитализм сам оказался пропитан социализмом. Как это нередко бывало в истории, победитель, одержав победу на поле брани, заразился идеологией побежденного. Более того, многие идеи  социализма, как принято было говорить, "живут и побеждают". Они поддерживаются значительной частью населения планеты, в том числе в развитых cтранах. Даже в экономике капиталистических стран присутствуют элементы социализма. А в некоторых из этих стран правящие  социал-демократические партии вообще провозгласили своей целью построение социализма.

XX век был исключительно богат социальными экспериментами. Октябрьская революция, практика построения социалистического общества в СССР и странах Восточной Европы и многое, многое другое представляет собой бесценный исторический опыт для всего человечества. Возможность учесть этот опыт - может быть, главное оправдание тех страданий, которые пережили россияне и другие народы в ходе этих экспериментов.

Накопленный опыт позволяет, в частности, дать более полный ответ на вопросы: кто кого победил? Как будет соотноситься в XXI веке капитализм и социализм? В качестве главного признака, характеризующего общественное устройство, примем, согласившись с К.Марксом, форму собственности на средства производства. В соответствии с этим, капиталистическим будем считать общество, в котором большая часть средств  производства находится в частной собственности.

Некоторые другие признаки и характеристики капитализма из арсенала теории марксизма опровергнуты ходом истории. Так, практика развитых стран опровергла утверждение, что базис - экономика - предопределяет характер надстройки, и потому капитализм предполагает диктатуру буржуазии, что распределение общественного продукта преследует лишь ее интересы, что капитализм является тормозом технического прогресса, что с  развитием капитализма усиливается накал классовой борьбы, что он загнивает и т.п. Социалистическим будем считать общество, в котором большая средств производства находится в общественном владении. Динамику явления, т.е. движение по социалистическому пути, можно отслеживать по изменению удельного веса общественного сектора  в экономике страны. В современных условиях оно происходит демократическим путем посредством национализации частных компаний или приватизации государственных.

Объективное сопоставление  двух систем осложняется существующим отождествлением капитализма с либерализмом, а социализма - с диктатурой. Последнее - следствие положения теории Маркса, что история человечества - это история борьбы классов, что пролетариат, взяв власть, устанавливает свою диктатуру.

Однако опыт ХХ века показал, что классовые интересы и споры  могут решаться демократическими методами в интересах всего общества, не требуя диктатуры того или иного класса. Отождествление социализма с диктатурой - результат, главным образом, практики социалистического строительства в СССР и других странах соцлагеря. Дело в том, что уровень их развития далеко не соответствовал требованиям, необходимым для перехода к реальному социализму.

В этих условиях удержание власти объективно требовало введения диктатуры. В современных условиях, как показал опыт развитых  стран, ни приход к власти социал-демократических партий, ни появление в них значительного сектора общественного производства, не сопровождаются  ущемлением демократических свобод. Таким образом, либерализм не является прерогативой капиталистического общества. С не меньшим успехом он может выполнять свои функции и при общественной форме владения средствами производства (естественно, имеется в виду социал-демократический, а не советский вариант социализма).

 

Заключение

 

Обрушившийся вал глобальных проблем на человечество порождает  пессимистические прогнозы его будущего. Так, авторы первого отчета Римскому клубу «Пределы роста» (1972 г.) констатировали: «Если современные тенденции роста населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства пищевых продуктов и истощения ресурсов останутся впредь неизменными, то пределы роста на нашей планете будут достигнуты в какой-то из моментов следующего столетия».

Увеличивающееся число  глобальных проблем и их углубление являются признаком беспрецедентного кризиса цивилизации, уходящего корнями в историю европейской культуры. И этот кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально-технической цивилизации, идейно-мировоззренчески восходящей к греко-римской культуре.

Одновременно этот кризис касается современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и Америки, стремятся идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.

Тот факт, что истоки кризиса  уходят в глубь истории западноевропейской культуры, не только отмечен, но и проанализирован, в частности, русскими философами П.Флоренским и Н. Бердяевым.

 

Список литературы

 

1. Барулин В.С. Социальная философия - М., 2000.

2. Концепция современного естествознания / В.Н. Лавриненко, В.П.Ратников, В.Ф. Голубь.  М:, 1997.

3. Курашов В.И.  Философия: Познание мира и феномены технологии - Казань, 2001.

4. Рузавин Г.И.  Концепции современного естествознания - М., 2001.

5. Спиркин А.Г. философия  – М., 2000.

6. Торосян В.Г.  Концепции современного естествознания. М., 2002.

7. Философия / Под ред. О.А. Митрошенкова – М., 2006


Информация о работе Глобальные проблемы человечества