Глобальные проблемы человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Современный человек находится в непростой ситуации: покоряя и изменяя природу соответственно своим безграничным потребностям, создавая для себя комфортные условия существования, не задумываясь о последствиях, он обрек себя на целый ряд проблем, носящих общепланетарный характер. Кроме того, само социокультурное развитие человечества привело его к дилемме: капитализм-социализм.
XX в. истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны.

Содержание работы

Введение 2
1. Гастрономическая проблема 3
2. Парниковый эффект и его последствия 6
3. Радиоактивное и химическое загрязнение геосферы 8
4. Энергетическая проблема 16
5. Капитализм и социализм 18
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

КСЕ-Глобальные проблемы человечества.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

Современный человек  находится в непростой ситуации: покоряя и изменяя природу соответственно своим безграничным потребностям, создавая для себя комфортные условия существования, не задумываясь о последствиях, он обрек себя на целый ряд проблем, носящих общепланетарный характер. Кроме того, само социокультурное развитие человечества привело его к дилемме: капитализм-социализм.

XX в. истории человечества  ознаменован возникновением и  углублением глобальных проблем.  Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны.

Суть таких проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не во внешних факторах, а во внутренних именно в человеке, в его мировосприятии, совокупности ценностных установок, определяющих его поступки и способы самореализации.

Человечество может  отойти от края пропасти, если перестроит свои мировоззренческие установки  и приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого развития свои представления о свободе, демократии, ответственности, смысле бытия, а промышленно развитые страны перестанут жить за счет менее развитых стран и будущих поколений. Достижения науки, технологии, информатики, здравоохранения и образования должны быть поставлены на службу интересам всего человечества.

Модель устойчивого  развития предполагает не унификацию самобытных культур и подчинение различных сообществ Западному (американскому) центру, а союз, симбиоз, плодотворное сотрудничество различных культур и народов. Этот союз призван соответствовать характеру стоящих перед человечеством задач и быть способным дать ответ на Вызов, бросаемый ему социально практическим бытием.

1. Гастрономическая  проблема

 

В последние несколько  лет сельское хозяйство стран мира собрало рекордные урожаи. При этом впервые с 1970-го года число жителей Земли, страдающих от голода, выросло.

По данным Организации  ООН по Продовольствию и Сельскому  Хозяйству, в 2004 году крестьяне мира впервые собрали более 2 млрд. тон  зерновых культур. Зерно (пшеница, рожь, рис, кукуруза и пр.) обеспечивает примерно половину рациона человека. Ныне на каждого жителя Земли приходится примерно 322 кг собранного зерна. Однако, по оценкам этой же организации, число голодающих в мире увеличилось. Ныне голодают около 852 млн. человек (каждый шестой из них - ребенок) - на 18 млн. больше, чем в середине 1990-х годов. ООН считает, что минимальный рацион человека должен состоять из 2 350 калорий в день. В среднем в мире этот показатель равен 2 805 калориям. ООН пришло к выводу, что главной причиной голода является не недостаток продовольствия, а иные причины - голодающие либо не имеют средств для покупки еды, либо не обладают ресурсами для обработки земли, находящейся в их распоряжении.

Хронический голод стал причиной замедления развития многих стран мира, поскольку в них вырастают нездоровые и, как правило, малообразованные поколения. Исследование, проведенное в Пакистане, показало, что если снабжение бедных семей продовольствием улучшается, то в школы идет на 4% больше мальчиков и на 19% больше девочек. Там же было установлено, что фермер, получивший хотя бы минимальное (четырехлетнее) школьное образование производит на 8.7% больше продовольствия, чем его совершенно безграмотный коллега. Исследование, проведенное в Уганде, выявило еще одну важную тенденцию - молодой человек или девушка, закончивший (ая) среднюю школу, на 50% реже заражаются СПИДом. Для обладателей высшего образования шанс заразиться "чумой 20 века" на 90% меньше, чем у их необразованных ровесников.

При этом проблема голода касается не только жителей "бедных" стран. По оценкам Министерства Сельского  Хозяйства США\Department of Agriculture, в США  также выросло число людей, вынужденных  отказывать себе и своим близким  в питании. В 2000 году на грани недоедания балансировали примерно 10.5% домохозяйств (семья или люди, живущие вместе и ведущие совместное хозяйство) США, или 33.2 млн. американцев. В 2001 году этот показатель вырос до 10.7% (33.6 млн.), в 2002 году - до 11.1% (34.9 млн.). В 2003 году (последние доступные данные) в США насчитывалось 36.3 млн. недоедающих (11.2% домохозяйств), из них около 13 млн. детей. В США и странах Западной Европы недоедание приводит к единичным смертельным случаям. Однако, недоедание является причиной многих летальных исходов, поскольку недоедающие люди не получают достаточно еды, что не позволяет их организмам сопротивляться болезням, ослабляет их и становится причиной несчастных случаев.

Показательно, что по оценкам исследовательского института Bread for the World Institute, эта проблема затрагивает отнюдь не только бездомных жителей США. Периодически недоедают многие пожилые американцы, не скопившие достаточно средств на обеспечение своей старости, матери-одиночки. В декабре 2004 года организация "Конференция Мэров Городов США"\US Conference of Mayors опубликовала результаты исследования, которое показало, что 56% людей, которые обращаются за продовольственной помощью к муниципалитетам США, это семьи с детьми. В 2001 году исследование, проведенное благотворительной организацией America's Second Harvest, показало, что от голода страдают также семьи американцев, которые заняты на низкооплачиваемых работах - фактически, они вынуждены выбирать между оплатой жилья, медицинскими расходами и питанием. Ежегодно благотворительные организации США снабжают продуктами примерно 23 млн. американцев, еще 23.8 млн. получают от штатов специальные средства на покупку еды (так называемые, Food Stamps). Аналитики America's Second Harvest, проанализировавшие аналогичные проблемы, с которыми сталкиваются малообеспеченные жители многих индустриально развитых государств, пришли к выводу, что единственным способом борьбы с голодом и недоеданием является не благотворительность и не социальная помощь, а обеспечение всех трудоспособных людей работой с достойной оплатой.

В каждой стране мира проблема голода имеет свои уникальные причины. В Северной Корее, например, главной  причиной голода (принято считать, что  в конце 1990-х годов несколько  сот тысяч северокорейцев умерли от недоедания) является неэффективное сельское хозяйство. В Судане - непрекращающаяся гражданская война. Иные страны, ранее сталкивавшиеся с голодоморами, продемонстрировали значительные успехи в борьбе с этой проблемой. К примеру, Китай превратился из страны-импортера сельскохозяйственных продуктов, в экспортера и крупнейшего мирового производителя пшеницы. Аналогичных результатов добилась и Индия.

По оценкам ООН, практически  все страны мира обладают потенциалом, позволяющим им производить достаточно продовольствия для обеспечения потребностей своего населения. По состоянию на 2002 год 54 государства мира (в основном, находящихся в Африке) абсолютно не способны прокормить своих граждан. При этом финансовая стоимость программ, которые позволят решить проблему голода в мире, относительно невелика. По оценкам Программы Развития ООН, для этого требуется не более $13 млрд. в год. Для сравнения, по оценкам Стокгольмского Института Исследований Мира\Stockholm International Peace Research Institute, в 2003 году государства мира потратили на военные нужды $932 млрд. Жители США и стран Европейского Союза тратят на покупку корма для собак, кошек и аквариумных рыбок примерно $14.6 млрд. в год.

 

2. Парниковый эффект и  его последствия

 

Парниковый эффект - повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.

Парниковый эффект в  атмосфере нашей планеты вызван тем, что поток энергии в инфракрасном диапазоне спектра, поднимающийся от поверхности Земли, поглощается молекулами газов атмосферы, и излучается обратно в разные стороны, в результате половина поглощенной молекулами парниковых газов энергии возвращается обратно к поверхности Земли, вызывая её разогрев. Следует отметить, что парниковый эффект – это естественное атмосферное явление. Если бы на Земле вообще не было парникового эффекта, то средняя температура на нашей планеты была бы около -21°С, а так, благодаря парниковым газам, она составляет +14°С. Поэтому, чисто теоретически, деятельность человека, сопряжённая с выбросом парниковых газов в атмосферу Земли, должна приводить к дальнейшему разогреву планеты.

Познакомимся подробнее с парниковыми газами, способными потенциально вызвать глобальное потепление. Парниковым газом номер один является водяной пар, его вклад в существующий атмосферный парниковый эффект составляет 20,6 °С. На втором месте находится СО2, его вклад составляет около 7,2°С. Рост содержания в атмосфере Земли углекислого газа сейчас вызывает наибольшую озабоченность, так как растущее активное использование углеводородов человечеством продолжится и в ближайшем будущем. За последние два с половиной века (с начала индустриальной эры) содержание СО2 в атмосфере уже выросло приблизительно на 30%.

На третьем месте  нашего «парникового рейтинга» находится озон, его вклад в общее глобальное потепление составляет 2,4 °С. В отличие от других парниковых газов, деятельность человека наоборот вызывает уменьшение содержания озона в атмосфере Земли. Далее следует закись азота, её вклад в парниковый эффект оценивается в 1,4°С. Содержание закиси азота в атмосфере планеты имеет тенденцию к росту, за последние два с половиной века концентрация этого парникового газа в атмосфере выросла на 17%. Большое количество закиси азота поступает в атмосферу Земли в результате сжигания различных отходов. Список основных парниковых газов завершает метан, его вклад в суммарный парниковый эффект составляет 0,8°С. Содержание метана в атмосфере растёт очень быстро, за два с половиной столетия этот рост составил 150%. Основными источниками метана в атмосфере Земли являются разлагающиеся отходы, крупный рогатый скот, а также распад природных соединений, содержащих в своём составе метан. Особое опасение вызывает то, что способность поглощать инфракрасное излучение на единицу массы у метана в 21 раз выше, чем у углекислого газа.

Наибольшая роль в  имеющем место глобальном потеплении отводиться водяному пару и углекислому  газу. На их долю приходится более 95% всего  парникового эффекта. Именно благодаря  этим двум газообразным веществам происходит разогрев атмосферы Земли на 33°С. Антропогенная деятельность оказывает наибольшее влияние на рост в атмосфере Земли концентрации углекислого газа, а содержание водяного пара в атмосфере растёт вслед за температурой на планете, вследствие увеличения испаряемости. Общий техногенный выброс СО2 в атмосферу Земли составляет 1.8 млрд. т/год, общее количество углекислого газа, которое связывает растительность Земли в результате фотосинтеза составляет 43 млрд. т/год, но почти всё это количество углерода в результате дыхания растений, пожаров, процессов разложения снова оказывается в атмосфере планеты и только 45 млн.т/год углерода оказывается депонированной в тканях растений, болотах суши и глубинах океана. Эти цифры показывают, что деятельность человека потенциально может являться ощутимой силой, влияющей на климат Земли.

3. Радиоактивное и химическое загрязнение геосферы

 

1) Загрязнение водных ресурсов

Вода - это самое распространенное неорганическое соединение на нашей  планете. В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены различные газы и соли, находятся взвешенные твердые частички. В 1 литре пресной воды может содержаться до 1 грамма солей. Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах. На пресные воды приходится всего 2%. Большая часть пресных вод (85%) сосредоточена во льдах полярных зон и ледников.

Наиболее угрожают чистоте водоемов нефтяные масла. Для очистки от нефти  требуется улавливание не только плавающей по поверхности пленки, но и осаждение нефтяной эмульсии. Весьма опасны как загрязнители сточные воды целлюлозно-бумажной промышленности. Стоки этих предприятий поглощают кислород за счет окисления органических веществ, засоряют воду нерастворимыми веществами и волокнами, придают воде неприятный вкус и запах, изменяют цвет, способствуют развитию грибных обрастаний по дну и берегам. Особенно загрязняют водоемы и губительно отражаются на развитии водных организмов сточные воды разнообразных химических заводов. Сбросы ТЭЦ обычно бывают подогреты на 8-10° С выше в сравнении с водой водоемов. При повышении температуры водоемов в них происходит усиление развития микро- и макропланктона, «цветение» воды, изменяются ее запах и цвет.

Источником загрязнения вод  во многих случаях являются коммунальные сточные воды (канализация, бани, прачечные, больницы и др.). Растет численность населения, расширяются старые и появляются новые города. К сожалению, не всегда постройка очистных сооружений успевает за темпами жилищного строительства.

Наибольшую же угрозу жизни водоемов и здоровью людей представляют радиоактивные отходы атомной промышленности. Источником радиоактивного загрязнения водоемов являются заводы по очистке урановой руды и по переработке ядерного горючего для реакторов, атомные электростанции, реакторы. В настоящее время сточные воды повышенной радиоактивности порядка 100 кюри/л и выше подвергаются захоронению в подземные резервуары или закачиваются в подземные бессточные бассейны.

Установлено, что морская вода способна разъедать контейнеры, их опасное содержимое распространяется в воде. Последствия радиоактивного загрязнения от неправильного захоронения отходов сказались в Ирландском море, где радиоактивными изотопами были заражены планктон, рыбы, водоросли, а также пляжи. Спуск радиоактивных отходов в моря и реки, как и захоронение их в верхних водонепроницаемых слоях земной коры, нельзя считать разумным решением этой важной современной проблемы. Требуются дополнительные научные исследования способов нейтрализации радиоактивных загрязнений в водоемах.

В организмах растений и животных происходят процессы биологической  концентрации радиоактивных веществ  на протяжении цепей питания. Концентрированные  мелкими организмами эти вещества затем попадают к другим животным, хищникам, где образуют опасные концентрации. Радиоактивность некоторых планктонных организмов может в 1000 раз превышать радиоактивность воды.

Информация о работе Глобальные проблемы человечества