Глобальные проблемы человечества и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 23:20, контрольная работа

Описание работы

Этимологический термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус", то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на ней процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность. Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей. По сравнению с прошлыми периодами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную с общей судьбой и общей ответственностью.

Содержание работы

Введение:
1.Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация
2. Проблема ядерного оружия и ядерной катастрофы.
3. Стратегия развития энергетики. Атомная энергетика сегодня и завтра.
4.Энергетика будущего
5.Демографические проблемы человечества. Обеспечение питанием населения Земли.
6. Загрязнение окружающей среды и проблема защиты озонового слоя.
7. Возможности человека в преодолении глобальных проблем.
8. Наука как компонент духовной культуры
9. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству
10. Заключение.
11.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История мировой культуры.docx

— 51.86 Кб (Скачать файл)

Глобальное сознание в одном из своих главных аспектов есть сознание заботы о собственной стране, ее благополучии и процветании, так как взаимозависимость стран, характерная для современного мира, не может быть истолкована в том смысле, что мировое сообщество обязано выводить отдельную страну из кризиса и направлять ее по пути процветания. Ответственность за планету не может не начинаться с ответственности за свою страну, так как кризис государственности отдельно взятой страны осложняет мировую ситуацию в политическом аспекте; экологический и ресурсный кризисы ставят под угрозу экологическое равновесие и осложняют проблему ресурсов в мировом масштабе; экономический кризис приводит к социальным последствиям в других странах.

В настоящее время позиция активизма, на которую раньше ориентировалось общество, исчерпала свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить ничему позитивному. Однако не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах выживания.

 

8. Наука как компонент духовной культуры

Наука это один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Наука - это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это - и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Наука - это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Вся современная цивилизация, подавляющая часть материальной культуры общества создана на базе науки, и прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы - особенно в настоящую эпоху - существенно определяет и содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов.

Что же такое наука, и какое место в ней занимает естествознание? Постараемся ответить на эти вопросы. Начнем с выработки общего представления о науке как некоторой важной части духовной культуры.

Для этого необходимо, прежде всего, прояснить, что такое культура. Культура - одна из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности. Под культурой в самом широком смысле этого слова принято понимать все то, что создано человеком (его деятельностью, трудом), человечеством в ходе его истории в отличие от природных процессов и явлений. Главная отличительная черта системы человеческой культуры состоит в том, что она созидается человеческим трудом. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Значит, культура - это опредмеченный мир человеческой духовности.

Мир культуры окружает каждого. Каждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку он усваивает (выработанные предыдущими поколениями людей) формы деятельности по производству и использованию предметов культуры. В семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, распредмечиваем ее для себя. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, навыки, умения, мировоззрение, ценности, потребности и др. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.

Понятие культуры очень широкое. Оно охватывает по сути бесконечное множество самых разнообразных вещей и процессов, связанных с деятельностью человека и ее результатами. Многообразную систему современной культуры в зависимости от целей деятельности принято подразделять на две большие и тесно связанные области материальную культуру и духовную культуру.

Понятие материальная культура характеризует результаты и средства материальной жизни людей, которая связана с производством предметов, вещей, обеспечивающих природно-биологическое существование человека, удовлетворяющих исходные потребности людей - в пище, одежде, жилье и др.

Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека. Духовные потребности это потребности в развитии, совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций, переживаний и др. Существование духовных потребностей в конце концов и отличает человека от животного. Духовные потребности удовлетворяются в ходе не материального, а духовного производства, в процессе духовной деятельности.

Продуктами духовного производства являются идеи, понятия, представления, научные гипотезы, теории, художественные образы, сюжеты художественных произведений, моральные нормы и правовые законы, политические взгляды и программы, религиозные воззрения и др. Все эти продукты духовной деятельности воплощаются в своих особых материальных носителях. В качестве таких носителей выступают: язык (универсальный и исторически первый материальный носитель мысли), книги (в древности папирусы, рукописи), произведения искусства (картины, архитектурные сооружения, скульптуры и др.), ленты кинокартин, видеокассеты, графики, чертежи и др.

В народе говорят: не хлебом единым жив человек. Другими словами, жизнь человека состоит не только и не столько в удовлетворении материальных (т.е. в конце концов биологических) потребностей, сколько в активности его внутреннего, духовного мира. Потребляя продукты духовной культуры (когда мы читаем книгу, смотрим в музее картину или в кинотеатре кинофильм, слушаем музыку и т.д.), мы обогащаем, развиваем свой внутренний, духовный мир (мир знаний, образов, ценностей, переживаний). При этом мы создаем условия для совершенствования не только духовной, но, в конце концов, и материальной деятельности. Более того, человек в ходе своей жизни может не только потреблять продукты духовной культуры, созданные другими людьми; он может - и призван к этому - создавать новые элементы духовной культуры.

Человек по своей сути не потребитель, а творец культуры. Вершиной духовной деятельности человека является его собственное участие в создании новых элементов духовной культуры. В таком случае человек становится ТВОРЦОМ культуры, а его деятельность творческой. В творчестве новых элементов духовной культуры проявляется высшее предназначение человека.

Какие же основные компоненты духовной культуры? Анализ системы духовной культуры как целого позволяет выделить следующие основные компоненты духовной культуры: политическое сознание, правосознание, мораль, искусство, религия, философия и, наконец, наука. Каждый из этих компонентов имеет свой определенный предмет, свой специфический способ отражения, выполняет в жизни общества свои определенные социальные функции, содержит в себе (в разных пропорциях) познавательные и оценочные моменты - систему знаний и систему оценок.

Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры. Наука занимает особое и важнейшее место в духовной культуре которое определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, т.е. в материально-предметном преобразовании мира. Материально-предметное, практическое изменение мира невозможно без познания мира. Познание является внутренним, неотъемлемым моментом практической деятельности. Практика и познание взаимно дополняют и опосредуют друг друга. Познание порождается практикой человека и в конечном счете нацелено на ее совершенствование. Познание начинается в практике, в материально-производственной деятельности человека и заканчивается в ней.

Часто понятия наука и познание отождествляются. Но такое отождествление является упрощением. Ведь познание может быть донаучным, вненаучным и научным. Наука представляет собой лишь одну из исторических форм познания мира. Долгое время познание развивалось в донаучных формах (мифология, религия и др.). Вместе с тем, некоторый познавательный момент несомненно (был всегда и сейчас) свойственен и ненаучным формам духовной культуры - искусству, политическому сознанию, правосознанию, морали и даже религии.

Наука стремится к максимальной точности, объективности. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует как бы "сам по себе", независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.

Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания. Научные знания выражаются в различных формах: в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Научные знания достигаются посредством проверенных практикой методов познания. Научное знание дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека.

 

9. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству

 

Современная наука это сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их тысячи. Как разобраться в таком большом количестве наук?

В системе науки можно выделить две основные подсистемы: фундаментальные и прикладные науки .

Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира как они существуют как бы сами по себе, безотносительно к интересам и потребностям человека. К фундаментальным наукам относятся: математические науки, естественные науки (механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, антропология и др.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, статистика, демография, науки о государстве, праве, история искусства и др.), гуманитарные науки (психология и ее отрасли, логика, лингвистика, филология и др.). Фундаментальные науки потому и называются фундаментальными, что своими основополагающими выводами, результатами, теориями они определяют содержание научной картины мира.

Прикладные науки нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальной наукой знаний объективных законов мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся: кибернетика, технические науки (прикладная механика, технология машин и механизмов, сопротивление материалов, техническая физика, химико-технологические науки, металлургия, горное дело, электротехнические науки, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные науки (агрономические, зоотехнические); медицинские науки; педагогическая наука и др. В прикладных науках фундаментальное знание приобретает практическое значение, используется для развития производительных сил общества, совершенствования предметной сферы человеческого бытия, материальной культуры.

Существуют немалые различия между естественнонаучными и гуманитарным познанием.

Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное и абстрактное, гуманитарное познание - на специальное, конкретное и уникальное, неповторимое; естествознание стремится описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные характеристики объекта.

Гуманитарные науки стремятся прежде всего понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и содержания объекта познания и своего отношения к нему; и др. В 60-70-е годы в массовом сознании, в молодежной, студенческой среде эти различия отражались в формах разного рода диспутов между физиками, ориентированными на строго рационалистические и надличностные каноны естествознания (только физика - соль, остальное все - ноль), и лириками, воспитанными на идеалах гуманитарного познания, включающих в себя не только объективное отражение социальных процессов и явлений, но и субъективно-личностное их переживание и толкование.

Художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира вовсе не исключают абсолютно друг друга. Ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, а значит обладать тонким художественным вкусом. И действительно, многие ученые прекрасно разбираются в искусстве, в живописи, литературе, прекрасно играют на музыкальных инструментах, стремятся к глубокому переживанию прекрасного. Более того, само научное творчество выступает для них как некий вид искусства.

Интуиция и логика присущи как науке, так и искусству. В единой системе духовной культуры наука и искусство не исключают, а предполагают и дополняют друг друга там, где речь идет о формировании целостной гармонической личности, о полноте человеческого мироощущения.

Информация о работе Глобальные проблемы человечества и культура