Естественнонаучный подход к изучению природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 09:32, реферат

Описание работы

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………….………….3
Общенаучные методы эмпирического познания ………………….……………..5
Научное наблюдение…………………………………………………………….………5
Эксперимент…………………………………………………………………………..………7
Измерение……………………………………………………………………………………..11
Общенаучные методы теоретического познания………………………………15
Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент…..….15
Формализация. Язык науки……………………………………………………..…….19
Индукция и дедукция……………………………………………………………………..22
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом
и теоретическом уровнях познания…………………………………….……….……..26
Анализ и синтез………………………………………………………….………….……….26
Аналогия и моделирование……………………………………….……….…………28
Недостатки естественнонаучного подхода…………………………………………..……….31
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………….……..…31
Список литературы……….………………………...………………………

Файлы: 1 файл

Естественнонаучный подход к изучению природы РЕФЕРАТ.docx

— 77.70 Кб (Скачать файл)

Анализ и синтез с успехом  используются и в сфере мыслительной деятельности человека, т. е. в теоретическом познании, Но и здесь, как и на эмпирическом уровне познания, анализ и синтез — это не две оторванные друг от друга операции. По своему существу они — как бы две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.

3.2. Аналогия и моделирование

Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии.

Если  делается логический вывод о наличии  какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии. Ход такого умозаключения можно представить следующим образом. Пусть имеется, например, два объекта А и В. Известно, что объекту А присущи свойства P1 Р2,..., Рn, Рn+1. Изучение объекта В показало, что ему присущи свойства Р1 Р2,..., Рn, совпадающие соответственно со свойствами объекта А. На основании сходства ряда свойств (Р1 Р2,..., Рn) у обоих объектов может быть сделано предположение о наличии свойства Рn+1 у объекта В. Примером такого умозаключения может служить следующее: из посылки «Все студенты первого курса изучают КСЕ» и посылки:«Иванов учится на первом курсе» cледует логический вывод: «Иванов изучает КСЕ».

Степень вероятности получения  правильного умозаключения по аналогии будет тем выше: 1) чем больше известно общих свойств у сравниваемых объектов; 2) чем существеннее обнаруженные у них общие свойства и 3) чем глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств. При этом нужно иметь в виду, что если объект, в отношении которого делается умозаключение по аналогии с другим объектом, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого должен быть сделан вывод, то общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение.

Указанные соображения об умозаключении  по аналогии можно дополнить также и следующими правилами:

1) общие свойства должны быть  любыми свойствами сравниваемых объектов, т. е. подбираться «без предубеждения» против свойств какого-либо типа; 2) свойство Рn+1 должно быть того же типа, что и общие свойства Р1 Р2,..., Рn; 3) общие свойства Р1 Р2, ..., Рn должны быть возможно более специфичными для сравниваемых объектов, т. е. принадлежать возможно меньшему кругу объектов; 4) свойство Рn+1, наоборот, должно быть наименее специфичным, т. е. принадлежать возможно большему кругу объектов.

Существуют  различные типы выводов по аналогии. Но общим для них является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте. Поэтому вывод по аналогии в самом общем смысле можно определить как перенос информации с одного объекта на другой. При этом первый объект, который собственно и подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования первого объекта (модели), называется оригиналом (иногда — прототипом, образцом и т. д.). Таким образом, модель всегда выступает как аналогия, т. е. модель и отображаемый с ее помощью объект (оригинал) находятся в определенном сходстве (подобии).

«Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал».

В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования.

1. Мысленное (идеальное) моделирование. К этому виду моделирования относятся самые различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей. Следует заметить, что мысленные (идеальные) модели нередко могут быть реализованы материально в виде чувственно воспринимаемых физических моделей.

2. Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свойств модели судят о явлениях, происходящих (или могущих произойти) в так называемых «натуральных условиях». Пренебрежение результатами таких модельных исследований может иметь тяжелые последствия.

3. Символическое (знаковое) моделирование. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графовые представления (в виде графиков, номограмм, схем и т. п.) исследуемых объектов. Особой и очень важной разновидностью символического (знакового) моделирования является математическое моделирование. Символический язык математики позволяет выражать свойства, стороны, отношения объектов и явлений самой различной природы. Представленная система уравнений вместе с известными данными, необходимыми для ее решения называется математической моделью явления.

4. Численное моделирование на компьютере. Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели.

Метод моделирования  непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания.

Н Е Д О С Т А Т К  И

К недостаткам естественнонаучного  подхода можно отнести то, что  он требует наличия множества  однородных по каким-либо признакам  явлений (объектов ). Ценность подхода  во многом зависит от выбора признаков, являющихся общими для элементов  множества и подлежащих оцениванию. Если признаки  являются не существенными, а второстепенными, то правдоподобность выводов значительно снижается. Кроме того, качество оценок зависит  от объема множества, коррелированности  наблюдений. Широко распространены интервальные оценки в предположении о вероятностном  распределении измеряемых величин, отвечающих одному из типовых (стандартных) законов распределения случайных  величин.

В ряде гуманитарных наук, например в истории, трудно подвести отдельные события под какой-либо общий закон или теорию (т.e. не имеется возможности набрать статистику однородных событий). Поэтому многие историки возражают против переноса естественнонаучных методов для анализа исторических процессов.  Для объяснения событий ими предлагаются методы телеологии, опирающиеся не на причинные законы и направленные на раскрытие целей, намерений, поведения, деятельности людей.

З А К Л Ю Ч Е Н И  Е

Один  из старинных девизов гласит: “знание  есть сила” Наука делает человека могущественным перед силами природы. Великие научные открытия всегда оказывали колоссальное  воздействие  на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в  ХVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации; открытие в ХIХ в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в ХХ в, теории атомного ядра, а вслед за ним - открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине ХХ в. молекулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью; и др. Большая часть современной материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др.

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Концепции    современного    естествознания:

К 64 Под ред. профессора С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия» — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов Н/Д: «Феникс», 2003.

 

    1. Алексеев С.И. «Концепции современного естествознания »/ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2003.
    2. В.А. Кукк, С. В. Сергеев, Б. А. Решетников. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – 2-е изд. доп. и перераб. – Челябинск: Изд-во. ЮУрГУ, 2006.

Информация о работе Естественнонаучный подход к изучению природы