Добродетель и порок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:12, доклад

Описание работы

Добродетель и порок – и то, и другое концентрируются вокруг своего критерия, обусловленного Природой, свойствами личности или общества. Эти критерии, как правило, внешние. Как то, так и другое может частично характеризовать целостность организма человека.
Наличие порока в человеке не означает, что он несовершенен. Ибо совершенство необходимо рассматривать с двух позиций: каков человек в проявлениях и каков человек потенциально в своих способностях. Поэтому Человек больше похож на маятник: добродетель-порок.

Файлы: 1 файл

Добродетель и порок1.doc

— 707.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГУММАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД 

 

На тему:  «Добродетель и порок»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 1 курса 

Группы Э-101

Минеева Виктория

 

 

 

 

 

 

 

Г.Москва

2012г.

 

Добродетель и порок – и то, и другое концентрируются вокруг своего критерия, обусловленного Природой, свойствами личности или общества. Эти критерии, как правило, внешние. Как то, так и другое может частично характеризовать целостность организма  человека.

Наличие порока в человеке не означает, что он несовершенен. Ибо  совершенство необходимо рассматривать с двух позиций: каков человек в проявлениях и каков человек потенциально в своих способностях. Поэтому Человек больше похож на маятник: добродетель-порок. Порок часто становится трамплином на пути совершенствования, если не только осознаётся, но и преодолевается с помощью управляемой воли.

Слово «добродетель»  имеет два значения:

  1. выражает некоторое обобщенное качество человека -соответствовать тому образу личности, который предполагается так или иначе толкуемой моралью;

2) обозначает конкретное  моральное качество.

Кант определял добродетель  как силу в исполнении своего долга, «образ мыслей, имеющий твердую основу и направленный на то, чтобы точно  исполнять свой долг». 
 Добродетель и порок - это не просто качества личности, служащие основанием для ее оценки другими людьми. Добродетель - установка, решимость, намерение человека действовать в соответствии с моральными принципами. Установка на добродетель предполагает в человеке чувство собственного достоинства и гордости, а также стремление его сохранить. Из уважения к себе человек не может позволить себе совершить определенные поступки. Установка на добродетель основана на целостности внутреннего мира человека, осознании самоадекватности. 
 Аристотель в своем учении о добродетелях утверждал, что добродетель является: 
- «способностью поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий»; 
- «золотой серединой» между двумя крайностями: избытком и недостатком.

 
 Порочность-противоположность добродетели. Каждой добродетели соответствуют две крайности, два порока (например, мужество - середина между безрассудной отвагой и трусостью). 
 Аристотель различает добродетели ума и характера. Первые развиваются в человеке благодаря обучению -мудрость, рассудительность. Вторые следуют из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, что способствует формированию его характера. 
Аристотель утверждал, что человек, обладающий истинным знанием, в чем состоит добродетель, не будет вести себя противоположным образом.  Согласно Аристотелю «знать» - значит не только обладать знанием, но и применять его на практике. 
 Согласно христианской этической концепции добродетель как сила души дается каждому человеку через благодать, в откровении. Как знание она дана через закон. Но через закон узнается и грех. Бог дает закон, предполагая возможные последствия своеволия человека. 
 По Аристотелю, если человек знает одно, а поступает по-другому, то он не знает и ему следует добиваться истинного знания, выдерживающего испытание практической деятельностью. По христианской концепции, если человек знает, что есть добродетель, но поступает по-другому, значит его тело предано греху, и он должен отрешиться от греха. По обеим версиям добродетель обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта. 

Бенджамин Франклин в своей автобиографии  систематизировал «тринадцать добродетелей»:

  1. Воздержание. — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
  2. Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
  3. Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.
  4. Решительность. — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
  5. Бережливость. — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
  6. Трудолюбие. — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
  7. Искренность. — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
  8. Справедливость. — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
  9. Умеренность. — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
  10. Чистота. — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
  11. Спокойствие. — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
  12. Целомудрие. — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо еще.
  13. Скромность. — Подражать Иисусу и Сократу.

Цитаты, афоризмы и пословицы:

  • Всякий порок лишь усугубляется от попыток скрыть его под личиной добродетели. (Эразм Роттердамский)
  • Гордость искореняет все пороки, кроме себя самой. (Ральф Эмерсон)
  • Тщеславие — порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга. (Филип Дормер Стенхоп Честерфилд)
  • Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. (Цицерон)
  • Благодарность — самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность — худший из пороков. (Томас Фуллер)
  • Пороки усваиваются и без учителей.
  • Иные пороки проникают в нас под видом добродетелей.
  • Всякое излишество — порок. (Сенека)
  • С людьми живи в мире, но воюй с пороками. (Публий Сир)
  • Среди других прегрешений пьянство — порок особенно грубый и низменный. (Мишель де Монтень)
  • Скрывать свои пороки людям выгодно, но час придёт, и истина раскроется. (Федр)
  • Все модные пороки слывут добродетелями. (Жан Батист Мольер)
  • Кто поощряет порок, тот оскорбляет тем самым добродетель. (Томас Манн)
  • Лишить порок надежды — значит дать оружие добродетели. (Гастон де Левис)
  • Мы часто не предаемся какому-либо пороку лишь потому, что от этого нас удерживают другие пороки. (Франсуа де Ларошфуко)
  • Увлечения молодых людей в старости оказываются пороками. (Жозеф Жубер)
  • Недоверчивость бывает пороком глупца, а доверчивость — слабостью умного. (Дени Дидро)
  • Самое лучшее употребление пороков — это использовать один из них в борьбе против других. (Уильям Гэзлитт)
  • Как тяжесть собственного тела носишь, не замечая ее веса, и чувствуешь каждую постороннюю тяжесть, так точно не замечаешь и собственных пороков и недостатков, а видишь только чужие. Для этого каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки, недостатки и всякого рода дурные и противные стороны. Однако он большею частью поступает при этом, как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку. (Артур Шопенгауэр)
  • Пороки, которые мы высмеиваем в других, смеются над нами в нас самих. (Чарлз Браун)
  • Хорошо не иметь пороков, но плохо не подвергаться искушениям. (Уолтер Бэджот)
  • Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше. (Гораций)
  • Нет большего порока чем трусость!. (Булгаков)
  • У кого много пороков, у того много и повелителей. (Франческо Петрарка)
  • Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие. (Мишель Монтень)
  • Иные наши пороки - только отростки других, главных: они отпадут, как древесные ветки, едва вы срубите ствол. (Блез Паскаль )
  • Бедность не порок, а мать всех пороков. (NN (Неизвестные)
  • От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения. (Мишель Монтень)
  • Кто согрешит в чем-то одном, тот становится виновным во всем. (Апостол Иаков)
  • Видя чужие пороки, умный избавляется от своих. (Публилий Сир)
  • Что было пороками, то теперь нравы. (Сенека Старший)

 

«Дети — жертвы пороков взрослых» — скульптурная композиция М. М. Шемякина, расположенная на Болотной площади Москвы. Композиция задумана автором как аллегория борьбы со злом и пороками:

«Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься.» М. Шемякин

              НАРКОМАНИЯ                                                                                               ПРОСТИТУЦИЯ

  •                                                            

      ВОРОВСТВО                                                                                                        АЛКОГОЛИЗМ

  •                                                                 

 

        

 

               НЕВЕЖЕСТВО                                                                                                 ПРОПОГАНДА НАСИЛИЯ

  •                                                               

          ЛЖЕУЧЕНОСТЬ                                                                                                        РАВНОДУШИЕ

  •                                                                   

САДИЗМ                                                                                                              ДЛЯ БЕСПАМЯТНЫХ

  •                                                                  

ЭКСПЛУАТАЦИЯ  ДЕТСКОГО ТРУДА                                                                                 НИЩЕТА

  •                                                                  

ВОЙНА

 

 

 

 

 




Информация о работе Добродетель и порок