Человек в научной картине мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:04, доклад

Описание работы

Старая физика представляла Вселенную как часовой механизм, неукоснительно следующим по предначертанному пути и помещенным в абсолютное пространство-время. Старой физике был присущ «редукционизм» (убеждение в возможности объяснить все путем разложения на составные части). Ньютон считал, что сложные движения можно объяснить, рассматривая простые тела небольших размеров, на которые действуют силы со стороны других подобных тел. Хотя падение листа с дерева может быть чрезвычайно сложным, движения отдельных частиц должны в принципе подчиняться простым математическим законам.

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 26.61 Кб (Скачать файл)

Но первобытный человек  если и не умеет правильно связывать  явления, зато «знает» и чувствует  их внутреннюю природу. У первобытного человека внешний и внутренний опыт предстает как нечто неосознанное, непроясненное сознанием.

2. Религиозно-магическое  мышление есть эмоциональное,  а не познавательное мышление. Эмоциональная сфера появляется  у высших позвоночных. Эмоциональная  сфера позволяет высшим животным  гибко реагировать на среду.  Благодаря эмоциональной сфере  выстраивается иерархия мотиваций.  Значимость мотивов будет определяться  по степени эмоционального эффекта.

Например, факторы, угрожающие жизни будут сильнее, так как  будут подавлять нейровозбуждение, вызванное другими факторами. Нейроарсенал высшего позвоночного – это не только видовая программа, но и эмоциональная  сфера. Эмоциональная сфера способствует более гибкой адаптации к изменяющемуся  миру. Животные с эмоциональной сферой опережающим образом реагируют  на изменении ситуации либо бегством, либо активной стратегией защиты. Таким  образом, эмоциональность первобытного человека отвечает за его выживание, прежде всего.

3. Первобытное мышление  отличается зависимостью от групповой  идеологии традиционализма. Внушаемость  авторитарным воздействиям составляет  третью черту первобытной мысли.  Преемственность свойственна первобытным  обществам.

Указанные три черты религиозно-магического  образа мыслей продолжают сосуществовать бок о бок с культурным мышлением  человека вплоть до наших дней. Более  того, культурная деятельность человека может осуществляться лишь на основании  архаичного мышления, а не минуя  его. Другими словами, культурная деятельность человека вобрала в себя в преобразованном  виде архаичный образ видения. Так, чтобы правильно (логически, диалектически) связывать явления (творческая комбинаторная  деятельность), надо «знать» (чувствовать) внутреннюю природу этих явлений. Далее, только перед взором человека, обладающим определенной смелостью, эмоциональностью (страстностью), предстают сокрытые до этого вещи. Другими словами, эмоциональность  формирует интерес к объекту, объект становится ценным.

Первобытное мышление нашло  выражение в мифологии. Мифология  связана с особенностями отношения  к миру архаичного человека. Так  мифологии присущи следующие черты:

1. Синкретизм (от греч. соединение) – нерасчлененность, характеризующая  неразвитое состояние какого-либо  явления (например, искусства на  первоначальных стадиях человеческой  культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психических функций на ранних ступенях развития ребенка). И действительно в мифе уживается друг с другом многое из того, что впоследствии в истории в процессе своего развития находилось в состоянии войны, борьбы.

2. Мифология тесно связана  с ритуалом, миф не рассказывается, а проигрывается по особым  случаям. Пока мифология проигрывается,  она застрахована от добавлений  и искажений первоначального  смысла.

3. Миф связан с обрядом  инициации, посвящения, широко распространенном  в родовых обществах, обряд,  в ходе которого юношам и  девушкам передавали аккумулированный  в мифе опыт и переводили  их в полноправных членов племени.

В.Я. Пропп в «Морфологии  сказки», которой суждено было стать  классической, показал, что все волшебные  сказки, несмотря на их видимое разнообразие, имеют одну и ту же скрытую структуру. В качестве инвариантов выступают 31 функция и последовательность их всегда одинакова. Что же касается персонажей, мотивировки отсылки (например, две функции из 31-ой – это отсылка  и выход в поиск) и прочее, то это «величины» переменные.

В другой своей работе «Исторические  корни волшебной сказки» Пропп  объясняет происхождение этой структуры  связью с магическим обрядом инициации. Инициация – это второе рождение человека, рождение не по названию, а  по сущности. Другими словами, мифология  готовила человека к выживанию, передавала ему знание и отношение к миру, которое помогло бы ему выжить.

 

 


Информация о работе Человек в научной картине мира