Человек, как социального существо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность - все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе.
Современное человечество представляет собой систему, основанную на все расширяющейся эксплуатации воды, биогенов, энергии, почвы и других органических ресурсов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность и понятие человека, как социального существа……………………………………………………………………….3
§ 1. Кто такой человек? …………………………………………………3
§ 2. Понятие целостности человеческой личности ……………………4
Глава II. Экология человека и медицина…………………………………….5
§ 1. Здоровье человека……………….……………………………..........5
§ 2. Проблема болезни и здоровья………………………………………7
§ 3 Единство человека и природы………………...………………….....8
Глава 111. Эмоции, творчество……………………………………………....9
§ 1. Эмоции……………….…………………………….............................9
§ 2. Творчество…………………………………………………………..14
§ 3 Работоспособность………………...………………………………...15
§ 4 Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности…15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………............18

Файлы: 1 файл

Реферат по Естествознанию.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

Проблему болезни и здоровья в общебиологическом плане следует  рассматривать в единстве с проблемой  сущности жизни и обмена веществ. Здоровье и болезнь являются специфическими формами проявления жизнедеятельности  организма, основным содержанием которого является обмен веществ. Болезнь  означает нарушение согласованности  течения обменных процессов в  целом или некоторых его видов (белкового, водного, углеводного). Болезнь  обычно является нарушением многих обменных процессов. Эти нарушения могут  быть как количественными, так и  качественными. В свою очередь повышение  и понижение интенсивности обменных процессов, выходя за рамки нормы, нередко  ведут к качественным сдвигам  и изменениям в организме и  возникновению того или иного  заболевания.

Современная медицина достигла уровня, когда ставится вопрос о разработке критериев и прогнозов психического и физического развития человека с учетом воздействия на него НТП, изменяемой социальной и экологической  среды. Научно-технические достижения усиливают возможности направленного  воздействия медицины на развитие человека, способствуя продлению его творческого  долголетия. Увеличение продолжительности  жизни должно сопровождаться продлением творческого периода деятельности человека.

Пока еще окружающая среда способна восстанавливать равновесие, нарушенное в результате хозяйственной деятельности человека, адаптируясь к этой деятельности. Однако адаптационные механизмы  биосферы оказываются сейчас на грани  истощения, работают на пределе своих  возможностей. На этой основе возникают  негативные необратимые сдвиги и  изменения, способные пагубно влиять на жизнедеятельность животного  и растительного миров, а также  человека.

           § 3. Единство человека и природы

             Лекарства для лечения болезней человек стал применять еще в глубокой древности, когда, подражая животным, отыскивал целебные растения и использовал их. К древним временам относятся и попытки систематизировать лекарственные вещества. Сведения о них мы находим в сочинениях Гиппократа. В этот период человек использовал, в основном, средства, содержащиеся в биологических объектах.

По мере развития науки и техники  появилась возможность синтезировать  различные органические и неорганические препараты. Однако многие ими злоупотребляют. В результате мы все чаще сталкиваемся с людьми, приучившими себя к постоянному  приему лекарств. Многие в этой связи  страдают лекарственными аллергиями. Широко известны факты, когда многие препараты в момент их выпуска  считались безвредными, а с течением времени выявились их опасные  свойства.

Многие лекарственные вещества наряду с полезным действием вызывают вредные побочные эффекты, например, нарушают течение обменных процессов, деятельность различных внутренних органов, эндокринных желез. В результате бесконтрольного применения препаратов у болезнетворных организмов возникают  «привыкание» и невосприимчивость  к этим лекарствам, а болезнь переходит  в хроническую форму. Кроме того, антибиотики замедляют развитие, как вредных микроорганизмов, так  и полезных, а в итоге мы имеем  трудноизлечимые грибковые заболевания.

Вывод напрашивается сам собой: если и принимать лекарства, то только те, которые стимулируют работу самого организма, не вмешиваясь грубо в  процессы жизнедеятельности. Или вообще постараться избегать применения лекарств и перейти к природотерапии.

Природотерапия - это сознательное или стихийное, непреднамеренное использование бальнеологических ресурсов природы: воздуха, воды, солнца, красоты ландшафтов, запахов растений, фитонцидов и т.д. в излечении и профилактике болезней.

Человек формировался среди естественной природы и связан с нею тысячами нитей. Шум леса, воздух, насыщенный легкими ионами, фитонцидами и  кислородом, тысячелетиями стимулировали  обменные процессы человека. Окружающая нас среда - будь то лес или поле, пахучие травы и цветы, тенистые парки или солнечные поляны, природные источники и родники, - содержит в себе столько лечебных свойств и факторов, что при умелом подходе их можно применять при всех болезнях и часто даже с большим эффектом, чем широко известные и модные лекарственные препараты.

Благотворное воздействие природы  на здоровье человека хорошо было известно и крестьянам, которые широко пользовались природотерапией, На работающих или отдыхающих на лоне природы бальнеологические факторы действуют в комплексе и очень эффективно. Крестьяне же постоянно жили среди этих факторов естественной среды, незагрязненной природы восстанавливая силы непосредственно при общении с природой.

 

               Глава III. . Эмоции, творчество

              § 1. Эмоции

            Личность формируется и проявляется  во взаимоотношении с окружающей  средой. Особое значение в этой  отражательной и познавательной  деятельности, регулировании ее  поведения занимают эмоции. Это  тот внутренний механизм, при  участии которого внешние раздражители  превращаются в мотивы; создаются  оптимальные условия для приспособления  организма к окружающей среде  и нормального функционирования  организма, направленного на познание  среды и ее творческое преобразование. Вполне правомерно, поэтому утверждение,  что своеобразие личности в  значительной степени определяется  особенностями ее эмоционального  реагирования.

Эмоции расцвечивают нашу жизнь, определяя степень активности человека. От них во многом зависит  наше отношение к людям, событиям, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов  и тканей организма, а, следовательно, влияют на здоровье.

На характер эмоций влияют архитектура города, состояние жилых  помещений, мебель, предметы обихода, одежда, окружающая нас природа, выполняемая  нами работа, различные моральные  и материальные факторы. Но особенно большое действие на эмоциональную  сферу оказывают люди, среди которых  мы живем, работаем, отдыхаем, наши взаимоотношения  с этими людьми, умение активно  корректировать состояние собственных  эмоций.

Французское слово «emotion» произошло от латинского «emoveo», что означает «потрясаю», «волную». Со временем значение этого слова несколько изменилось и сейчас можно сказать, что эмоция - обобщенная чувственная реакция, возникающая на разнообразные по характеру сигналы, обязательно влекущая за собой изменения в физиологическом состоянии организма. Эмоции - это реакции человека или животных на воздействие внутренних или внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды чувственности и переживаний. Эмоциями, или чувствами, называют психические состояния, отражающие субъективное отношение индивида к окружающей среде в зависимости от возраста и внешних воздействий,

Приспособительный характер эмоций

Приспособительный характер эмоций не вызывает сомнений. Возникнув и развившись на заре человеческого  существования, они несли несколько  функций, общих с животным миром. Прежде всего, имеется в виду приведение организма в состояние «боевой готовности». Эта роль наших чувств отражена в книге Ч. Дарвина «Выражение эмоций у животных и человека», вышедшей в свет в 1872 г., где он на большом фактическом материале показал общность внешних выразительных движений, возникающих в зависимости от внутренних и внешних причин: голод, ярость, жажда, страх и т.п. Особое внимание он уделил в этой книге оценке гибкой системы мотиваций, имеющих врожденный характер и названных им инстинктами. На разных ступенях эволюционной лестницы, с развитием и усложнением нервной системы, оценка ситуаций мозгом становится все более тонкой и дифференцированной.

Ориентировочный инстинкт эмоций

Другая биологически целесообразная функция эмоций заключается  в оценке происходящего вокруг - это так называемый ориентировочный инстинкт эмоций. Сигнальный характер эмоций животного и человека позволяет оценить уровень энергетического потенциала (например, появление усталости, которая, однако, может исчезнуть под влиянием страха или ярости), и осознать угрозу организму (так, реакция боли может свидетельствовать о развивающемся воспалительном процессе).

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее  живым существам определять биологическую  значимость состояний организма  и внешних воздействий. Эмоции по своему происхождению представляют форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые  действия, целесообразность которых  остается для него скрытой. Люди смогли разгадать тайну молнии и грома, вычислить расстояние до звезд, создали  теорию относительности, проникли в  микромир, достигли Луны, но до сих пор  не могут утверждать, что полностью  познали самих себя, хотя всегда с упорством и настойчивостью стремились понять механизмы, определяющие возможность жить, чувствовать, мыслить. Одним из путей к самопознанию является изучение проблемы эмоций, к которым тысячи лет проявляли интерес представители самых различных профессий.

Высший продукт развития эмоций человека - это устойчивые чувства  к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации, в процессе творчества. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор параметров общения и определяя его способы и средства.

Виды эмоций

Эмоции характеризуются  широким спектром разнообразных  форм и оттенков. Радость и печаль, тревога и разочарование, гнев и  страх, тоска и удовольствие - все это различные эмоциональные состояния. По сути, у человека всегда имеются те или иные эмоции.

Древние китайцы признавали 7 основных эмоций: радость, гнев, печаль, веселье, любовь, ненависть и желание.

Эмоции принято делить на:

· стенические, т.е. тонизирующие, возбуждающие (радость, злость, гнев);

· астенические, т.е. подавляющие  активность человека, тормозящие, расслабляющие (тоска, тревога, благодушие).

И стенические и астенические эмоции могут быть и положительными и отрицательными в зависимости от того, как оценивает их сам человек, под каким знаком они воспринимаются его сознанием.

Положительные и отрицательные  эмоции - это такие разновидности  эмоций, которые оцениваются по признаку доставленного удовольствия или  неудовольствия. Первые из них - радость, блаженство, любовь, симпатия и т.п., содействуют, как правило, упрочению полезных навыков и действий. Вторые, к которым относятся горе, презрение, ненависть, зависть, разочарование, испуг, тревога, стыд, раскаяние, ревность и т.п., помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов.

Но такое альтернативное деление не всегда оправданно, так  как и в отрицательных эмоциях  заложено «рациональное» зерно. Это  хорошо подметил К.Г. Паустовский: «Способность ощущать печаль - одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного».

В психологии принято разделять  эмоции на низшие и высшие. К первым относятся эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями - чувством голода, жажды, оборонительным инстинктом. Именно благодаря этим простым эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, руководствуясь древним и универсальным критерием, свойственным всему живому, - «стремлением выжить».

Высшие эмоции. На их основе происходит формирование присущих лишь человеку социальных эмоций, которые  иногда еще называют интеллектуальными. Они возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. Высшие эмоции, в свою очередь, подразделяются на:

· этические и

· эстетические.

Этические эмоции формируются  в процессе обучения и воспитания. Это своего рода регуляторы поведения  человека в обществе. Среди них  можно выделить:

· нравственные и

· моральные.

Если поведение не соответствует  общепризнанным канонам, у человека возникает чувство неловкости или  стыда. Интересно отметить, что Гегель назвал стыд «зачаточным, но резко выраженным гневом человека на самого себя». Люди сплачиваются в коллективы благодаря  этическим эмоциям. К ним можно  отнести чувство долга, ответственности, солидарности, патриотизма, товарищества, дружбы, творческого вдохновения.

Формирование эстетических чувств отражает способность человека к восприятию красоты и гармонии окружающего мира. Кроме природных  задатков в их становлении существенное значение приобретает воспитание эстетического  вкуса, который позволяет, как говорил  Н.Г. Чернышевский, «живо сочувствовать прекрасному в сочетании с проницательным здравым смыслом».

В круг эстетических эмоций входит присущая человеку возможность  оценивать возвышенное, прекрасное, способность различать оттенки  трагического и комического в  происходящем, получать удовлетворение от блестяще выполненного творческого  труда.

Эмоции и общественное сознание человека

Формирование  чувств во многом зависит от общественного  сознания человека. Оно порождает  многообразие палитры человеческих эмоций, позволяющее говорить об их безграничности.

Информация о работе Человек, как социального существо