Человек и космос во вселенной. Место человека во вселенной. Антропный принцип и проблема внеземных цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 19:38, реферат

Описание работы

Первое описание пятен в русских летописях датируется 1371 и 1385 годами, когда наблюдатели заметили их сквозь дым лесных пожаров. Представления о Солнечно-Земных связях складывались постепенно, на основе отдельных догадок и открытий. Так, в конце XIX в. К.О.Биркелан из Норвегии впервые высказал предположение, что Солнце кроме волнового излучения испускает также и частицы. В 1915 г. А.Л.Чижевский обратил внимание на циклическую связь между развитием некоторых эпидемий и пятно образовательной деятельностью Солнца. Синхронность многих гелио- и геофизических явлений (а также форма кометных хвостов) наводила на мысль, что в межпланетном пространстве имеется агент, передающий солнечные возмущения к Земле. Этим агентом оказался солнечный ветер, существование которого экспериментально было доказано в начале 1960 г.

Содержание работы

1.Проявление солнечной активности 3
1.1 Гелиобиология 6
2. Космические циклы 7
3. Влияние космического излучения на общественно политические процессы на земле 9
4. Место человека во вселенной 12
5. Антропный принцип и проблема внеземных цивилизаций 14
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Ксе.docx

— 49.62 Кб (Скачать файл)

На  основании диалектической в своей  основе идеи о всеобщей жизни, везде  и всегда существующей посредством  перемещающихся и вечно живых  атомов, Циолковский пытался построить  целостный каркас "космической  философии".    

Ученый  полагал, что жизнь и разум  на Земле не являются единственными  во Вселенной. Правда, в качестве доказательства он использовал лишь утверждение  о том, что Вселенная безгранична, и считал это вполне достаточным. Иначе, "какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?". На основании сравнительной молодости Земли им делается вывод о том, что на других "старших планетах жизнь гораздо более совершенна". Более того, она активно влияет на другие уровни жизни, включая земную.   

В своей  философской этике Циолковский  сугубо рационалистичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи, Циолковский видит этот процесс следующим образом. Не имеющее границ космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили другие. Эти "совершенные" планеты, пройдя все муки эволюции и зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, примитивных пока планетах, избавлять их население от мук развития.    

Именно  таким образом Циолковский представляет себе технологию "гуманитарной помощи". "Совершенный мир" берет все заботы на себя. На других, более низких по развитию планетах им поддерживается и поощряется "только хорошее". "Всякое уклонение ко злу или страданиям тщательно исправляется. Каким путем? Да, путем отбора: плохое, или уклонившееся к дурному, оставляется без потомства... Могущество совершенных проникает на все планеты, на все возможные места жизни и всюду. Эти места заселяются их собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому, как огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и оставляет только самые лучшие овощи! Если и вмешательство не помогает, и ничего, кроме страданий, не предвидится, то и весь живой мир безболезненно уничтожается...".    

К.Э. Циолковский наиболее глубоко из современников изучал и освещал  философские проблемы освоения космоса. Он полагал, что Земле во Вселенной принадлежит особая роль. Земля относится к более поздним планетам, «подающим надежду». Лишь небольшому числу таких планет будет дано право на самостоятельное развитие и мучения, в том числе и Земле.   

В ходе эволюции со временем будет образован  союз всех разумных высших существ космоса. Сначала - в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем - союза союзов и так далее, до бесконечности, поскольку бесконечна сама Вселенная.    

Нравственная, космическая задача Земли - внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне могут, лишь покинув Землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается "в переселении с Земли и в заселении Космоса". Именно поэтому изобретение ракеты для Циолковского было отнюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а методом проникновения в глубины космоса.    

Ученый  полагал, что многие миллионы лет  постепенно совершенствуют природу человека и его общественную организацию. В ходе эволюции человеческий организм претерпит существенные изменения, которые превратят человека, по существу, в разумное "животное-растение", искусственно перерабатывающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут полный простор для его воли и независимости от среды обитания. В конце концов, человечество сможет эксплуатировать все околосолнечное пространство и солнечную энергию. А со временем земное население расселится по всему околосолнечному пространству.    

Идеи  К.Э. Циолковского о единстве разнообразных  миров космоса, его постоянном совершенствовании, в том числе и самого человека, о выходе человечества в космос заключают в себе важный мировоззренческий и гуманистический смысл.

4. Место человека во вселенной

Человечество занимает весьма скромное место не только во Вселенной, но и в своей родной галактике – Млечном пути. Его  место  недавно указал нам астроном Адам Гроссман в своем блоге – маленькую желтую точку. Диаметр этой точки всего 240 световых лет – действительно кроха по сравнению со всей галактической спиралью, диаметр которой более 100 тысяч световых лет.

Точка, или, как ее назвал Гроссман, «Пузырь человечества», представляет собой сферу, граница которой – первая радиопередача. Радио было изобретено в 1895 году. Вот с тех пор науке и известно, что искусственные электромагнитные сигналы летят через пространство  во все его стороны со скоростью света. С такой же скоростью расширяется и сфера, наполненная этими сигналами. Занимает области, где их (сигналы) может кто-то услышать, или хотя бы понять, что улавливают нечто искусственное. Если, конечно, там – в мирах внутри сферы – имеется соответствующее изобретение вроде радио. Не говоря уж о радиотелескопе. Поскольку «Пузырь человечества» раздулся пока чуть больше, чем на 200 световых лет, то в мирах, расположенных дальше, вряд ли знают о нашем разумном существовании.

На нашу «заявку» еще никто не откликнулся. По крайней мере ученые пока ничего обнадеживающего не поймали – ни инопланетных радиопередач, ни хоть каких-то искусственных сигналов. Может быть, подходящих инопланетян в нашем «пузыре» нет? Задавая самому себе этот вопрос, Адам Гроссман сообщил, что чувствует себя очень одиноко. В этом «пузыре» размером в 240 световых лет мы и живем.

Сет Шостак, руководитель программы поиска сигналов от внеземных цивилизаций, полагает, что прятаться уже поздно. Ведь «Пузырь человечества» на самом деле не так уж и мал. Радиоволны с Земли, распространяющиеся с начала эры радиовещания, «омыли» более 6 тысяч звездных систем. И каждый день сигналы человеческой цивилизации достигают как минимум одной новой системы.

Вряд ли инопланетяне – даже самые продвинутые – слушают земное радио или смотрят наше телевидение. С расстоянием «вещание» сильно искажается. Но они могут распознать в нем искусственный источник и засечь его координаты. По оценкам ученого, техника, обогнавшая человеческую на сто- двести лет, способна на такое. Иными словами, мы уже выдали свое расположение. И будем продолжать выдавать, даже «умолкнув».

Мнение Шостака разделяет и главный научный сотрудник Института радиотехники и электроники РАН, доктор физико-математических наук Александр Зайцев.

- Я не считаю, что землянам  нужно прятаться от кого-либо, – полагает он. – Если предположить, что существует мощная агрессивная  цивилизация, заметно опережающая  нас по развитию, то от нее  не спрячешься. И если их техника развита так, что они могут напасть на Землю, значит, они уже давно засекли радиоволны – например, нашего спутникового телевидения – и все о нас знают.

С другой стороны, если где-то есть цивилизация, по уровню развития сравнимая с нами, то, налаживая с ней радиоконтакт, мы ничем не рискуем. Ни наша, ни их техника не способна долететь от одной звезды до другой за достаточно короткое время.

5. Антропный принцип и проблема внеземных цивилизаций

Антро́пный при́нцип — аргумент «Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек». Этот принцип был предложен с целью объяснить, с научной точки зрения, почему в наблюдаемой нами Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между фундаментальными физическими параметрами, которые необходимы для существования разумной жизни.

Термин «антропный принцип» впервые предложил в 1973 году английский физик Брэндон Картер. Впрочем, как обнаружили историки науки, сама идея неоднократно высказывалась и ранее. Первыми её ясно высказали физик А. Л. Зельманов в 1955 году и историк науки Г. М. Идлис на Всесоюзной конференции по проблемам внегалактической астрономии и космологии (1957). В 1961 году ту же мысль опубликовал Р. Дикке.

Внеземны́е цивилиза́ции — гипотетические цивилизации, отличные от нашей, которые возникли и развивались не на Земле. Понятие используется главным образом в фантастике и уфологических теориях. Существование (равно как и несуществование) внеземных цивилизаций в настоящее время строго не доказано, однако статистически возможно.

Понятие «проблема внеземных цивилизаций» как таковая зародилась достаточно давно и до сих пор не имеет окончательного решения. Да и само понятие «проблемы…» можно истолковать по-разному. С одной стороны, это может быть проблемой существования внеземных цивилизаций (далее ВЦ), с другой стороны – это проблема поиска ВЦ, с третьей – проблема поиска ВЦ (если они существуют). Однако, на сегодняшний день научное сообщество, в принципе, не имеет теории внеземной цивилизации подкрепленной реальными фактами, но и нет фактов, которые требуют теоретического обоснования. На первый взгляд тут собственно и нечего разводить дискуссии, нечего создавать проблему из ничего. Но проблема внеземных цивилизаций вытекает из философских вопросов о множественности жизни во вселенной. Фактически этот вопрос стал заданным после создания Коперником своей теории о солнечной системе, когда стало ясно, что Венера, Марс... такие же планеты, как и Земля. Естественно возник вопрос об обитаемости этих планет. Можно ли утверждать, что жизнь существует только на нашей планете, а на других она невозможна? Так ли уж естественна гипотеза единственности Земной Цивилизации? Да нет, конечно. «Эта гипотеза сама находится в вопиющем противоречии с наблюдаемой однородностью и изотропией Вселенной, установленной благодаря открытию реликтового излучения. Представляется мало вероятным возникновение лишь одной цивилизации в целом однородной и изотропной Вселенной, в ничем не примечательной галактике вблизи обычной желтой звезды. В нашей галактике таких звезд миллиарды. А самих галактик еще больше».

Следует отметить, что на сегодняшний день вопрос о существовании внеземных цивилизациях, их структурах, видах и т.п. подменен вопросом установления связи с ними или, по меньшей мере, обнаружению следов их деятельности. Поскольку на сегодняшний день имеется техническая возможность радиосвязи с близлежайшими звездными системами, то практически все исследования посвящены либо непосредственному воплощению идеи связи (поиска) в техническом варианте, либо разработке новых принципов связи (усовершенствованию старых). Однако поиски осуществляются чуть ли не с середины прошлого века, а ощутимого результата так и не нет. Результата, который окончательно убедил бы нас в существовании ВЦ, или наоборот, опроверг все предположения. Бесконечны ли поиски человечества, почему Вселенная молчит? Проблема Великого Молчания внеземных цивилизаций остаётся нерешенным. Однако у научного сообщества уже есть некоторые предположения, которые могут чуть приоткрыть завесу этой тайны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. http://skolniki.narod.ru/bury.htm
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.k2x2.info/shpargalki/koncepcii_sovremennogo_estestvoznanija_shpargalka/p59.php
  4. http://www.webkursovik.ru
  5. http://sokrovennik.ru/astronomy-ukazali-mesto-chelovechestva-vo-vselennoj
  6. Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. – 680 с.
  7. Горелов А. А. Концепции современного естествознания / А. А. Горелов. – М.: Центр, 1997. – 208 с.
  8. Чаругин В. М., О. Е. Баксайский «Место человека во Вселенной», («Земля и Вселенная",1993. N 6. С. 73-78.)

 

 

 


Информация о работе Человек и космос во вселенной. Место человека во вселенной. Антропный принцип и проблема внеземных цивилизаций