Современные системы нефтегазопроводов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Трубопроводный транспорт в нашей стране получил интенсивное развитие во второй половине 20 столетия и в настоящее время по удельному весу и объему грузопотоков неуклонно вытесняет водный и железнодорожный транспорт.
Развитию сети трубопроводного транспорта послужило освоение новых месторождений и обстоятельства, связанные с удаленностью месторождений от мест переработки и потребления нефти и газа. Выросли не только объемы перекачек, но и длина трубопроводов, их диаметр, мощность и рабочее давление перекачивающего оборудования и деталей трубопроводов. В настоящее время почти вся добываемая нефть и природный газ транспортируются по магистральным трубопроводам, а так же большая часть продуктов их нефтепереработки.

Содержание работы

Введение 3
1 Проекты компании “Транснефть” 4
Рис.1 Система нефтегазопроводов компании “Транснефть” 4
1.1 Нефтепровод в обход территории чеченской республики 4
1.2 Нефтепровод “суходольная – родионовская” 5
1.3 Балтийская трубопроводная система (БТС) 5
1.4 Вторая очередь балтийской трубопроводной системы (БТС-2) 6
1.5 Проект “Север” 6
1.6 Нефтепровод “Сковородино-граница КНР” 7
1.7 Проект “Куюмба-Тайшет” 7
1.8 Проект расширения КТК 8
2 "Заполярье–Пурпе-Самотлор" 9
3 История 10
3 Применяемые трубы в пенополиуретановой изоляции для прокладки трубопровода 13
4 Земляные работы "Заполярье–Пурпе-Самотлор" 14
5 Планы и реализация 16
6 "Восточная Сибирь – Тихий океан" 17
7 История трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан 1” 19
8 История трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан 2” 22
9 История создания газопровода "Голубой поток" 25
9.1 Значение газопровода 26
9.2 Уникальность и технические особенности газопровода 26
9.3 Сотрудничество 27
9.4 Текущее состояние газопровода 28
9.5 Уникальный “Сайпем-7000” 29
10 Заключение 32
Список использованной литературы и источников 33

Файлы: 1 файл

Современные системы нефтегазопроводов.docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

Это облегчало не только поставку техники, оборудования и материалов для строителей, но и последующую эксплуатацию нефтепровода. После экологической оценки проект претерпел более 200 изменений. При планировании строительно-монтажных работ были учтены периоды сезонных миграций животных, время гнездования птиц, другие природные факторы.

С таким разнообразием природных условий Компании не приходилось сталкиваться даже при строительстве первой очереди нефтепровода. Большое количество водотоков в Амурской и Еврейской автономной областях, болотистые и обводненные участки в Хабаровском крае, высокогорные районы Приморья… Именно это и определило специфику грандиозного строительства – ярко выраженную сезонность. Обводненные и болотистые участки можно было пройти только зимой, при этом по протяженности они занимали почти половину трассы. Так, из 900 км линейной части, которую должен был проложить Транснефтьстрой, более 400 км пришлось на болота.

А к лету штабы начали заканчивать строительство линейной части. Первым отрапортовал о ее завершении штаб № 1 (июнь 2011 года), а в сентябре на пункте приема нефти СМНП Козьмино был сварен завершающий, золотой стык магистрали. На ВСТО-1 был свой символический пик сложности – строительство перехода через Лену. Имелся он и на строительстве ВСТО-2. Здесь «почетное звание» самого тяжелого и ответственного объекта по праву получил подводный переход через Амур. Протяженность перехода в русле реки составила более 2,5 км, а от задвижки до задвижки – почти 30 км.

Рис.15 Золотой стык магистрали

 

Строительство НПС шло отдельным фронтом. Здесь действовала своя система штабов. Всего их было 10 – по количеству объектов (расширение НПС № 21 “Сковородино” и СМНП Козьмино плюс восемь промежуточных станций, две из которых имели резервуарные парки). Природные условия были при этом совершенно разными – одни НПС стоят практически на болотах, другие расположены на равнинах и в предгорьях, какие-то находятся высоко в горах. К примеру, важнейшая для нефтепровода точка – НПС № 30 в Еврейской автономной области – построена у подножия Биробиджанского хребта. Несмотря на то, что основные работы на станциях планировалось начать только осенью 2010 года, к сооружению фундаментов зданий приступили еще в летние месяцы. К зиме 2010/11 года здания практически на всех станциях были возведены. В итоге летом 2012 года бoльшая часть НПС была полностью готова. Можно было приступать к заполнению системы нефтью.

Заполнение ВСТО-2 началось в июле 2012 года. Этот сложный процесс занял несколько месяцев. В начале ноября, преодолев последний, тринадцатый, технологический участок от НПС № 41 до пункта приема нефти СМНП Козьмино, нефть полностью заполнила линейную часть трубопроводной системы. К этому времени были подготовлены все производственные площадки СМНП Козьмино. Технологические трубопроводы пункта приема нефти были заполнены сырьем и опробованы, на втором причале закончились дноуглубительные работы.

25 декабря 2012 года в Москве уже  поздняя ночь, когда в Хабаровске  началась торжественная церемония  запуска ТС ВСТО-2.

 

рис.16 Схема прокладки трубопровода ВСТО-2

 

Заключение

«Важно понимать, что ВСТО — это же не просто несколько тысяч километров труб. Это новые рабочие места, новые налоги и вообще принципиально новый облик многих регионов на Севере и на Дальнем Востоке. Трубопровод обрастёт своей собственной инфраструктурой, которая будет кормить местных жителей и приносить налоги в бюджеты всех уровней. Мы уже лет двадцать слышим рассуждения на тему того, что Дальний Восток «загибается». Появление трубы — это, по сути, уникальный шанс для всей огромной территории».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 История создания газопровода "Голубой поток"

 

Первые переговоры на официальном уровне по проекту "Голубой поток" начались в сентябре 1996 года.

 

 

Рис.17 Переговоры официального уровня

 

15 декабря 1997 года было подписано российско-турецкое  межправительственное соглашение, в рамках которого "Газпром" заключил контракт с турецким  топливным гигантом фирмой "BOTAŞ" на поставку 365 миллиардов кубометров  газа в Турцию в течение 25 лет.

3 февраля 2000 года состоялась символическая  сварка первого стыка на российской  сухопутной части газопровода  в районе Краснодара. Стыковка  произошла на 263 км сухопутной  трассы газопровода Изобильный (Ставропольский  край) - Джубга (Краснодарский край, побережье Черного моря).

В декабре 2004 года российский концерн "Газпром" и турецкая государственная компания "BOTAŞ" подписали меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере(рис.17).

В 2006 году по "Голубому потоку" было поставлено 7,5 миллиардов кубометров газа, а в 2007 году – 9,5 миллиардов кубометров.

"Голубой  поток" представляет собой готовый  газотранспортный коридор для  реализации новых проектов, одним  из которых мог бы стать "Голубой  поток-2" для поставки российского  газа в Израиль и Италию.

 

9.1 Значение газопровода

 

Газопровод «Голубой поток» предназначен для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. «Голубой поток» дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии(рис.18).

 «Голубой поток» существенно повысил надежность поставок газа в Турцию, а также способствует развитию газового рынка и газовой инфраструктуры этой страны.

 

Рис.18 Смеха прокладки газопровод “Голубой поток”

 

9.2 Уникальность и технические особенности газопровода

 

 «Голубой  поток» является уникальным газотранспортным  сооружением, не имеющим аналогов в мире. Строительство этого газопровода открыло новую страницу в истории развития современных газотранспортных технологий.

Общая протяженность газопровода «Голубой поток» составляет 1213 км.

Учитывая, что более 60 км газопровода, расположенного на российском сухопутном участке, проходит по горной местности, а глубина залегания трубы на морской части достигает 2150 м в условиях агрессивной сероводородной среды, для повышения надежности газопровода при его строительстве применялись специальные технические решения(рис.19). К ним относятся, к примеру, применение труб из высококачественной коррозионностойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием; испытание газопровода методом стресс-теста; использование интеллектуальных вставок на горном(рис.120) и морском участках(рис.21) и др.

Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный. Общая длина тоннелей составила 3260 м.

Параллельно со строительством газопровода осуществлялось проведение природоохранных мероприятий. К ним относится рекультивация земель по всей трассе строительства газопровода, сохранение более 4 гектаров реликтового леса при прохождении тоннельным методом хребтов Кобыла и Безымянный.

 

Рис.19 Схематичная прокладка на местности газопровода "Голубой поток"

 

9.3 Сотрудничество

 

Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступала итальянская компания Eni, которая имеет большой опыт строительства морских газопроводов и располагает крупнейшим в мире трубоукладочным флотом.

 

Рис.20 Прокладка трубопровода на горной местности

 

 

9.4 Текущее состояние газопровода

 

Проектная мощность газопровода составляет 16 млрд куб. м газа в год. По состоянию на 11 марта 2014 года общий объем поставок по «Голубому потоку» (с февраля 2003 года) составил 100 млрд куб. м газа.

Поставки газа по газопроводу «Голубой поток»

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Поставки в Турцию всего, млрд куб. м

19,9

23,4

23,8

20

18

26

27

26,7

Поставки в Турцию по «Голубому потоку», млрд куб. м

7,5

9,5

10,1

9,8

8,1

14

14,7

13,7


 

Рис.21 Судно-трубоукладчик «Сайпем-7000»

 

При строительстве газопровода применялись трубы из высококачественной коррозийно-стойкой стали

Стоит отметить, что по запросам турецкой стороны в отдельные периоды суточные объемы, поставляемые по газопроводу «Голубой поток», соответствуют уровню его проектной мощности. Это связано с тем, что Турция сталкивается с невыполнением обязательств по поставкам со стороны Ирана, и «Газпром», идя навстречу турецким коллегам, компенсирует эти недопоставки.

«Газпром» также в состоянии покрывать пиковый рост спроса в Турции, связанный с регулярно наблюдающимися там холодными температурами.

 

9.5 Уникальный “Сайпем-7000”

 

Аналогов в мире ему нет. Построен корабль в середине 80-х годов в Триесте, на севере Италии, и предназначен был для установки платформ на нефтяных промыслах. Почему - 7000? На судне установлены два мощнейших палубных крана, каждый из которых способен поднимать груз весом 7000 тонн. Поэтому и в названии судна присутствует эта цифра. Заметим, что “Сайпем-7000”берется за дело с глубины 160 метров и далее. У российского и турецкого побережья планируется использовать другое судно компании “Касторо сэй”.

Как же работает гигантский морской трубоукладчик? В начале на берегу свариваются в длину четыре трубы. Получаются плети длиной 48 метров. Грузовыми кораблями они доставляются на “Сайпем-7000”. Отдельную “плеть” краном поднимают в башню, ставят вертикально и приваривают к основной трубе, уходящей под воду. Действует автомат. По времени это занимает две минуты. Пока поднимается следующий блок, в башне идет проверка шва и его антикоррозийное покрытие. Также автоматически. Во время сварки корабль стоит. Движение начинается, когда труба ползет вниз. Так, шаг за шагом, удерживая на весу до 450 тонн уходящего в бездну железа, корабль продвигается вперед. За день укладывается до 4 километров трассы. Строители рассчитывают справиться с каждой ниткой газопровода (а их будет две) за три месяца. Одновременно с обоих берегов навстречу будут вестись работы на мелководье. На стыковку, как утверждают специалисты, должно уйти две недели.

А теперь обратим внимание на точность укладки. Строители рассчитывают, что корабли встретятся в определенно заданном месте, где не должно быть погрешности более 3 - 4 метров. Другими словами, трасса пойдет по строго заданной проектировщиками линии. Но дело осложняется тем, что маршрут этот не может быть прямым. Не позволяют мягкий грунт, сложный, как уже отмечалось выше, горный рельеф. На морском дне прокладывается наиболее удобный и безопасный путь. Эти работы еще продолжаются. Но вот как на практике провести схемы проектировщиков на умопомрачительную глубину. Как при укладке не сбиться с курса, ведь трасса будет петлять, а требуется хирургическая точность.

Еще до начала основных работ в наиболее сложных местах на глубине устанавливаются две дублирующие друг друга независимые системы радиомаяков. Движение корабля корректируется из космоса, через спутник. Обеспечена видеоразведка трассы. Здесь используются роботы с дистанционным управлением. Эти же устройства находятся на страже трубы, обеспечивая видеонаблюдение, выявляя возможные нарушения. С их помощью при необходимости осуществляется и ремонт. Основная часть газопровода укладывается на дно, но на мелководье, до 30-метровой глубины, но труба все же покрыта двухметровым слоем песка.

Что касается проблемы экологии - это очень обширная тема. Но что касается фирмы “Сайпем”, она обеспечивает два важнейших фактора - это точность укладки и прочность трубопровода. До минимума сведены сюрпризы дна - труба “комфортно” лежит там, где надо, металл не будет подвергаться деформациям, чреватым в будущем непредвиденными последствиями. И второе - это сведенный к минимуму риск стресс-напряжения при укладке с корабля, а это значит, щадящий режим нагрузки для швов на всем двухкилометровом пути трубы с корабля до дна.

Надо сказать, что “Сайпем-7000” устойчив к штормам. Например, в Мексиканском заливе работы велись и при шестиметровой волне. Самый критический момент - это установка башни. Здесь требуется спокойное море, а далее, как утверждают специалисты, высота волн значения не имеет. Капитан уникального судна Гвидо Скиаппа Кассе - один из лучших капитанов ЭНИ. Говорят, что по опыту прокладки трубопроводов на сверхглубинах ему нет равных в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Заключение

 

Трубопроводный транспорт в нашей стране получил интенсивное развитие во второй половине 20 столетия и в настоящее время по удельному весу и объему грузопотоков неуклонно вытесняет водный и железнодорожный транспорт.

Развитию сети трубопроводного транспорта послужило освоение новых месторождений и обстоятельства, связанные с удаленностью месторождений от мест переработки и потребления нефти и газа. Выросли не только объемы перекачек, но и длина трубопроводов, их диаметр, мощность и рабочее давление перекачивающего оборудования и деталей трубопроводов. В настоящее время почти вся добываемая нефть и природный газ транспортируются по магистральным трубопроводам, а так же большая часть продуктов их нефтепереработки.

Трубопроводы диаметром более 1000 мм занимают ведущее место, средняя дальность перекачки нефти и газа превышает 1000 км, длина отдельных трубопроводов достигает 4000…5000 км.

Газовая промышленность так же является непрерывной частью единой энергетической системы. В настоящее время создана единая автоматизированная система газоснабжения страны, в которой определяющее место занимает создание и внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами на магистральных газопроводах, нефтепроводах, продуктопроводах.

Информация о работе Современные системы нефтегазопроводов России