Современные системы нефтегазопроводов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Трубопроводный транспорт в нашей стране получил интенсивное развитие во второй половине 20 столетия и в настоящее время по удельному весу и объему грузопотоков неуклонно вытесняет водный и железнодорожный транспорт.
Развитию сети трубопроводного транспорта послужило освоение новых месторождений и обстоятельства, связанные с удаленностью месторождений от мест переработки и потребления нефти и газа. Выросли не только объемы перекачек, но и длина трубопроводов, их диаметр, мощность и рабочее давление перекачивающего оборудования и деталей трубопроводов. В настоящее время почти вся добываемая нефть и природный газ транспортируются по магистральным трубопроводам, а так же большая часть продуктов их нефтепереработки.

Содержание работы

Введение 3
1 Проекты компании “Транснефть” 4
Рис.1 Система нефтегазопроводов компании “Транснефть” 4
1.1 Нефтепровод в обход территории чеченской республики 4
1.2 Нефтепровод “суходольная – родионовская” 5
1.3 Балтийская трубопроводная система (БТС) 5
1.4 Вторая очередь балтийской трубопроводной системы (БТС-2) 6
1.5 Проект “Север” 6
1.6 Нефтепровод “Сковородино-граница КНР” 7
1.7 Проект “Куюмба-Тайшет” 7
1.8 Проект расширения КТК 8
2 "Заполярье–Пурпе-Самотлор" 9
3 История 10
3 Применяемые трубы в пенополиуретановой изоляции для прокладки трубопровода 13
4 Земляные работы "Заполярье–Пурпе-Самотлор" 14
5 Планы и реализация 16
6 "Восточная Сибирь – Тихий океан" 17
7 История трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан 1” 19
8 История трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан 2” 22
9 История создания газопровода "Голубой поток" 25
9.1 Значение газопровода 26
9.2 Уникальность и технические особенности газопровода 26
9.3 Сотрудничество 27
9.4 Текущее состояние газопровода 28
9.5 Уникальный “Сайпем-7000” 29
10 Заключение 32
Список использованной литературы и источников 33

Файлы: 1 файл

Современные системы нефтегазопроводов.docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

 

 

Институт – Природных ресурсов

Специальность – 131000 «Нефтегазовое дело»

Кафедра – Транспорта и хранения нефти и газа

 

 

 

 

Учебно-исследовательская работа

на тему:

“ Современные системы нефтегазопроводов ”

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студенты гр. 2Б11                              _________________          А. Е. Нестеров

        

         _________________            М. Н. Коваленко

                                                                 

                                                                                  ____________________                Э. А. Вашурин

 

Проверил:                                                             

Доцент, кандидат технических наук       _________________             В. Г. Крец

                                              

Доцент, кандидат технических наук       _________________             А. В. Шадрина

 

 

 

Томск 2015

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

 

Трубопроводный транспорт России — вид транспорта в России. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективно.

Действует крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжающих экономику России, а также ведущих в Западную Европу, Турцию, Юго-Восточную Азию.

Экспорт нефти из России осуществляется по трем основным направлениям. В Европу Россия экспортирует нефть по нескольким маршрутам. Два из них транзитные – это направления через Белоруссию и Украину. В азиатском направлении экспорт нефти осуществляется в Казахстан. Недавно было открыто и третье направление экспорта нефти – восточное. Первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» позволяет экспортировать нефть в Китай, а также осуществлять поставки на рынки АТР.

Учитывая значение нефтяной отрасли для экономики страны, Россия пытается извлечь максимальную выгоду от имеющихся ресурсов. Одной из задач в этом направлении является оптимизация транспортной системы. В частности, Россия пытается свести до минимума транзитные риски. Новый нефтепровод позволит существенно снизить объемы экспорта через Украину и Белоруссию. При этом увеличится загрузка отечественного порта в Приморске. На географии экспорта это практически не скажется. Во-первых, прежний маршрут, несмотря на снижение объемов загрузки, продолжит работу. Во-вторых, перенаправленные объемы нефти будут экспортироваться на прежние рынки с загрузкой в трубопроводные системы стран-потребителей в портах северных морей, без транзитных издержек. Модернизация, инновации, повышение эффективности производства – эти принципы лежат в основе развития системы нефтегазопроводов в России.

 

 

1 Проекты компании “Транснефть”

 

Нефтепровод в обход Чеченской Республики

Нефтепровод “Суходольная – Родионовская”

Балтийская трубопроводная система

Балтийская трубопроводная система - 2

Проект “Север”

ВСТО

Проект “Сковородино-граница КНР”

ВСТО - 2

Пурпе - Самотлор

Заполярье - Пурпе

Куюмба - Тайшет

Проект расширения КТК

 

Рис.1 Система нефтегазопроводов компании “Транснефть”

 

1.1 Нефтепровод в обход территории чеченской республики

 

В апреле 2000 года в эксплуатацию был введен 312-километровый нефтепровод в обход территории Чеченской Республики. Это повысило надежность транзита азербайджанской нефти через РФ по маршруту Баку – Тихорецк – Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от нефтебазы в Махачкале – в Дагестане появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и далее отправлять сырье в морской терминал Новороссийска.

В апреле 2000 года введен в эксплуатацию нефтепровод в обход территории Чеченской Республики.

 

1.2 Нефтепровод “суходольная – родионовская”

 

В сентябре 2001 года «Транснефть» завершила строительство 259-километрового нефтепровода Суходольная – Родионовская. Этот маршрут позволил обеспечить транспортировку черного золота в Новороссийск без транзита по территории Украины.

в сентябре 2001 завершено строительство нефтепровода Суходольная – Родионовская.

 

1.3 Балтийская трубопроводная система (БТС)

 

После того как Советский Союз распался, экспортный нефтяной поток, как и прежде, продолжал идти через латвийский порт Вентспилс и частично через литовский Бутинге. Однако теперь за транзит через сопредельные государства Россия вынуждена была платить сотни миллионов долларов в год. Впрочем, проблемой были не только дополнительные расходы. Учитывая непростые политические отношения с прибалтийскими странами, под реальной угрозой могли оказаться безопасность и бесперебойность поставок углеводородов в Европу.

В сложившихся условиях создание нового экспортного маршрута для российского черного золота стало стратегической задачей. Кроме того, потребность в новых путях транспортировки нефти усиливалась по мере того, как шло освоение нефтяных запасов Тимано-Печорского региона. К середине 1990-х годов различные варианты решения проблемы экспорта оформились в проект сооружения Балтийской трубопроводной системы (БТС).

в 1993 вышло распоряжение Совета Министров – Правительства РФ «Об ускорении развития транспортных систем, обеспечивающих внешнеэкономические интересы Российской Федерации».

 

1.4 Вторая очередь балтийской трубопроводной системы (БТС-2)

 

Потребность в строительстве еще одной магистрали, ведущей на Балтику, была обусловлена прежде всего ростом спроса на нефть со стороны европейских государств, а также необходимостью продолжения работы по обеспечению безопасности российских экспортных направлений. Кроме того, необходимо было несколько разгрузить первую очередь БТС, перекачивавшую 74 млн. т в год при проектной мощности в 70 млн. т.

Проект строительства БТС-2 начал разрабатываться в 2007 году. Первоначально магистраль предполагалось проложить по маршруту от города Унеча (Брянская область) через Великие Луки в порт Приморск. Однако в 2008 году Правительство РФ приняло решение об изменении маршрута и строительстве нефтепровода в направлении морского торгового порта Усть-Луга. 26 ноября 2008 года премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о проектировании и строительстве БТС-2 мощностью до 50 млн. т в год от НПС «Унеча» до порта Усть-Луга с ответвлением на Киришский НПЗ.

26 ноября 2008 подписано распоряжение о проектировании и строительстве БТС-2 от НПС «Унеча» до порта Усть-Луга.

 

1.5 Проект “Север”

 

В конце прошлого века большая часть российского экспорта светлых нефтепродуктов (11–12 млн. т в год) проходила через зарубежные порты на Балтийском море. Страна теряла на транзите сотни миллионов долларов, и проект первого в России экспортного магистрального трубопровода Кстово – Ярославль –Кириши – Приморск и морского терминала по перевалке нефтепродуктов в городе Приморске (Ленинградская область), получивший название «Север», оказался более чем актуальным. В 2001 году была разработана Декларация о намерениях по строительству нефтепродуктопроводов Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск и Субханкулово – Альметьевск. «Север» вошел в федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика на 2002–2005 годы и на перспективу до 2010 года». Главная задача проекта была сформулирована так: обеспечить перекачку на экспорт дизельного топлива с содержанием серы не выше 10 ppm (Евро-5), не уменьшая при этом объемов транспортировки на существующих направлениях.

В 2001 разработана Декларация о намерениях по строительству нефтепродуктопроводов Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск и Субханкулово – Альметьевск.

14 мая 2008 введены в эксплуатацию главные объекты нефтепродуктопровода «Север».

 

1.6 Нефтепровод “Сковородино-граница КНР”

 

Идея строительства отвода от восточносибирской магистрали в сторону Китая обсуждалась на межгосударственном уровне задолго до проекта «ВСТО». Но соглашения с нашим крупнейшим соседом удалось достичь, когда первая очередь ТС ВСТО уже входила в завершающую стадию.

21 апреля 2009 года в Пекине было  подписано Межправительственное  соглашение о сотрудничестве  между Китаем и Россией в  нефтяной сфере сроком на 23 года, согласно которому от ТС ВСТО предполагалось построить отвод на КНР. Нефтепровод должен был стать частью международной магистрали Сковородино – Дацин. Уполномоченной организацией по его сооружению и эксплуатации с российской стороны стала ОАО «АК «Транснефть», со стороны партнеров – Китайская национальная нефтегазовая корпорация.

21 апреля 2009 подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве между Китаем и Россией в нефтяной сфере

27 апреля 2009 сварен первый стык нефтепровода.

 

1.7 Проект “Куюмба-Тайшет”

 

Реализация проекта осуществляется на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 № 532-р «О проектировании и строительстве магистрального нефтепровода от Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений по маршруту пос. Куюмба-ГНПС«Тайшет» ТС ВСТО.

Нефтяная магистраль соединит Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения с трубопроводной системой ВСТО, позволит эксплуатировать их в промышленном масштабе и даст мощный толчок дальнейшему развитию этих нефтегазоносных провинций.

На сегодняшний день основная часть инженерных изысканий уже завершена: полностью разработана трасса, по которой пройдет трубопровод, закончены работы на площадках всех будущих нефтеперекачивающих станций, разработана необходимая проектная документация.

Нефтепровод Куюмба-Тайшет пройдет через труднодоступные, малозаселенные территории Иркутской области и Красноярского края. Магистраль также преодолеет несколько рек, наиболее крупные из них – Ангара, Чуна и Бирюса. Всего на пути нефтепровода встретится более 80 водных преград.

в 2016 планируемое завершение проекта.

 

1.8 Проект расширения КТК

 

Стальная нить нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) протяженностью 1,5 тыс. км и пропускной способностью 28 млн. тонн нефти в год из казахстанского Тенгиза до морского терминала в российском Новороссийске появилась в 2001 году. В состав акционеров КТК вошли государства-основатели – Россия и Казахстан, а также крупнейшие мировые нефтегазовые компании. Об исключительном значении трубопровода говорит такой факт: более 85% объемов добычи нефти в Казахстане предназначено для экспорта, причем основным экспортным маршрутом является магистраль КТК. На большинство объектов магистрали трудятся специалисты, ранее работавшие в «Транснефти».

В 2007 году у Каспийского трубопроводного консорциума началась новая жизнь: 24-процентная российская доля в КТК была передана в доверительное управление ОАО «АК «Транснефть». За короткий срок специалисты Компании разрешили давние споры между акционерами, оздоровили финансовое положение консорциума, внесли ясность в вопросы кредитной задолженности и впервые сделали этот проект прибыльным для Российской Федерации.

15 декабря 2010 принято окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения нефтепровода КТК.

 

 

 

 

2 "Заполярье–Пурпе-Самотлор"

 

Крупнейшая стройка Западной Сибири - нефтепровод "Заполярье–Пурпе-Самотлор" - станет третьим трубопроводом в мире, работающим в условиях полярной тундры. 

Одним из приоритетных нефтетранспортных проектов является строительство трубопровода Заполярье - Пурпе, второго отрезка нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор. Он позволит подключить новые районы нефтедобычи Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и севера Красноярского края к магистральной системе нефтепроводов "Транснефти". А именно, к нефтепроводу "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО).

Ресурсной базой заполнения нефтепровода должны стать месторождения, разрабатываемые ТНК-ВР, "Газпром нефтью", "Северэнергией", ЛУКОЙЛом и "Роснефтью". В случае успешной реализации этих планов ежегодные объёмы поставок нефти после 2016 года могут составить порядка 45 млн тонн. Стоимость проекта оценивается в 120 млрд рублей, включая затраты на строительство промысловых нефтепроводов, финансирование которых будут осуществлять сами нефтяные компании.

Новый нефтепровод имеет стратегическое значение для формирования транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры России и является важной ступенью модернизации экономики всего северного региона. К тому же уникальность проекта кроется в применении новейших технологий, которые позволяют почти к нулю свести ущерб, наносимый ранимой северной природе.

Более половины магистрали пройдет над поверхностью. Такой подход позволяет не нарушать температурный режим многолетних мерзлых грунтов, сохраняя баланс тундровой экосистемы в целом. Даже сваи погружаются по особой технологии с применением термостабилизаторов - в результате оттаивание грунта не происходит.

Также при надземной прокладке нефтепровода делается существенно больше технологических разрывов, на каждый километр их приходится порядка тридцати. Это, конечно, влияет и на темпы строительства, и на трудозатраты. Кроме этого используется масса уникальных ноу-хау, которые нигде в мире больше не применяются. Со стороны может показаться странным, но надземная проводка нефтепровода обходится значительно дороже, чем обычная технология прокладки в грунте. Но ради сохранения природы приходится идти на такие затраты.

 

 

3 История

 

Рис.2 Надземная прокладка трубопровода

 

Реализация проекта осуществляется последовательно в два этапа по мере разработки и обустройства новых месторождений нефтяными компаниями. Маршрут нефтепровода проходит по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов Тюменской области. Первый этап - нефтепровод Пурпе-Самотлор протяженностью 429 км и мощностью 25 млн тонн нефти в год - был завершен в 2011 году(рис.3).

Второй этап предполагает строительство нефтепровода Заполярье - Пурпе мощностью до 45 млн тонн в год протяженностью около 500 км. Строительство нефтепровода началось в марте 2012 года, часть его пройдёт за Полярным кругом. В "Транснефти" отмечают, что компания впервые прокладывает трассу нефтепровода в таких северных широтах.

Информация о работе Современные системы нефтегазопроводов России