Проект геодезического обоснования стереографической съемки масштаба 15000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Топографические карты, созданные в результате обработки данных топографической съемки, используют в различных областях человеческой деятельности. Без карт невозможна работа по прокладке нефтепроводов и газопроводов, строительству электростанций, городов и городских поселков или таких гигантов как БАМ и КамАЗ. Карты нужны для охраны окружающей среды, работникам сельского хозяйства и экономистам, метеорологам и почвоведам, этнографам и железнодорожникам, геофизикам и вулканологам; нужны карты и космонавтам, осваивающим космическое пространство.

Файлы: 1 файл

геодезия курсовая работа.docx

— 225.55 Кб (Скачать файл)
  1. Наводят трубу на красную сторону задней рейки и берут отсчет по средней нити.

При работе нивелиром с компенсатором отсчеты по рейке берутся сразу же после привидения нивелира в рабочее положение и наведение трубы нивелира на рейку.

По окончанию нивелирования по линии между исходными реперами подсчитывают невязку, которая не должна превышать 20 мм * L1/2 (невязки замкнутых полигонов в нивелировании IV класса).

 

     4.  Краткие сведения об аэрофототопографической съемке.

 

Топографические съемки в СССР выполняют аэрофото-топографическим., мензульным, тахеометрическим и другими методами. В настоящее время создание планов крупных масштабов, как правило, производят на основе материалов аэрофотосъемки. При этом основными способами составления крупномасштабных планов являются стереотопографический и комбинированный. Эти способы применяют в зависимости от характера рельефа местности, степени застройки городских территорий и технико-экономических условий.

Стереотопографический способ создания крупномасштабных планов применяют для открытых, незаселенных участков местности, а также  для застроенных территорий с одноэтажной или многоэтажной рассредоточенной застройкой. Сущность стереотопографического способа заключается в создании контурной части плана на основе материалов аэрофотосъемки и в рисовке рельефа, выполняемого в камеральных условиях на универсальных стереофотограмметрических приборах.

Достоинство стереотопографического способа является автоматизация целого ряда сложных процессов с использованием ЭВМ. Последовательность выполнения при стереотопографическом способе создания планов крупных масштабов представлена в технологической схеме на рис.  

Комбинированный способ  создания планов применяют для заселенных участков местности,  городских территорий и поселков с плотной многоэтажной застройкой. При комбинированном способе контурную часто плана создают на основе материалов аэрофотосъемки, а дешифрирование участка и рисовку рельефа выполняют на фотопланах непосредственно на местности обычными способами. Таким образом, комбинированная съемка является сочетание аэрофотосъемки с приемами наземного  (мензульного) съемки.

Преимущество комбинированного способа создания планов заключается в лучшем отображении формы рельефа в равнинных районах. В тоже время недостатком этого способа является относительно большой объем полевых работ. Последовательность работ при  комбинированном способе создания планов определена технологической схемой на рис.    Аэрофотосъемку местности выполняют с самолета (АН-30,ИЛ-14ФК) специальными автоматическими аэрофотоаппаратами (АФА). Фотографирование местности производят так, чтобы оптическая ось аэрофоаппарата не отклонялась от отвесного положения более чем на  30.

В результате аэрофотосъемки получают рад взаимно перекрещивающих аэрофотоснимков вдоль каждого маршрута. Необходимым условием обработки аэрофотоснимков является из перекрытие поперек маршрутов.

Величины перекрытий устанавливают в зависимости от масштаба создаваемого плана и рельефа местности, технических средств и условий выполнения аэрофотосъемки.

Для крупномасштабных съемок рекомендуются следующие величины перекрытий аэрофотоснимков:

  • продольное 80-90 %;

  • поперечное 30-40 %.

При выборе масштаба аэрофотосъемки учитывают высоту сечения рельефа и фокусное расстояние (.f об) аэрофотоаппарата, установленного на самолете. При этом высоту полета можно посчитать по формуле

 H = f об * m,

 

где m - знаменатель масштаба аэрофотосъемки.

Для небольших участков местности применяют мензульную или тахеометрическую съемку, если выполнение аэрофотосъемки нецелесообразно.

 

Составление проекта размещением маркировки опознаков.

Перед выполнением полевых работ составляют проект размещения и геодезической привязки плановых и высотных опознаков, а так же проект маркирован опознаков. При выборе места положения опознаков учитываются следующие требования:

  • обеспечить опознакоми наибольшее количество аэроснимков;

  • облегчить геодезическую привязку аэроснимков.

С этой целью опознаки размещают в зонах поперечного перекрытия. Кроме того, опознаки должны располагаться на местности, удобной для измерений, а так же поблизости от исходных пунктов. Запрещается располагать опознаки на крутых склонах, теневых и закрытых лесом участках местности.

 

 

 

 

Плановые опознаки.

Плановые опознаки (ОП) являются геодезическим обоснованием аэрофототопографических съемок.

Количество ОП зависит от масштаба съемки. При съемках в масштабе 1: 2000 и 1: 5000 ОП размещают рядами поперек аэрофотосъемочных маршрутов (рис.   ). При этом начало и конец каждого маршрута обеспечивают двумя опорными точками.

Расстояние между рядами опознаков или длинны секции принимают равным 160-200 см в масштабе создаваемого плана      (в М 1:500 - 8-10 км ). Кроме того устанавливают дополнительные плановые точки, а именно:

а) ОП в середине каждой секции, т.е. через 80-100 см в масштабе создаваемого плана (через 6-8 базисов фотографирования);

б) три ОП в середине секции по границе участка съемке, вдоль маршрутов аэрофотосъемки, т.е. через 40-50 см в масштабе создаваемого плана (через 3-4 базиса фотографирования).

В качестве плановых опознаков выбирают контурные точки местности которые можно определить на аэрофотоснимке с погрешностью не более 0.1 мм. опознаками могут служить пункты исходной геодезической сети, хорошо опознающаяся на аэрофотоснимках, а также точки четких контуров, удобные для определения геодезическими способами.

 

Высотные опознаки.          

Для обработки аэрофотоснимков и стереотопографической рисовки рельефа на универсальных приборах служат высотные опознаки (ОВ). Количество ОВ зависит от масштаба фотографирования, высоты сечения рельефа, характера участка съемки и технических характеристик аэрофотоаппарата. В связи с этим выполняют полную и разрешенную высотную подготовку аэроснимков. При разрешенной высотной подготовке ОВ размещают рядами поперек аэрофотосъемочных маршрутов в зонах поперечного перекрытия аэрофотоснимков. При этом расстояние между рядами или длины секций не должны превышать четырех базисов фотографирования.

Границы участков съемки вдоль аэрофотосъемочных маршрутов обеспечивают дополнительными высотными точками. В этом случае ОВ размещают через два базиса фотографирования.

 

При съемке в масштабах 1:5000 и 1:2000 и высоте сечения рельефа 1 и 0.5 м расстояния между ОВ вдоль маршрутов не должны превышать 2-2.5 км независимо от масштаба аэрофотосъемки.

При проектировании необходимо учитывать, что ОВ располагают на местности с незначительным уклоном, так как положение опознака по высоте должно быть установлено (по аэрофотоснимку) с погрешностью 0.1h, где h - высота сечения рельефа. Как уже говорилось, в ряде случаев высотные опознаки совмещаются с плановыми. Тогда привязка аэрофотоснимков заключается в определении трёх координат (X,Y,H) точек, представляющих ОПВ.

 

 

Привязка опознаков.

 

Полярный способ.                                                               


m2 =ms2 + (m b 2/ r2 )* S2

S=0,35*105   

mb=5’

mS=2

m=2,18 sm                                                      


   


 

 

 

Прямая угловая засечка.

 

m = m b b / r2 sin2g  * (sinb12 + sinb22)1/2

b =0,725*105 см

b2=0?575*105 см

b1 = 380

b2 = 620

b3=1180

b4=270

g1=800

g2=350

 

m1= 2.95 cm

m2= 5.36 cm

mср. = m1+m2/(2) = 4.16 cm

 

Проектирование.

 

При аэрофотосъемке объекта маршруты должны иметь направление “запад-восток” или “север-юг” и продолжаются за границы съемочного участка на один базис фотографирования при продольном перекрытии аэрофотоснимков 60% и два базиса фотографирования при перекрытии в 80%. Первый маршрут совмещают с одной из рамок трапеции (границы участка съемки). Расстояние между осями маршрутов вычисляют по формуле:

 

 l (100%- Py %)

By = ------------------ * m 

                                                                             100%

где

      By           - расстояние между осями маршрутов на местности; 

      P y %  - величина поперечного перекрытия, выраженная от площади;

      l          - размер аэрофотоснимка;

      m        - знаменатель масштаба аэрофотосъемки.

Расстояние между осями маршрутов на карте масштаба 1:М определяют из следующего соотношения

 

 

       By

by  = ------

       M

 

где М - знаменатель масштаба карты.

Пусть P y = 30%, 1:m = 1:10000, l = 18*18 см. В этом случае по формуле получим:

 

18см(100% - 30% )

By = --------------------------- * 10000

  100%

 

Или By = 126,000 см.

При составлении проекта на карте масштаба 1:25000 имеем:

 

 

126,000 км

        by = --------------------- = 5,03 см.

25.000

 

Общее количество маршрутов для аэрофотосъемочного участка подсчитывают по формуле

 

  Q

   K = ----- + 1,

    By

 

где Q - ширина участка местности.

Далее в обе стороны от соей маршрутов откладывают расстояние, вычисленное по формуле:

 

        l * m

S = ---------

       2 M

Это позволяет установить участки каждого аэрофотосъемочного маршрута и выделить зоны поперечных перекрытий, где размещают плановые и высотные опознаки в соответствии с требованиями “Инструкции”:

При масштабах, принятых выше получаем:

 

 

         18 cм*10000

                     S = --------------------  = 3,6 (см).

        2 * 25.000

Для определения расстояния между центрами аэрофотоснимков вдоль одного маршрута используют формулу:

 

       l (100%- P x %)

      B x = ------------------ * m,

           100%

где

      B x  - базис фотографирования, представляющий расстояние на местности; 

      P x %  - величина продольного перекрытия аэрофотоснимков;

Тогда базис фотографирования, выраженный в масштабе схемы, можно вычислить по формуле:

                                                                                  B x

b x  = ------ .

                                                                                    M

 

 

 

 

 

Полагая, что P x = 60 %, напишем

 

 

18 (100%- 60 %)

 B x =   ------------------------- * 10000,

100%

 

 

Отсюда B x = 720 м. На карте масштаба 1: 25.000 расстояние в 1080 м соответствует величине b x  = 2,9 см.

При составлении проекта аэрофотосъемочных работ подсчитывают количество аэрофотоснимков на участок съемки. Число аэрофотоснимков в одном маршруте определяют по формуле:

 

                                                                                L

n = ---------- + 3,

B x

 

где

L - длина участка местности.

Общее количество аэрофотоснимков     N = nk.

 

Определение данных для сопоставления проекта размещения опознаков.

 

N

Формулы

Результат вычисления

Примечание

1

l(100% - Py%)

By=------------------*m

100%

 

126000 (см)

Расстояние между маршрутами (на местности)

2

By

by=----------------

M

 

5,03 (см)

Расстояние между маршрутами (в масштабе карты)

3

l (100% - Px%)

Bx=----------------- * m

100%

 

720 (м)

Продольный базис фотографирования (на местности)

4

Bx

bx = ----------

M

 

2,9 (cм)

Продольный базис фотографирования (в масштабе карты)

5

 

Lm

S = ----------------

2M

 

 

3.6(см)

Расстояние от оси маршрута до границы аэрофотосъемки (в масштабе карты)

6

Q

K = --------- + 1

By

 

5

Количество маршрутов

7

L

n = ---------- + 3

*Bx

 

13

Количество аэрофотоснимков в одном маршруте

8

 

N = n * k

 

65

Общее количество аэрофотоснимков


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плановая и высотная подготовка аэрофотоснимков.

 

Плановое положение опознаков определяют, как правило угловыми или линейными засечками, их комбинациями, а также теодолитными ходами, реже микротриангуляцией. Выбор того или иного способа привязки опознаков зависит в основном от характера участка местности и плотности исходных пунктов. Привязку опознаков разрешается выполнять угловыми и линейными засечками с точек теодолитных ходов. При этом точность измерения длин линий в теодолитных ходах и засечках должна быть не менее 1/3000. При плановой привязке опознаков теодолитными ходами длины линий измеряют оптическим дальномером. Измерение углов в теодолитных ходах или засечках можно выполнить теодолитом Т15, Т15-К,  Theo-120, 080 и т.д. Для плановой привязки опознаков большое признание у производственников сыскал светодальномер СМ5, измеряющий растояние до 500 м с ошибкой 3мм.

Информация о работе Проект геодезического обоснования стереографической съемки масштаба 15000