Геодезическое обеспечение землеустроительных работ особо охраняемых территорий на примере определения границ водоохранных зон реки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 05:16, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей и совокупности геодезических работ, производимых для целей землеустройства особо охраняемых территорий.
В работе были поставлены следующие задачи:
- Определение границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы на землях, расположенных вдоль русла реки Паратунка и её притоках на участке «устье р. Паратунка – п. Термальный»;
- Определение необходимого количества специальных информативных знаков, выполнение сметных расчетов на вынос в натуру водоохранных знаков, их изготовление и установку.

Содержание работы

Введение
Водоохранные зоны как составляющая ООТиО
Водоохранные зоны
Водоохранные знаки
Геодезическое обеспечение
Геодезическое обеспечение межевания земель
GPS-съемка
Космоснимки
Вынос в натуру границ землепользования
Практическая часть
Проект межевания водоохранной зоны (ВЗ) водного объекта и его прибрежной защитной полосы (ПЗП)

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Проведение  мероприятий по землеустройству  всегда начинается с определения  местоположения объекта землеустройства  и составления или изучения плана (карты) этого объекта. В отчетной документации по землеустройству обязательно  представляется проектный план, который является самостоятельным землеустроительным документом. Для изготовления планов (карт), определения координат поворотных точек, нахождения границ земельных участков, вычисления площадей, перенесения границ земельных участков на местность проводятся геодезические работы.

Итак, целью геодезических  работ является – установление (восстановление) границ земельных участков с закреплением поворотных точек межевыми знаками, определение плоских прямоугольных  координат этих точек и дирекционных углов с одной точки на другую, вычисление площадей земельных участков.

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей и совокупности геодезических работ, производимых для целей землеустройства особо  охраняемых территорий.

Геодезическое обеспечение землеустроительных работ особо охраняемых территорий и объектов (ООТиО) является достаточно актуальной темой, ведь в практике природопользования все большую актуальность приобретают проблемы выделения и развития системы особо охраняемых природных территорий и объектов в целях поддержания экологического баланса, воспроизводства природных ресурсов, охраны и улучшения окружающей среды, рекреации и природоохранного просвещения, а также изучения местных, региональных и глобальных природных процессов, протекающих как в естественных условиях, так и под влиянием человека.

Развитие и  совершенствование сети ООТиО обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств по реализации решений Всемирного саммита по устойчивому развитию, Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, Рамсарской конвенции, Общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия и других международных соглашений.

В целях защиты земель ООТиО от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением, установленного для этих земельных участков, особого правового режима.

Река Паратунка  относится к водотокам высшей категории рыбохозяйственного водопользования, имеет особо ценное значение. Это место массового нереста лососей, в связи с чем, к качеству воды предъявляются более высокие требования. Здесь строго запрещена всякая хозяйственная деятельность, в том числе индивидуальное строительство и движение транспортных средств за исключением спецтранспорта.

В работе были поставлены следующие задачи:

- Определение границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы на землях, расположенных вдоль русла реки Паратунка и её притоках на участке «устье р. Паратунка – п. Термальный»;

- Определение необходимого количества специальных информативных знаков, выполнение сметных расчетов на вынос в натуру водоохранных знаков, их изготовление и установку.

 

Водоохранные зоны как  составляющая ООТиО

 

Земельное законодательство выделяет в самостоятельную категорию земли особо охраняемых территорий и объектов (ООТиО), на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное значение. Это – не затронутые хозяйственной деятельностью участки природы, сохранившие первозданную красоту, уникальные ландшафты, лесные массивы, выходы горных пород, экосистемы, имеющие ценность в качестве среды обитания редких и исчезающих видов животных и растений, природные объекты – свидетели исторических событий, места отдыха граждан.

Ценность таких комплексов и объектов обусловливает необходимость  их охраны от неблагоприятных антропогенных  воздействий, что требует их полного  или частичного изъятия из хозяйственного использования и оборота и установления в пределах их границ режима особой охраны.

В зависимости  от цели создания, площади, естественных характеристик особо охраняемые территории, комплексы и объекты  бывают различных видов. В число  особо охраняемых территорий, комплексов и объектов входят заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, зеленые и пригородные зоны, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы, водоохранные зоны, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, особо ценные лесные массивы. Допускается создание иных видов охраняемых территорий, комплексов и объектов.

Особо охраняемые территории, комплексы и объекты  могут располагаться на различных  категориях земель. Лишь часть из них  включена в состав земель особо охраняемых территорий и объектов. Городские  парки и городские леса входят в состав земель поселений. Особо охраняемые водные объекты могут учреждаться на землях водного фонда. Все эти земли не относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов, хотя на них действует особый режим природопользования.

Состав земель ООТиО определяется в зависимости от видов охраняемых территорий, комплексов и объектов, расположенных в пределах таких земель.

В него входят земли:

особо охраняемых природных территорий, в том числе  лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

природоохранного  назначения;

рекреационного  назначения;

историко-культурного  назначения;

иные особо  ценные земли [1].

В соответствии с учетными данными, на сегодняшний день ООТиО занимают площадь 31,8 млн. га, что составляет примерно 1,8% всех земель РФ. За последние годы наблюдается постоянный рост общей площади таких земель за счет учреждения новых и расширения действующих особо охраняемых территорий. По темпам роста эти земли занимают второе устойчивое место, уступая лишь землям лесного фонда.

Экологическое состояние  земель особо охраняемых территорий и объектов можно охарактеризовать как относительно благоприятное. В силу отдаленности от мест концентрации источников антропогенных воздействий они не подвержены опасным загрязнениям или иным формам деградации. Исключениями, пожалуй, являются земли лечебных местностей и курортов, а также памятников природы.

Земли особо охраняемых территорий и объектов – составная часть  охраняемых природных комплексов наряду с находящимися в их пределах растительностью, водными объектами, животным миром. Правовое регулирование использования и охраны земель и других природных объектов таких территорий осуществляется взаимосвязано в интересах охраны целостной экосистемы.

Правовой режим  земель ООТиО определен не только в земельном, но и в заповедном законодательстве, включая федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Земли ООТиО в зависимости от вида и статуса размещаемой на них охраняемой территории или объекта могут быть в государственной (федеральной или субъектной), муниципальной и частной собственности. По своему статусу некоторые виды охраняемых территорий могут быть федерального, регионального и местного значения, соответственно находясь в федеральной, субъектной и муниципальной собственности.

Довольно необычно действует право частной собственности  на землю. Так, в пределах границ некоторых  видов особо охраняемых природных территорий, например заказников, допускается существование земельных участков, находящихся в частной собственности. Однако прекращение прав на земельные участки особо охраняемых природных территорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в порядке предоставления в частную собственность, в большинстве случаев не допускается.

Фактически  это означает, что в том случае, если на момент создания ООТиО в ее пределах оказался земельный участок, находящийся в чьем-либо пользовании или собственности, он не изымается. Граждане и организации продолжают пользоваться такими земельными участками с учетом вступающих в силу с момента создания охраняемой природной территории ограничений. Они также имеют право совершать сделки со своими земельными участками, включая их отчуждение. При совершении сделок действует общее правило, запрещающее продавцу или покупателю изменять целевое назначение продаваемого земельного участка. На практике такими видами землепользования обычно бывает использование для личных целей земельных участков гражданами, занятыми в системе управления или обслуживания соответствующей особо охраняемой территории, санатория или дома отдыха.

После учреждения особо охраняемой территории предоставление земельных участков в пределах таких территорий гражданам и организациям в собственность в большинстве случаев невозможно.

Важной чертой правового режима земель ООТиО является запрет на изъятие или иное прекращение прав на землю отдельных видов территорий, противоречащих их целевому назначению. Статья 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прямо устанавливает, что изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено.

В пределах земель ООТиО разрешается осуществление только тех видов землепользования и хозяйственной деятельности, которые не вызывают ухудшения состояния охраняемых объектов. Разрешенными видами деятельности являются организация и проведение научных исследований, просвещение, экологический мониторинг, в отдельных случаях организация туризма и отдыха. Практикуется предоставление земель для некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, например сенокошения и выпаса скота, прокладки линий электропередачи. Разрешается ведение традиционных видов хозяйственной деятельности в месте проживания коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири. К таким видам деятельности относятся охота, оленеводство и др. Среди запрещенных – разведка и разработка полезных ископаемых, рубка леса, в большинстве случаев охота и рыболовство, строительство жилых и хозяйственных объектов, за исключением предназначенных для обслуживания охраняемой территории и разрешенных видов деятельности. На землях ООТиО федерального значения запрещаются предоставление садоводческих и дачных участков, строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач, строительство и эксплуатация промышленных и жилых объектов, движение и стоянка механических транспортных средств и некоторые другие виды деятельности.

Особо охраняемые территории и объекты учреждаются решением государственных или муниципальных органов на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий и зонирования территории РФ. Учреждению ООТиО может предшествовать резервирование земельного участка органами государственной власти субъектов РФ. Резервирование означает предварительное выделение земельного участка и введение ограничений тех видов хозяйственной деятельности, которые в перспективе будут несовместимы с правовым режимом учреждаемого объекта. Резервирование распространяется на земельные участки, независимо от форм собственности. Зарезервированный земельный участок, находящийся в частной собственности, может изыматься в порядке выкупа [1].

В целях защиты ООТиО от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Охранные зоны создаются решением государственных органов субъектов РФ. Земельные участки в пределах таких зон у собственников, владельцев, пользователей не изымаются.

Учреждения, управляющие ООТиО (заповедники, заказники и т.д.), а также собственники, владельцы, пользователи земель в пределах особо охраняемых территорий имеют право на налоговые льготы.

В интересах эффективного поддержания режима охраны, а также учитывая ценность природных объектов особо охраняемых территорий, в их пределах применяются повышенные меры юридической ответственности (ст. 250, 252 УК).

  • Водоохранные зоны

  •  

    Согласно Постановлению  от 23 ноября 1996 г. N 1404 «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах»: водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

    Установление  водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов.

    Размеры и границы  водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также их режим определяются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов. Они утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их положениями.

    Информация о работе Геодезическое обеспечение землеустроительных работ особо охраняемых территорий на примере определения границ водоохранных зон реки