Устойчивое управление лесами. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами. Лесная сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Термин "устойчивое управление лесами" за последнее десятилетие прочно вошел в лексикон специалистов по лесу и лесному хозяйству. Несмотря на это, до сих пор нет единого мнения о том, что же это такое. Иногда под "устойчивым управлением лесами" понимают всего лишь такое ведение хозяйства, при котором в обозримом будущем из леса можно будет получать столько же древесины, сколько и сейчас. Однако, чаще всего этот термин подразумевает такое ведение лесного хозяйства и такой характер использования лесных ресурсов, которые позволяют сохранить не только продуктивность лесов, но и их экологические функции, эстетическую и рекреационную ценность, биологическое и ландшафтное разнообразие.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие устойчивого управления лесами……………………………3
Глава 2. Разработка стандартов, принципов и критериев на межправительственном и неправительственном уровнях………………….....4
2.1. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами РФ........8
2.2. Список критериев и индикаторов устойчивого управления лесами…………………………………………………………………………...13
2.2.1. Критерий 1. Поддержание и сохранение продуктивной
способности лесов………………………………………………………..........13
2.2.2. Критерий 2. Поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов………………………………………...14
2.2.3. Критерий 3. Сохранение и поддержание защитных
функций лесов…………………………………………………………….…...15
2.2.4. Критерий 4. Сохранение и поддержание биологического
разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл………….16
2.2.5. Критерий 5. Поддержание социально - экономических функций лесов…………………………………………………………….........18
2.2.6. Критерий 6. Инструменты лесной политики для
сохранения устойчивого управления лесами………………………………..20
Глава 3. Лесная сертификация………………………………………………..23
3.1. Понятие лесной сертификации…………………………………...23
3.2. Цели сертификации……………………………………………….25
3.3. Как осуществляется сертификация по FSC……………………...25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………………………………………………….......29

Файлы: 1 файл

лесоустройство.docx

— 60.89 Кб (Скачать файл)
  1.   Лесные культуры. Лесные культуры, принося ряд социальных и экономических выгод, удовлетворяя мировые потребности в продукции, полученной в результате эксплуатации лесных ресурсов, могут стать частью системы управления лесным комплексом, выполняя функцию по снижению нагрузки на естественные леса и способствуя сохранению и восстановлению естественных природных комплексов.

      Инициативы  по разработке стандартов, принципов  и критериев устойчивого управления  лесами далеко не исчерпываются  межправительственными инициативами  и системой принципов FSC. По всему миру существует довольно большое количество инициативных групп, разрабатывающих подобные критерии, в которых участвуют представители самых разных промышленных, природоохранных, социальных, научных и иных организаций. Проанализировав наиболее значимые из этих инициатив и требования, выдвигаемые большим количеством природоохранных и социальных организаций, можно дать следующее общее определение.

      Устойчивым, экологически и социально ответственным  называется такое управление  лесами, которое соответствует следующим  основным принципам:

  1. Главным и конечным продуктом управления лесами является сам лес, как совокупность экосистем, способная к выполнению широкого спектра социальных, экологических и природоохранных функций (охрана водных и воздушных ресурсов, регулирование содержания углекислоты в атмосфере, поддержание высокого естественного биологического разнообразия и др.). Получение материальной лесной (например, древесной) продукции является лишь одной из функций управления лесами, выполнение которой в ущерб другим функциям недопустимо.

  1. Любое использование лесных ресурсов (в том числе древесных) должно осуществляться с учетом интересов всех социальных групп как настоящего, так и будущих поколений. Все социальные группы, материальные или нематериальные интересы которых могут быть затронуты в процессе использования лесных ресурсов, должны иметь право и возможность получения достоверной и проверяемой информации об объемах, характере и планах использования лесных ресурсов.

  1. Сохранившиеся массивы дикой лесной породы, развивающиеся без воздействия человека, являющиеся естественным местом обитания большого разнообразия видов растений и животных и способные к бесконечно длительному самоподдержанию, должны по мере возможности сохраняться и далее.

    

 

       2.1. КРИТЕРИИ И ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              

               Приказ Рослесхоза от 05.02.1998 N 21

      Об утверждении Критериев и индикаторов

           устойчивого управления лесами РФ                               

                                                                     Текст документа по состоянию  на июль 2011 года

         В целях реализации в системе лесного хозяйства Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.04.96 N 440 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 559 "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации", во исполнение международных обязательств России и решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио - де - Жанейро, 1992 год) в части устойчивого управления лесами (Лесные Принципы, Повестка дня на XXI век), решений XIX Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью - Йорк, 1997 год), а также Лесного кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемые  Критерии и индикаторы устойчивого  управления лесами Российской  Федерации.

2. Ввести в действие  Критерии и индикаторы устойчивого  управления лесами Российской  Федерации с 9 февраля 1998 года  для дополнительного анализа  деятельности государственных органов  управления лесным хозяйством  в субъектах Российской Федерации  на соответствие принципам устойчивого  управления лесами, рекомендуемым  мировым сообществом.

3. Руководителям органов  управления лесным хозяйством  в субъектах Российской Федерации  обеспечить адаптацию Критериев  и индикаторов устойчивого управления  лесами Российской Федерации  для регионального и местного  уровней и, начиная с 1999 года, включать региональные показатели  индикаторов в годовой отчет  в качестве информации.

4. ВНИИЦлесресурсу (Страхов  В.В.):

- осуществить методическое обеспечение разработки региональных критериев и индикаторов, для чего до 1 марта 1998 года разработать и в установленном порядке утвердить Временные рекомендации по применению критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации;

- организовать обобщение и анализ материалов, представляемых руководителями органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, для уточнения основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства с учетом региональных особенностей устойчивого управления лесами;

-    до 1 октября 1998 года внести изменения и дополнения в Инструкцию по государственному учету лесного фонда с учетом Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации;

- обеспечить перевод на английский язык и издание Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для обеспечения международной деятельности Федеральной службы лесного хозяйства России.

5. Управлению науки и  техники (Тепляков В.К.) включить  в планы работ научно - исследовательских  учреждений Федеральной службы  лесного хозяйства России на 1998 год и последующие годы соответствующие  разделы по адаптации Критериев  и индикаторов устойчивого управления  лесами Российской Федерации  для регионального уровня.

6. Управлению организации  лесопользования и лесоустройства (Кукуев Ю.А.) до 1 октября 1998 года  внести необходимые изменения  в Инструкцию по проведению  лесоустройства в лесном фонде  России, утвержденную Приказом Федеральной  службы лесного хозяйства России  от 15.12.94 N 265, с целью отражения  критериев и индикаторов в  материалах лесоустройства.

7. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Кузьмичева Е.П.

 
 

Руководитель Федеральной  службы  
В.А.ШУБИН

 
 

Утверждены  
Приказом Федеральной службы  
лесного хозяйства России  
от 5 февраля 1998 г. N 21

 

 

 

 

         Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 559 и поручениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N ВЧ-П9-43119 и от 27 сентября 1997 г. N ВЧ-П1-30744 определена задача - разработать государственную стратегию устойчивого развития Российской Федерации.

         В соответствии с указанными документами и на основании Лесного кодекса Российской Федерации Федеральной службой лесного хозяйства России разработан ряд принципиально новых положений государственной лесной политики в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, одним из которых является "Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации".

       "Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации" - руководящий документ федерального уровня для координации действий как в системе лесного хозяйства, так и со смежными отраслями.

        Основная цель этого документа - обеспечить базовые условия реализации принятых Россией международных обязательств по лесам в связи с ратификацией Конвенции ООН о биологическом разнообразии, Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, а также для выполнения решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио - де - Жанейро, 1992 год) в части устойчивого управления лесами (Лесные Принципы, Повестка дня на XXI век), Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью - Йорк, 1997 год), в которых намечены задачи правительств разных стран по обеспечению устойчивого развития всех видов лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.

        В основе документа - результаты дискуссий по критериям и индикаторам устойчивого управления лесами, разработанных для лесов Европы (Хельсинкский процесс) и для умеренных и бореальных лесов мира (Монреальский процесс). Соответствующие списки критериев и индикаторов были рассмотрены с точки зрения их приемлемости для условий России. Учитывались не только природные и социально - экономические особенности России, но и государственные особенности управления лесами.

        Доработка данного документа проводилась с учетом замечаний и предложений специалистов территориальных органов управления лесами в субъектах Российской Федерации, лесоустроительных предприятий и научных учреждений России в ходе письменного опроса, проведенного ВНИИЦлесресурсом.

        Критерии устойчивого управления лесами и индикаторы для их оценки, содержащиеся в данном документе, предназначены для обоснования лесной политики Российской Федерации в целом, а также в субъектах Российской Федерации.

        Индикаторы для оценки критериев подобраны с учетом возможности использования существующих информационных потоков по лесному хозяйству. Каждый критерий может характеризовать страну в целом, природно - экономический регион (группу субъектов Федерации) и каждый субъект Российской Федерации. В число индикаторов включены и такие, статистическая информация по которым в настоящее время на национальном (государственном) уровне не ведется, но ее получение будет иметь большое значение в будущем.

        Границы данного документа пока нецелесообразно расширять до уровня лесхозов. Реализация критериев устойчивого управления лесами на уровне лесхоза определяется другими документами (правилами, инструкциями, руководствами, указаниями, наставлениями и другими документами по различным вопросам лесного хозяйства), а также сертификационными требованиями, которые должны быть разработаны в соответствии с международными рекомендациями).

        Включенные в данный документ критерии и индикаторы, с одной

стороны, представляют собой рабочий инструмент управления лесами, который должен совершенствоваться, с другой стороны, являются механизмом контроля и воздействия  на систему устойчивого управления.

        Предполагается, что по мере накопления данных по реализации лесной политики Российской Федерации на основе приведенных критериев устойчивого управления лесами будут вноситься поправки и уточнения как в список индикаторов, так и в сами критерии.

         Количественная и качественная оценка индикаторов на основе приведенных критериев осуществляется на федеральном уровне Федеральной службой лесного хозяйства России, на уровне субъекта Российской Федерации - территориальными органами управления лесным хозяйством. Базовыми материалами при этом являются данные государственного учета лесного фонда, актуализации данных о состоянии лесного фонда по материалам проведенного лесоустройства, аналитические данные лесного кадастра и лесного мониторинга, а также материалы уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, научно - исследовательских институтов.

                      

                                                    Критерии

       Критерии - стратегические направления практической деятельности для осуществления принятых принципов. Критерии сохранения и устойчивого управления лесами реализуются на уровне практического ведения лесного хозяйства и могут контролироваться по соответствующим индикаторам устойчивого управления лесами.

          Каждый критерий может быть  оценен по совокупности характеризующих  его индикаторов.

 

                                             Индикаторы

         Индикаторы - количественные и описательные  характеристики критериев устойчивого  управления лесами. Совокупность  индикаторов позволяет оценить  направление изменений в управлении  лесами, соответствующих конкретному  критерию.

         Последовательное отслеживание  индикаторов с течением времени  показывает тенденции в изменении  управления лесами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

             2.2. СПИСОК КРИТЕРИЕВ И ИНДИКАТОРОВ

             УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ РФ

2.2.1. Критерий 1. Поддержание и сохранение продуктивной способности лесов

Информация о работе Устойчивое управление лесами. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами. Лесная сертификация