Устойчивое управление лесами. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами. Лесная сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Термин "устойчивое управление лесами" за последнее десятилетие прочно вошел в лексикон специалистов по лесу и лесному хозяйству. Несмотря на это, до сих пор нет единого мнения о том, что же это такое. Иногда под "устойчивым управлением лесами" понимают всего лишь такое ведение хозяйства, при котором в обозримом будущем из леса можно будет получать столько же древесины, сколько и сейчас. Однако, чаще всего этот термин подразумевает такое ведение лесного хозяйства и такой характер использования лесных ресурсов, которые позволяют сохранить не только продуктивность лесов, но и их экологические функции, эстетическую и рекреационную ценность, биологическое и ландшафтное разнообразие.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие устойчивого управления лесами……………………………3
Глава 2. Разработка стандартов, принципов и критериев на межправительственном и неправительственном уровнях………………….....4
2.1. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами РФ........8
2.2. Список критериев и индикаторов устойчивого управления лесами…………………………………………………………………………...13
2.2.1. Критерий 1. Поддержание и сохранение продуктивной
способности лесов………………………………………………………..........13
2.2.2. Критерий 2. Поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов………………………………………...14
2.2.3. Критерий 3. Сохранение и поддержание защитных
функций лесов…………………………………………………………….…...15
2.2.4. Критерий 4. Сохранение и поддержание биологического
разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл………….16
2.2.5. Критерий 5. Поддержание социально - экономических функций лесов…………………………………………………………….........18
2.2.6. Критерий 6. Инструменты лесной политики для
сохранения устойчивого управления лесами………………………………..20
Глава 3. Лесная сертификация………………………………………………..23
3.1. Понятие лесной сертификации…………………………………...23
3.2. Цели сертификации……………………………………………….25
3.3. Как осуществляется сертификация по FSC……………………...25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………………………………………………….......29

Файлы: 1 файл

лесоустройство.docx

— 60.89 Кб (Скачать файл)

   

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

                     КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ

ТЕМА: Устойчивое управление лесами. Критерии и индикаторы 

        устойчивого управления лесами. Лесная сертификация.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                        

                                              СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Понятие устойчивого  управления лесами……………………………3

Глава 2. Разработка стандартов, принципов и критериев на межправительственном и неправительственном уровнях………………….....4

           2.1. Критерии и индикаторы устойчивого  управления лесами РФ........8

           2.2. Список критериев и индикаторов  устойчивого управления лесами…………………………………………………………………………...13

      2.2.1. Критерий 1. Поддержание и сохранение продуктивной

 способности лесов………………………………………………………..........13

                2.2.2. Критерий 2. Поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов………………………………………...14

      2.2.3. Критерий  3. Сохранение и поддержание защитных

 функций лесов…………………………………………………………….…...15

                2.2.4. Критерий  4. Сохранение и поддержание биологического

 разнообразия лесов  и их вклада в глобальный  углеродный цикл………….16

                2.2.5. Критерий 5. Поддержание социально - экономических функций лесов…………………………………………………………….........18

                2.2.6. Критерий 6. Инструменты лесной политики для

 сохранения устойчивого управления лесами………………………………..20

 Глава 3. Лесная сертификация………………………………………………..23

            3.1. Понятие лесной сертификации…………………………………...23

            3.2. Цели сертификации……………………………………………….25

            3.3. Как осуществляется сертификация  по FSC……………………...25

Заключение……………………………………………………………………..27

Список используемой литературы………………………………………………………………….......29

 

 

 

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

        Термин "устойчивое управление лесами" за последнее десятилетие прочно вошел в лексикон специалистов по лесу и лесному хозяйству. Несмотря на это, до сих пор нет единого мнения о том, что же это такое. Иногда под "устойчивым управлением лесами" понимают всего лишь такое ведение хозяйства, при котором в обозримом будущем из леса можно будет получать столько же древесины, сколько и сейчас. Однако, чаще всего этот термин подразумевает такое ведение лесного хозяйства и такой характер использования лесных ресурсов, которые позволяют сохранить не только продуктивность лесов, но и их экологические функции, эстетическую и рекреационную ценность, биологическое и ландшафтное разнообразие. К сожалению, в России (как и в целом в мире) до настоящего времени не разработаны четкие и конкретные стандарты устойчивого управления лесами, признанные на правительственном уровне.

     

 

        ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

        Устойчивое управление лесами России - это целенаправленное, долговременное, экономически выгодное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Эти взаимоотношения могут сопровождаться периодическим изъятием лесной продукции с помощью различных технологий, с применением машин и механизмов. Использование рыночных и нерыночных полезностей леса не должно вести к деградации или исчезновению не только лесов, но и отдельных видов.

        Неизменная основа устойчивого управления лесами - поддержание в приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества состоянии как биологического разнообразия, так и продуктивности лесов. Устойчивое управление предполагает бесконечно долгое сохранение лесов как части ландшафтов России.

         Устойчивое управление лесами осуществляется с учетом экологических и социально - экономических критериев. Соответствующие критерии и индикаторы позволяют оценивать степень продвижения страны в направлении устойчивого развития в области лесного хозяйства.

         Устойчивое управление лесами предполагает многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование лесных ресурсов, функций и свойств лесов, как имеющих рыночную стоимость (древесина, продукты побочного пользования и т.п.), так и не имеющих таковой (например, воздействие на духовное здоровье народа или сохранение исторических традиций).

         Действующие основные принципы управления лесами России изложены в Конституции Российской Федерации (1993 год) и в Лесном кодексе Российской Федерации (1997 год). В системе этих принципов доминирует принцип неистощительности и непрерывности лесопользования. Отработанная почти за три столетия формулировка этого принципа вошла в Основы лесного законодательства Российской Федерации (1993 год) и Лесной кодекс Российской Федерации, в руководящие документы, регламентирующие деятельность государственного органа управления лесами - Федеральной службы лесного хозяйства России.

          Регламентация деятельности всех субъектов лесных отношений содержится в статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что "лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования".

      

 

      ГЛАВА 2. Разработка стандартов, принципов и критериев

    на межправительственном и неправительственном уровнях

       Существует  лишь ряд межправительственных  групп, разрабатывающих «критерии  и индикаторы устойчивого управления  лесами» - наборы показателей,  которые необходимо отслеживать  при контроле за лесами конкретных  стран (например, площадь лесных  и других покрытых лесом земель  и ее изменения», «изменения общего  запаса насаждения»). Эти группы (или соответствующие их деятельности  процессы) носят название «Хельсинкский  процесс» (разработка индикаторов  и критериев устойчивого управления  лесами в Европе), «Монреальский  процесс» (разработка индикаторов  и критериев в других лесных  странах мира, кроме Европейских)  и т. д. Россия (представляющая  ее федеральная служба лесного  хозяйства) участвует как в  Хельсинкском, так и  Монреальском  процессах. Характерной особенностью  этих процессов является рекомендательный  характер всех разрабатываемых  документов (т. е. необязательность  следования им в практической  деятельности органов лесного  хозяйства). Кроме того, ни один  из предлагаемых этими группами  критериев и индикаторов не  имеет какого-либо конкретного  значения (т.е., например, имеется критерий  «площадь лесных и других покрытых  лесом земель и ее изменения», но нет конкретного значения  допустимых изменений площади  лесных земель, при котором лесопользование  можно считать устойчивым). Таким  образом, разрабатываемые межправительственными  группами «критерии и индикаторы  устойчивого управления лесами»  лишь позволяют отслеживать крупномасштабные  изменения, происходящие в лесном  фонде стран-участниц этих групп,  но не обеспечивают каких-либо  принципов и стандартов устойчивого  управления лесами и лесопользования. Ни тот, ни другой процесс пока не предусматривают каких-либо конкретных, практических шагов в направлении устойчивого управления лесами.

       Несколько  лучше обстоит дело на неправительственном  уровне. Обеспокоенность граждан  многих стран тем, что они,  покупая продукты переработки  древесины, нередко способствуют  варварскому уничтожению уникальных  лесов в «лесных» странах мира  – России, Канаде, Бразилии и многих  других – привело к формированию  в начале 90-х годов групп организаций-покупателей  древесины, настаивающих на тщательном  отслеживании ее происхождения  и на соблюдении строгих экологических  стандартов при ее заготовке.

       Это, в свою  очередь, привело к тому, что  некоторые предприятия комплекса,  осознающие важность своего экологического  имиджа для сохранения своей  роли на мировых рынках лесной  продукции, в сотрудничестве с  неправительственными экологическими  и социального организациями  начали разрабатывать стандарты  устойчивого экологически ответственного  управления лесами. Фактически, мировую  известность пока получила лишь  одна из подобных инициатив,  названная FSC (« Forest Stewardship Council» - «Совет лесных попечителей» или «Совет управления лесами») - это международная независимая организация, разрабатывающая стандарты в области лесопользования, лесопереработки и производства продукции, дающая право организация — внешним аудиторам проводить аудиты и выдавать соответствующие сертификаты.

         Цель FSC —  содействие экологически ответственному, социально-ориентированному и экономически  устойчивому лесопользованию и  управлению мировыми лесными  ресурсами.

        Принципы и критерии устойчивого управления лесами FSC, безусловно, не идеальны. Однако, они представляют собой стандарт, в той или иной степени признаваемый большим количеством экспертов в области лесопользования и охраны природы, а также многими крупными международными природоохранными и социальными организациями.

      10 принципов  FSC:

  1. Соответствие законодательству и Принципам FSC. Управление лесными ресурсами должно соответствовать законодательству страны, в которой оно осуществляется, международным договорам и соглашениям, подписанным данной страной, а также Принципам и Критериям FSC.

  1. Владение и пользование ресурсами, права и обязанности. Долговременные права на владение и пользование земельными и лесными ресурсами должны быть четко определены, задокументированы и оформлены в установленном порядке.

  1. Права коренных народов. Юридические и традиционные права коренных народов на владение, пользование и управление территорией должны признаваться и уважаться.

  1. Местное население и права рабочих. Мероприятия по управлению лесными ресурсами должны быть ориентированы на поддержание и улучшение социального и экономического благополучия работников лесного комплекса и местного населения.

  1. Доходы от лесопользования. Ведение лесного хозяйства должно способствовать эффективному использованию разнообразных функций леса, а также многочисленной продукции, получаемой на базе эксплуатации лесных ресурсов, для обеспечения его (лесного хозяйства) экономической жизнеспособности и широкого использования всего спектра экологических и социальных функций леса.

  1. Воздействие на окружающую среду. Лесопользование должно обеспечивать сохранение биологического разнообразия и связанных с ним различных элементов лесных экосистем – вод, почв, а также уникальных и неустойчивых ландшафтов, с тем, чтобы поддерживать экологические функции и целостность лесных экосистем.

  1. План мероприятий по ведению хозяйства. План мероприятий по ведению хозяйства, составленный с учетом масштаба и интенсивности проводимых работ, должен быть задокументирован, принят к исполнению и неукоснительно соблюдаться в соответствии с графиком лесотехнических мероприятий. Должны быть четко сформулированы долгосрочные цели и задачи лесопользования, а также способы их достижения.

  1. Мониторинг и оценка. В соответствии с масштабом и интенсивностью  лесотехнических мероприятий должен вестись мониторинг за состоянием леса, продуктивностью лесной экосистемы, цепочкой от заготовителя до потребителя, практикой ведения хозяйства, а также социальными и экологическими последствиями ведения хозяйства.

  1. Поддержание хорошо сохранившихся ценных лесов. Лесопользование в хорошо сохранившихся ценных лесах должно приводить к поддержанию или улучшению характеристик, определяющих эти леса. Решения относительно хорошо сохранившихся ценных лесов должны рассматриваться в контексте принятия мер предосторожности.

Информация о работе Устойчивое управление лесами. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами. Лесная сертификация