Сценарии развития отрасли молочного козоводства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта. Сейчас почти все предприятия осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта та продукции на рынке.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования 5
1.1 Понятие стратегического планирования 5
1.2 Методики планирования 6
Глава 2. Анализ отрасли молочного козоводства и обоснование перспектив его развития 8
2.1 Личные подсобные хозяйства 10
2.2 Фермерские хозяйства. 12
2.3 Сельскохозяйственные предприятия. 14
Глава 3. Сценарии развития отрасли молочного козоводства в России 17
3.1 Оптимистический сценарий 19
3.2 Средний сценарий 23
3.3 Пессимистический сценарий. 25
3.4 Вероятный сценарий развития 28
Выводы и предложения 31
Список литературы. 35

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_2 (2).docx

— 79.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава I. Теоретические основы стратегического планирования 5

1.1 Понятие стратегического планирования 5

1.2 Методики планирования 6

Глава 2. Анализ отрасли молочного козоводства и обоснование перспектив его развития 8

2.1 Личные подсобные хозяйства 10

2.2 Фермерские хозяйства. 12

2.3 Сельскохозяйственные предприятия. 14

Глава 3.  Сценарии развития отрасли молочного козоводства в России 17

3.1 Оптимистический сценарий 19

3.2 Средний сценарий 23

3.3 Пессимистический сценарий. 25

3.4 Вероятный сценарий развития 28

Выводы и предложения 31

Список литературы. 35

 

 

 

Введение

 

В настоящий  момент в предпринимательских структурах отсутствует система прогнозирования, что оказывает негативное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов. Период перехода страны к рыночным отношениям закончен, Россия переживает процесс интеграции в мировую экономику. Сегодня большинство субъектов Российской Федерации стабильно развиваются, растет благосостояние населения, социально-демографические и экономические характеристики общества. Стабилизация экономики страны отражается на состоянии федерального и региональных рынков, а также всех отраслей и сфер деятельности хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, приводит к упрочению положения и повышению конкурентоспособности самих хозяйствующих субъектов. Подобные тенденции являются предпосылкой к использованию в полном объеме таких инструментов менеджмента, как стратегическое планирование и прогнозирование развития. Интеграция в международный рынок является не только предпосылкой применения хозяйствующими субъектами методик прогнозирования, но и настоятельно требует развития подобного подхода к управлению.

Стратегическое планирование играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% существующих фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой.

Характерная черта современного менеджмента организации – это  усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанным с  решением проблемы постоянного развития организации в соответствии с  динамично меняющимися условиями  внешнего окружения.

Многие хозяйственные  зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении  потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет  надежных источников получения коммерческой и иной информации. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество  проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны  платежеспособного спроса населения  и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного  контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели  и не имеют квалифицированных  работников службы сбыта. Сейчас почти  все предприятия осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические  вопросы, т.к. многие уже столкнулись  с проблемой затоваривания складов  своей продукцией и резкого падения  спроса на нее. Осталась неясна стратегия  сбыта та продукции на рынке. Пытаясь  менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного  назначения, начинают переходить на потребительские  товары. Если же выпускается продукция  производственного назначения, то в  некоторых случаях предприятия  развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей  продукции.

Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей  ищет новых потребителей самостоятельно).

Актуальность стратегического  планирования состоит в том, что  никакая организация не может  успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко  определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.

Актуальность данной темы состоит в том, что молочное козоводство  привлекательная, но малоизученная  отрасль, которая только начинает развиваться  в России. И поэтому довольно интересным для меня было проанализировать данную отрасль, найти ее преимущества и  проблемы которые в ней существуют и попытаться наметить перспективы развития данной отрасли.

 

Глава I. Теоретические основы стратегического планирования

    1. Понятие стратегического планирования

 

Планирование всегда ориентируется  на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия  в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и  правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия  базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени  зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить  изменения, а сами планы взаимосвязанны с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые “надбавками безопасности”, однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.

Стратегическое планирование не может дать полной, исчерпывающей  картины будущего. Формируемая им картина будущего - это не детальное  описание внешнего и внутреннего  положения организации, а, скорее, его  сценарное описание, носящее вероятностный  характер. Очевидно, что даже несовершенное  описание будущего несравненно лучше, чем его отсутствие.

 

1.2 Методики  планирования

 

В планировании используют общие  и конкретные методы. Первые определяют общую методологическую направленность процесса планирования, вторые представляют собой непосредственный инструментарий планирования.

Конкретные методы можно  разделить на 2 группы:

    • методы получения и анализа исходной плановой информации;
    • методы составления плана развития предприятия.

Методы получения и  анализа исходной плановой информации используют на предварительном этапе  планирования: методы прогнозирования, прямого счета, соотношений, структуризации и др.

По принципу действия и  способу получения информации все  методы прогнозирования можно подразделить на 2 большие группы: интуитивные  и формализованные. Интуитивные методы  базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.

Среди интуитивных методов  широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и  за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования  ресурсов и т.п.

К формализованным методам относятся методы прогнозной экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов.

Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. По целям моделирования различают следующие модели: дескриптивные, оптимизационные, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, аналитические, синтетические. В данном курсовом проекте используются оптимизационные модели, основанные на теории линейного программирования.

Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.

В практике прогнозирования  и планирования широко используются - также метод экономического (системного) анализа, нормативный, балансовый, расчетно-конструктивный методы. Для разработки целевых комплексных  программ используется программно-целевой  метод в сочетании с другими  методами. Следует отметить, что  представленный перечень методов и  их групп не является исчерпывающим.

 

Глава 2. Анализ отрасли молочного козоводства и обоснование перспектив его развития

В России молочное козоводство  никогда не было поставлено на промышленную основу, обычно ограничиваясь содержанием  нескольких животных в условиях домашнего  подворья. При этом для получения  шерсти и пуха козы разводятся в  большом количестве. За рубежом молочные козоводческие фермы с размером поголовья 300-400 животных и больше - совсем не редкость.

Для России козье молоко - продукт редкий. Молочное направление  в козоводстве в советские  времена не получило должного развития. У нас развивались такие направления, как шерстное и пуховое, хотя природно-хозяйственные  условия большинства районов  благоприятствуют разведению коз различных  пород.

Зона молочного козоводства- Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский экономические районы России,

Практически половина всего  козьего поголовья в советский  период была сосредоточена в РСФСР, около 20% - в среднеазиатских республиках. В регионах наиболее развитого козоводства  имелись совхозные и колхозные  козоводческие фермы, а также  племенные хозяйства, проводившие  работу по совершенствованию продуктивных качеств коз.

 

 

Коз в России осталось немногим более 2 миллионов. Из них свыше 55 процентов - шерстяные, 39 процентов - пуховые и только 1 процент - молочные. Хотя козье молоко действительно один из самых ценных продуктов. По составу оно близко к молоку кормящей матери, подходит даже для грудных детей. Да и вообще гораздо лучше усваивается организмом, чем коровье - в нем больше витаминов, кальция, фосфора. Козье молоко почти не содержит аллергенов, полезно ослабленным детям и людям, страдающим желудочнокишечными заболеваниями и заболеваниями связанными с нарушением обмена веществ. Так по научным данным 30% населения России не могут потреблять коровье молоко из-за его непереносимости.

Проанализируем состояние  отрасли молочного козоводства, для чего рассмотрим динамику поголовья  молочных коз, продуктивности по категориям хозяйств. 

 

 

2.1 Личные подсобные хозяйства

 

Как было сказано выше, большая  часть поголовья молочных коз как и раньше сосредоточена в личных подсобных хозяйствах (68,9%). Видна тенденция увеличения поголовья коз, что может быть обусловлено возрастанием потребности в козьем молоке как лечебного продукта, в связи с ухудшением экологической обстановки в стране, увеличением доли пожилых и больных людей, которые не могут по тем или иным причинам потреблять коровье молоко (из-за его непереносимости, аллергии и др.)

Личные подсобные хозяйства  населения, в которых содержат молочных коз можно охарактеризовать так: обычно это семья в сельской местности, имеющая небольшой земельный  участок, поголовье молочных коз  обычно 1-2 козы для удовлетворения личных потребностей и может продающие 1-3 литрами молока в неделю односельчанам, чаще же всего в хозяйствах преобладают  овцы и козы шерстных пород, используемых также на мясо. Обычно содержится не племенное поголовье, дающие низкие удои, зачастую со специфическим запахом и привкусом. Улучшать породность животных в частном секторе сложно, тем более что большинство владельцев- пожилые люди с невысокими доходами, многие из которых не в состоянии позволить приобрести породистую козочку, стоимостью около 15000 руб., вместо обычной за 3000-4000 руб. 

Разница же в молочной продуктивности высокоудойных коз молочной породы, например, зааненской, и беспородных коз весьма значительна: 1000 литров против 200. В 2010 году средняя продуктивность в личных подсобных хозяйствах составила 360 л. Личные хозяйства не заинтересованы в увеличении собственного поголовья коз, прежде всего из-за того что в этом нет необходимости так как при помощи 1-2 козы они покрывают свои потребности в молоке. Конечно, могут найтись энтузиасты, решившие всерьез заняться молочным козоводством, но для этого понадобиться приложить много усилий как финансовых , так и трудовых. Так что особого увеличения поголовья коз в данной категории хозяйств ожидать не стоит.

 

2.2 Фермерские хозяйства.

Проанализируем фермерские хозяйства. В фермерских хозяйствах хоть и ведется племенная работа, но она не сравнится с возможностями крупных сельхоз организаций, которые могут увеличить продуктивность поголовья за год в 2 раза. Увеличение поголовья молочных коз в фермерских хозяйствах связано с увеличением интереса к молочному козоводству, более рентабельной отрасли. В средствах массовой информации можно найти все больше и больше статей про успешных фермеров-козоводов, начавших с десятка коз и вышедших на рынки со своей продукцией.

Но здесь есть одна проблема, сдерживающая развитие молочного козоводства среди фермеров- проблема сбыта, т.к. спрос на данный продукт ограниченный. Практически отсутствует промышленная переработка молока.

Во многих странах, например, Испании, Франции, Голландии, основные объемы козьего молока используются для производства сыров. В нашей  стране это производство было и остается полукустарным ремеслом. Отсутствуют  традиции и опыт производства данного  продукта. Не менее важен тот факт, что козьи сыры не пользуются особым спросом у отечественных потребителей. Импортные козьи сыры и брынза почти все реализуются в двух городах: Москве и Санкт-Петербурге, где доходы населения гораздо  выше, чем в целом по России, ведь цена килограмма самого дешевого импортного козьего сыра в розничной торговле превышает 1000 рублей.

Большинство фермеров жалуется на то, что не может реализовать  свою продукцию.

Это подводит нас к третьей  большой проблеме. А именно, необходимости  формирования спроса у населения  на продукцию из козьего молока, которая для большинства является достаточно экзотической. Наиболее успешным представляется ее позиционирование как продукции для здорового питания.

Формирование спроса - весьма затратное мероприятие. Реклама  и другие мероприятия по продвижению  требуют значительных материальных ресурсов, которыми сегодня на рынке  не обладают и самые крупные игроки.

Информация о работе Сценарии развития отрасли молочного козоводства в России