Экономические отношения по государственному регулированию и реформированию сельского хозяйства и взаимосвязанных с ним отраслей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 19:02, реферат

Описание работы

Целью работы является изучить современное состояние АПК России и перспективы самообеспечения России продовольствием.
В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся следующие основные задачи:
1. Охарактеризовать современное состояние АПК России и определить тенденции его развития;
2. Определить перспективы развития АПК РФ;
3. Сделать вывод о состоянии АПК России, а также о результативности применяемых мер в аграрной сфере.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3
1. Агропродовольственная политика РФ……………………………… 5
2. Современное состояние АПК России………………………………. 8
3. Перспективы развития АПК РФ…………………………………….. 11
Заключение………………………………………………………………….. 14
Список литературы…………………………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

Реферат по анализу и диагностике прод безопасности России.docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

ТЕМА: Агропродовольственная политика РФ на современном этапе. Современное состояние АПК России и перспективы самообеспечения России продовольствием.

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

ПРОВЕРИЛА:

Дата защиты:

Оценка:

Подпись преподавателя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

3

  1. Агропродовольственная политика РФ………………………………

5

  1. Современное состояние АПК России……………………………….

8

  1. Перспективы развития АПК РФ……………………………………..

11

Заключение…………………………………………………………………..

14

Список литературы………………………………………………………….

15


 

 

Введение

Агропродовольственная политика - важнейшая составная часть социально-экономической политики государства, обеспечивающая досрочное устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Агропродовольственный комплекс России переживает кризис, обусловленный накопленными проблемами в этом секторе экономики, общим социально-экономическим кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение.

Острейшей проблемой является тяжелое финансовое положение сельского хозяйства, которое характеризуется:

    • Незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого на нее и ограничений сбыта;
    • Нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита;
    • Высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным государственным кредитам, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.

Целью работы является изучить современное состояние АПК России и перспективы самообеспечения России продовольствием.

В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся следующие основные задачи:

  1. Охарактеризовать современное состояние АПК России и определить тенденции его развития;
  2. Определить перспективы развития АПК РФ;
  3. Сделать вывод о состоянии АПК России, а также о результативности применяемых мер в аграрной сфере.

Предметом исследования выступают экономические отношения по государственному регулированию и реформированию сельского хозяйства и взаимосвязанных с ним отраслей. Объектом исследования является аграрная сфера России.

 

 

 

 

  1. Агропродовольственная политика РФ.

 

Агропродовольственная политика - важнейшая составная часть социально-экономической политики государства, обеспечивающая досрочное устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Развитие агропромышленного комплекса признается одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства.

Стратегическими задачами агропродовольственной политики государства являются:

- в экономической  области - формирование эффективного  конкурентоспособного агропромышленного  производства, способствующего продовольственной  безопасности страны, обеспечивающего  интеграцию в мировое сельскохозяйственное  производство и рынки продовольствия;

- в социальной  области - повышение качества жизни  сельского населения, развитие социальной  инфраструктуры села;

- в экологической  области - производство экологически  безопасных продуктов питания  и сохранение природных ресурсов  для аграрного производства на  основе повышения его технологического  уровня и внедрения ресурсосберегающих  экологически чистых технологий.

Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать общие условия функционирования для всех субъектов агропродовольственных рынков и их единство на всей территории страны. Усилия необходимо сконцентрировать на следующих направлениях.

Поддержание стабильности продовольственного обеспечения страны:

- осуществление  мер по ускоренному восстановлению  производства зерна как основы  устойчивости агропродовольственного  рынка;

- создание  страховых запасов базовых продовольственных  продуктов;

- оказание  продовольственной помощи отдельным  территориям, оказавшимся в зоне  чрезвычайного продовольственного  положения;

- поддержка  завоза продовольствия в районы  Крайнего Севера и приравненные  к ним территории.

Для преодоления спада производства в сельском хозяйстве необходимо в ближайшее время реализовать следующие первоочередные меры:

- провести  финансовое оздоровление сельхозпроизводителей  путем реструктуризации их задолженности  по платежам в бюджеты всех  уровней и государственные внебюджетные  фонды и институциональных преобразований;

- повысить  действенность института банкротства;

- содействовать  формированию горизонтальных и  вертикальных интегрированных структур;

- продолжить  передачу сельскохозяйственными  предприятиями объектов социальной  сферы в ведение администраций  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления;

- ускорить  доработку и принятие Земельного  кодекса Российской Федерации, завершить  разработку и принятие федерального  закона о государственном регулировании  и особенностях ограниченного  оборота земель сельскохозяйственного  назначения;

- обеспечить  разработку нормативной базы  и введение в действие механизма  страхования урожая сельскохозяйственных  культур и развивать с учетом  рыночных условий систему страхования  в сельском хозяйстве;

- стимулировать развитие кредитной кооперации.

 

 

  1. Современное состояние АПК России.

В сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. АПК России в настоящее время находится в кризисном состоянии. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно–хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель. В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв. Медленно развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота. За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для закупки необходимого количества зерна, а снижение зернового импорта восполняется увеличением размера закупок готовых продуктов питания. Ситуация в животноводстве оказалась ещё хуже, чем в растениеводстве, Отечественное животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и мясе.

Невысокая производительность труда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отрасли работникам. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 4904 руб., или 36 % общероссийского уровня. За чертой бедности находится более 40 % сельского населения. Уровень занятости сельского трудоспособного населения составляет 65,6 %. Среди сельских безработных удельный вес молодёжи в возрасте до 30 лет составляет45 %. Демографическая ситуация в сельской местности остаётся тяжёлой. Продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного производства тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним из показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных работников. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий, что выражается в обезлюдении села. Уровень бедности на селе снижается крайне медленно, а разрыв по этому показателю между городом и селом увеличивается. Снижается уровень квалификации сельских кадров. Интенсивно идёт процесс старения всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Продолжаются процессы деградации социальной сферы села. Медленными темпами развивается фермерский сектор. Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимая свыше 11 % общей площади пашни, производят немногим более 3,9 % валовой продукции сельского хозяйства. Свыше половины всего объёма сельскохозяйственной продукции (51%) производится в личных подсобных хозяйствах населения, то есть в мелкотоварном секторе.

Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной). Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в России отстаёт от соответствующих показателей Канады и Германии в несколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чем в этих странах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов – в 3 раза, кормоуборочных – в 3,5 раза. В результате такой интегральный показатель, как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 раза ниже аналогичных показателей развитых стран, а энергозатраты выше в 2-3 раза. Также существуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояния сельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий рост цен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

Проведённый специалистами министерства совместно с учёными Россельхозакадемии анализ показал, что в сельском хозяйстве используются в основном устаревшие технологии. Так, на примере использования интенсивной технологии производства озимой пшеницы видно, что для осуществления 16 технологических операций из 474видов применяемых сельскохозяйственных машин мировому уровню соответствует только 50%. Это приводит к увеличению производственных затрат и уменьшению производительности на 30%, к низкой урожайности зерновых культур (18-19 ц/га). Из-за технологического отставания и недостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётся до 14% выращенного урожая, ещё до 11% - теряется из-за несовершенства техники. По этим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей. Импортные закупки продовольствия и сельскохозяйственного сырья в2006 году возросли на 20%, до 21,6%млрд. долл.

 

 

 

  1. Перспективы развития АПК России.

В условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом рынке, важнейшим условием эффективной экономической политики на продовольственном рынке является равноправное участие страны в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится ВТО, а успех торговой политики во многом зависит от того, насколько эффективно страна может воспользоваться преимуществами этой организации и сгладить негативные последствия вступления в нее экономики страны.

Сегодня ВТО играет ключевую роль в регулировании международного внешнеторгового оборота. Ее цель - обеспечение свободного трансграничного перемещения товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости норм регулирования.

Характер действующих в ВТО многосторонних договоренностей позволяет надеяться, что, став полноправным их участником, Россия может рассчитывать на определенные выгоды. Она получит более широкий доступ на мировой рынок, избежит дискриминации при продажах своих товаров. При этом наша страна не утратила права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей, но обязана осуществлять эту защиту цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе. Членство в ВТО, с одной стороны, обеспечивает России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой - чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта.

Все чаще представители экспертного сообщества доказывают, что участие России в процессах глобализации дает ей шанс быстрее приобщиться к высшим достижениям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов.

Информация о работе Экономические отношения по государственному регулированию и реформированию сельского хозяйства и взаимосвязанных с ним отраслей