Строение и функции нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Нервная система - целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).

Файлы: 1 файл

Физра контр.docx

— 39.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вегетативная нервная система обеспечивает регуляцию деятельности внутренних органов, приспособление уровня обмена веществ и энергии к потребностям органов.

Нервная система - целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

1.Строение и функции нервной системы  

 

 

     Вся нервная  система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.

Все живые организмы  обладают способностью реагировать  на физические и химические  изменения в окружающей среде.

Стимулы внешней  среды (свет, звук, запах, прикосновение  и т.п.) преобразуются специальными  чувствительными клетками(рецепторами)  в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне.

Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - дендритов — по ним нервные импульсы идут к телу клетки - и одного длинного отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием - синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.

Все отделы мозга имеют  свои функции.

Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации).

У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций. Она имеет толщину 3 - мм, а общая площадь ее в среднем равна 0,25 кв.м.

Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой.

Их насчитывается около 15 миллиардов.

Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.

По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц - полей, а по расположению его частей - на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную.

Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная - речевые, височная - слуховые).

Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс - реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при посредстве центральной нервной системы.

Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.

Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи). Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инстинктов. Но поведение человека характеризуется не только врожденными, т.е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуальной жизнедеятельности, т.е. условными рефлексами.

Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Условные рефлексы - это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для человека. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает. 

 

2.Причины заболевания нервной системы  

 

Повреждение нервной  системы может быть связано  с инфекционным заболеванием  матери во время беременности  или с воздействием на плод  вредных химических и физиологических  факторов.  Вероятность развития  патологии определяется сроками  воздействия вредных факторов. Несмотря  на их разнообразие, в результате у плода могут развиваться однотипные изменения нервной системы и внутренних органов, потому что отдельные органы и целые системы наиболее ранимы в период их закладки, роста и дифференцировки. Факторы, вызывающие уродства, называются тератогенными.

Патологическое влияние на плод в период формирования органов оказывают и различные вирусы. Наиболее часто поражения плода вызываются вирусами краснухи и цитомегалии. Обычно краснуха как инфекционное заболевание имеет в среднем инкубационный период от двух до трех недель и представляет собой островозникающую вирусную инфекцию с подъемом температуры, небольшими катаральными явлениями (кашель, насморк), увеличением лимфоузлов и появлением на коже мелкопятнистой сыпи розового цвета. Болеют краснухой дети чаще в возрасте от 2 до 10 лет. Взрослые болеют редко. У беременных женщин эта инфекция может протекать бессимптомно, а у плода, заразившегося от матери в первые три месяца беременности, вирус краснухи вызывает множественные поражения нервной системы и различных органов. Обычно они выражаются в развитии после рождения гидроцефалии, судорог, слепоты, глухонемоты, задержки психического развития. Последние могут сочетаться с пороками развития глаз, черепа, сердца. 

Выраженным болезнетворным действием обладает вирус цитомегалии, который, локализуясь в слюнных железах, передается через инфицированную слюну.

У взрослых инфекция проявляется незначительными симптомами общего недомогания, поэтому часто остается незамеченной. Внутриутробная инфекция плода происходит на ранних стадиях развития, являясь результатом заражения матери. Не исключается заболевание плода и после 4—5-го месяца беременности; пораженные вирусом обычно рождаются раньше срока, с низким весом.

В тяжелых случаях у новорожденных развивается желтуха, наблюдаются подкожные кровоизлияния, увеличение печени и селезенки, что сочетается с задержкой психического и моторного развития, микроцефалией. При рентгенологическом обследовании костей черепа у больных детей выявляются внутричерепные кальцификаты и могут наблюдаться изменения сосудов сетчатки при осмотре глазного дна.

Внутриутробное поражение плода иногда связано с паразитарной инфекцией, вызывающей токсоплазмоз, которым болеют многие животные (кролики, свиньи, крупный и мелкий рогатый скот, олени, лисицы, белки, суслики), а также птицы (куры, утки, голуби). Источником заражения человека могут быть собаки, кошки и больные токсоплазмозом люди.

Возбудитель токсоплазмоза выделяется со слюной, мочой, калом, слизью из носа, с молоком. Человек заражается при употреблении сырых продуктов, содержащих возбудитель болезни (молоко, мясо, яйца), а также при проникновении его через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки. Признаки заболевания у беременных женщин могут выражаться в появлении жалоб на головную боль, боли в мышцах, лимфатических узлах, в периодических подъемах температуры.

Если женщина заражена  токсоплазмозом, то повреждение  плода на ранних сроках беременности  может закончиться выкидышем  или мертворождением.       

Если же плод не  погибает, то ребенок рождается  с множественными уродствами  и поражениями: недоразвитием  головного мозга, увеличением  размеров головы, водянкой, недоразвитием  конечностей, пороками развития  глаз, лицевого скелета.

На рентгенограммах черепа обнаруживаются обызвествления, при осмотре глазного дна выявляются  специфические воспалительные изменения  сосудов сетчатки.

Дети отличаются  глубокой умственной отсталостью,  ранним появлением судорог.

В детском организме  по сравнению со взрослым отличия реагирования на инфекционный возбудитель проявляются в склонности к развитию общих, неспецифических реакций. В первую очередь меняется поведение: дети или становятся чрезмерно вялыми, сонливыми, плаксивыми, или излишне возбужденными, говорливыми, расторможенными. При нарастании температуры у ребенка тяжесть этих нарушений может усиливаться вплоть до расстройства сознания, появления бреда и галлюцинаций.  

С повышением температуры появляется головная боль, часто сопровождающаяся тошнотой или рвотой. Высокая возбудимость рефлекторных механизмов может привести к появлению судорожных припадков, вначале одиночных, а затем серийных. При отсутствии терапевтических мероприятий развиваются метаболические нарушения в нервных клетках, что приводит к развитию отека и набухания вещества головного мозга. Последующее сдавление структур продолговатого мозга обусловливает нарушение функции центров, регулирующих дыхание и сердечно-сосудистую деятельность, и нарастающие явления сосудистой и дыхательной недостаточности в этом случае ведут к летальному исходу.

На любой из стадий патологического процесса только проведение правильной терапии позволяет сделать его обратимым, сохранить жизнь ребенка. Конечно, важны сроки начала лечения: чем раньше оно проводится, тем меньшие потери нервной системы. Обращается особое внимание на группу риска - детей, для которых риск появления осложнений со стороны нервной системы очень велик.

 

3.Влияние двигательной активности на нервную систему

 

Двигательная активность - не только особенность высокоорганизованной живой материи, но и в наиболее общей форме - форме движения материи - необходимое условие самой жизни.

Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит, и душу, и тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни.

Природа не прощает пренебрежение ее законами.

Движение является одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции.

Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических возможностей. Высокая степень физических и нервно-эмоциональных нагрузок характерна и для ряда отраслей производственной деятельности человека.

Во время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренних органов), нервная и гуморальная регуляции. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно- мышечная система, и функции внутренних органов.

Физкультура, движение ей во благо, так как равномерно развивают мышцы, укрепляют связки, костную систему. Физически тренированный человек меньше подвержен травмам, которые столь опасны для ЦНС. К тому же на занятия спортом организм "откликнется" "мышечной радостью" и выбросом эндорфинов. Это природное лекарство от стресса, которое выделяет головной мозг, благотворно влияет на состояние вегетативной нервной системы.

В результате частых повторений определенных двигательных приемов создаются новые очаги возбуждения, которыми устанавливается временная условно-рефлекторная связь. Появление таких стойких центров возбуждения в коре головного мозга помогает методом отрицательной индукции подавлять другие патологические очаги возбуждения, связанные, к примеру, с болезнью и поддерживающие ее. Так, при некоторых неврозах занятия физкультурой заставляют отступить болезнь.

Информация о работе Строение и функции нервной системы