Значение нервной системы, ее строение и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 15:21, реферат

Описание работы

Нервная система человека, как и других позвоночных, состоит из двух основных отделов: центрального и периферического. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической — нервы и нервные узлы. Основным морфологическим и функциональным элементом нервной системы является нервная клетка, или нейрон. Кроме нейронов, в нервной системе имеются еще клетки нейроглии — вспомогательных элементов, значение которых до конца еще не определено.

Содержание работы

Значение нервной системы, её строение и функции
Нервная система человека.
Безусловные рефлексы, инстинкты.
Условные рефлексы, динамический стереотип, привычки.
Навыки, привычки, стресс как факторы, влияющие на здоровье
Режим дня. Сон и его гигиена
Психическое здоровье

Файлы: 1 файл

реферат по АФО.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

УО «Минский Государственный колледж искусств»

 

 

 

 

Реферат

"ЗНАЧЕНИЕ  НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ СТРОЕНИЕ  И ФУНКЦИИ"

 

выполнила учащаяся

группы  1 м/х Граховская Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание:

  1. Значение нервной системы, её строение и функции
      1. Нервная система человека.
      1. Безусловные рефлексы, инстинкты.
      2. Условные рефлексы, динамический стереотип, привычки.

 

 

  1. Навыки, привычки, стресс как факторы, влияющие на здоровье
  2. Режим дня. Сон и его гигиена
  3. Психическое здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ 
    1. Нервная система человека. Нервная система человека, как и других позвоночных, состоит из двух основных отделов: центрального и периферического. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической — нервы и нервные узлы. Основным морфологическим и функциональным элементом нервной системы является нервная клетка, или нейрон. Кроме нейронов, в нервной системе имеются еще клетки нейроглии — вспомогательных элементов, значение которых до конца еще не определено. 

Нейроны соединяются в сложные  цепи, регулирующие определенные процессы в организме человека и его  поведение во внешней среде. Цепи нейронов составляют и рефлекторные дуги. Напомним, что рефлексами называются ответы организма на раздражение, которые совершаются при участии нервной системы и контролируются ею. Рефлекторная дуга начинается рецептором — морфологическим и физиологическим образованием, воспринимающим раздражение и преобразующим полученную информацию в поток нервных импульсов. Импульсы по чувствительным нервным волокнам поступают в центральную нервную систему. Там в многочисленных цепях вставочных нейронов полученная информация обрабатывается на разных уровнях спинного и головного мозга, сопоставляется с потребностями организма и в зависимости от них формируется ответная реакция. Результат реакции контролируется нервной системой и в тех случаях, где он не достигается, вносятся поправки. 

Различают врожденные — безусловные  рефлексы и приобретенные, вырабатываемые в процессе жизни,— условные рефлексы. 

    1. Безусловные рефлексы, инстинкты. Человек, как и животные, рождается с довольно большим количеством безусловных рефлексов. С возрастом по мере созревания нервной системы рефлексы изменяются, становятся более сложными и гибкими. Они дают возможность человеку удовлетворять самые необходимые жизненные потребности в еде, безопасности, сне, температурном комфорте и т. д. Интересно, что некоторые безусловные рефлексы были необходимы предкам человека, со временем их значение утратилось, но они проявляются у каждого здорового ребенка в определенные периоды его жизни. Если эти рефлексы сохраняются в более старшем возрасте, можно заподозрить заболевание нервной системы. Так, на всякое прикосновение к ладони ребенок отвечает реакцией захвата.     При этом захваченный предмет он может держать так крепко, что, приподнимая предмет, можно приподнять и ребенка. Через определенное время этот рефлекс угасает. Смысл его станет понятным, если вспомнить, что многие приматы удерживаются за шерсть матери, вцепившись в нее руками. Упомянем и второй рефлекс. Если приподнять малыша, придерживая его головку и туловище так, чтобы подошвы его ног прикоснулись к наклонной или вертикальной плоскости, он начнет перебирать ногами, делая шагательные движения.

При этом пальцы его ног сгибаются  так, как будто он собирается обхватить  ветку дерева, несмотря на то что  человеческая нога к этому совершенно не приспособлена. Все это следы далекого прошлого.

Хватательный рефлекс используется для удержания предметов в  руке. При этом сначала ребенок  зажимает предмет в кулаке (силовой  захват), затем начинает брать вилку, ложку, нож, карандаш, ручку, как это  принято, благодаря выработке многочисленных условных рефлексов. Врожденные рефлексы дополняются приобретенными. 

В основе поведения животных лежат  врожденные потребности. В поведении  человека они тоже играют известную роль. Врожденные потребности мобилизуют поисковую деятельность, которая включает не только безусловные рефлексы, но и условные рефлексы, в том числе весь приобретенный жизненный опыт. 

Безусловные рефлексы формируются  в целостные программы врожденного  поведения, позволяющие организму выжить и оставить потомство. Среди них важное значение имеют инстинкты (от лат. instinctus — побуждение). Проявление инстинктов стимулируется как внутренними факторами — гормонами, изменением внутренней среды, так и внешними — наличием определенной обстановки, необходимых условий, нужных объектов. 

    1. Условные рефлексы, динамический стереотип, привычки. Рассудочная деятельность. Термин «условные рефлексы» был введен в науку И. П. Павловым в 1903 г. Условные рефлексы образуются в результате неоднократного сочетания ранее безразличных раздражителей с безусловными раздражителями и становятся их сигналами. Если малышу несколько раз закапывали капли в нос, то приготовление к этой процедуре — забор лекарства в пипетку — вызывает у малыша сильный протест, плач и двигательное беспокойство задолго до того момента, как капли попадут в нос и начнут раздражать слизистую. В данном примере условным раздражителем является вид пипетки, а безусловным подкреплением — неприятное ощущение, вызываемое лекарством. Если инстинкты сохраняются, но как бы оттесняются сознанием на второй план, то условные рефлексы перестраиваются под влиянием целенаправленного воспитания. Если внимание ребенка переключается на то, что после введения капель в нос восстанавливается нормальное дыхание и он чувствует себя лучше, если ему разъясняют, что плакать неприлично и он видит соответствующее поведение взрослых, внешние проявления условнорефлекторной реакции слабеют, многие ее компоненты затормаживаются, а по мере взросления ребенка вообще исчезают. Под влиянием обучения и воспитания у человека формируются одни условные рефлексы и исчезают другие. 

Но перестройка условнорефлекторной  деятельности далеко не всегда проходит гладко. Иногда, сами того не желая, родители вырабатывают условные рефлексы, мешающие нормальному развитию ребенка. Из самых лучших побуждений мамы и бабушки заставляют малыша есть больше того, чем он может. За столом возникает нервозная обстановка, и она в конечном итоге становится тем безусловным рефлексом, на базе которого у малыша вырабатывается оборонительный условный рефлекс, когда одно приглашение к столу вызывает не только сильный протест, но и рвоту. 

При неподкреплении условных рефлексов, при неудовлетворении биологических и социальных потребностей у человека возникает по механизму безусловного рефлекса отрицательная реакция. На ее базе могут выработаться многие патологические условные рефлексы, например грызть ногти, когда человек попадает в трудные для него ситуации, теребить пальцами попавшие под руку предметы и т. д. Отрицательное отношение к еде — один из таких примеров. 

Состояние тревоги, возникающее вследствие невыученных уроков, тяжелых отношений, сложившихся в семье, в школе, с приятелями, может стать причиной неврозов, особенно у детей с ослабленной нервной системой. Под неврозами понимают группу нервно-психических заболеваний, связанных с нарушением функций нервной системы вследствие длительных психических переживаний, перенапряжения, при чрезмерно трудных для данного человека заданиях, заканчивающихся, как правило, неудачей. При развитии неврозов в одних случаях преобладают психические компоненты, различные при разных заболеваниях этой группы,— раздражительность, колебания настроения, неуверенность в себе, навязчивые страхи, нарушения сна и др., в других — нарушается работа внутренних органов (вегетативные неврозы). Тогда на первый план выходят колебания давления, боли в сердце, желудке, нарушения деятельности кишечника, мочеотделения и т. д. Появление таких состояний служит поводом для обращения к врачу-невропатологу. Неврозы, как правило, излечимы. Нормализация труда, отдыха, быта, питания, систематическое пребывание на свежем воздухе, занятие физкультурой надежно защищают человека от неврозов. В ряде случаев для лечения неврозов требуются специальные препараты, которые прописывает врач. Однако ни в коем случае нельзя пользоваться успокоительными или тонизирующими средствами по собственному усмотрению, так как они могут оказаться опасными. 

В нервной системе имеют место  два нервных процесса — возбуждение  и торможение. При возбуждении нервные клетки вырабатывают электрические сигналы, нервные импульсы, при торможении прекращают их выработку или начинают посылать более редкие сигналы. Вещества, влияющие на психику (психотропные вещества), воздействуют, на структуры мозга, в одних случаях усиливая процессы возбуждения (или торможения), в других ослабляя их. Неправильное и бесконтрольное применение психотропных препаратов может вызвать хаос в работе нейронов и отрицательно сказаться на самочувствии. Вместо того чтобы поправить работу нервной системы, можно нарушить ее еще больше. Кроме того, применение этих препаратов без контроля врача может привести к аллергии, токсикомании и другим опасным осложнениям. 

Условнорефлекторная деятельность человека довольно сложная. Она включает не только действие, но и отказы от него, когда  этого требует обстановка. Поэтому  различают положительные условные рефлексы и отрицательные, или тормозные. 

Представим такую типичную ситуацию: в классе учитель задает вопрос. Многие знают ответ, но никто не отвечает до вызова. Это пример выработанного  условного торможения. Но вот названа фамилия того, кто будет отвечать: ученик выходит к доске, берет указку и начинает рассказ. Здесь нетрудно увидеть систему условных рефлексов и проследить, как она была выработана. В первом классе учеников, пытающихся сразу отвечать на вопрос, останавливали, затем одного из них приглашали к доске, после этого предлагали взять указку, подойти к таблице и начинать ответ. Каждому действию предшествовала команда учителя. Сейчас ничего этого не требуется. Достаточно сформулировать вопрос и назвать фамилию учащегося, чтобы вся цепочка выработанных ранее и положительных и отрицательных рефлексов проявилась. Такая система условных рефлексов стала возможной благодаря выработке динамического стереотипа. 

Динамический стереотип — это  форма целостной деятельности головного  мозга, выражением которой является определенный, зафиксированный порядок  условнорефлекторных действий высших животных и человека. 

Динамический стереотип нелегко  вырабатывается, но в жизни он необходим, поскольку дает нам возможность привычную работу осуществлять автоматически. Как правило, процессы одевания, умывания происходят автоматически и только тогда, когда возникают какие-то трудности, когда мы сталкиваемся с непривычными обстоятельствами, нам приходится их анализировать и находить какие-то новые решения. 

Было бы неверным считать, что мы в состоянии находить только те связи  между событиями, которые были обнаружены в прошлом. Человек и даже высшие животные обладают способностью к рассудочной деятельности. Имея большой багаж приобретенных сведений, они без предварительных наблюдений могут догадываться о существовании возможных связей между явлениями и событиями окружающего мира, а затем на практике проверять их правильность. У человека эти возможности несравненно большие, чем у животных, потому что он владеет речью. С ее помощью он может воссоздавать любые связи в своем сознании, как верные, так и ошибочные, а уже затем на практике производить необходимый отбор. Такая способность важна для трудовой деятельности. Прежде чем изготовить новый предмет, человек сначала в уме выясняет для себя особенности конструкции, определяет, какой материал необходимо использовать и какие орудия труда ему понадобятся. Только после этого вырабатывается план деятельности, и затем по этапам совершается сама деятельность. 

Способность создавать мысленные  модели и реализовывать их в действии стала возможной в процессе приобщения человека к труду. Вот почему мы говорим, что трудовая деятельность стала  той основой, без которой существование  человека разумного было бы невозможным. 

Благодаря трудовой деятельности люди научились совершенствовать окружающий их микроклимат. Вначале они укрывались от непогоды в пещерах и удобных убежищах так, как это делают дикие животные, затем стали изготовлять из камня и дерева жилища, рыть землянки. Появление огня позволило человеку не только поддерживать температуру комфорта в своем жилище, но и варить пищу. Параллельно с развитием человеческого общества развивались способности каждого человека. Возникали социальные стереотипы: обычаи, этические нормы; эстетические вкусы. Примитивное вероисповедание сменилось созданием более сложных философских систем. Создавались науки, и среди них не последнее место заняла медицина и ее отрасль гигиена, которая и установила, какой именно должна быть искусственная среда, наиболее подходящая для человека, какой образ жизни для него более рационален.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАВЫКИ, ПРИВЫЧКИ, СТРЕСС КАК ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ 

Динамический  стереотип — физиологическая  основа навыков и привычек. Если условнорефлекторные раздражители предъявляются в определенной последовательности, то через некоторое время вырабатывается динамический стереотип. Он считается сформированным, когда при предъявлении первого условного раздражителя развертывается вся цепочка условнорефлекторных реакций. 

При выработке  динамического стереотипа, связанного с умыванием, ребенку приходится поэлементно показывать, как мыть руки, лицо, уши. Затем он выполняет эти действия по команде, и, наконец, наступает время, когда одно словесное побуждение: «Иди умойся» — вызывает всю цепочку рассмотренных действий. Вот с этого времени мы и можем говорить о том, что у ребенка выработан динамический стереотип, или навык, умывания.  В дальнейшем отпадает необходимость и в словесной команде, потому что взрослый человек сам, по собственной инициативе, решает, когда ему следует заняться этой процедурой.  В основе навыка лежит динамический стереотип, выработанный в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной или учебной деятельности.  Если навыки приобретаются в результате целенаправленной деятельности, то привычки могут образовываться как в результате целенаправленной, так и в результате любой другой деятельности, вызванной теми или иными рефлекторными механизмами, иногда совершенно не связанными с сознанием. Представьте себе человека, у которого слабо развита речь. Ему приходится иногда, задумываться, чтобы подобрать подходящее слово или составить фразу. В момент затруднения по какой-то причине у него появился кашель, который дал ему возможность получить необходимую паузу. Вполне возможно, что при повторении подобной ситуации у этого человека может закрепиться привычка кашлять при разговоре. Она может стать навязчивой, воспроизводиться вопреки желанию ее обладателя. 

Информация о работе Значение нервной системы, ее строение и функции