Социальная адаптация детей с глубокими нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:05, реферат

Описание работы

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

Содержание работы

Введение.


1. Социализация неслышащих.


2. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода.


2.1 Верботональный метод реабилитации детей с


нарушением слуха.


2.2Сурдологическая служба Приморского края.


3. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста.


4. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.


5. Опыт работы УВК № 1824 для детей с нарушением слуха Зеленоградского округа г. Москвы.


5.1 Социализация неслышащих подростков путём


проведения клубной работы.


5.2 Социальная адаптация неслышащих подростков


на основе работы клуба "Подросток".


5.3 Социальная адаптация учащихся с нарушениями


слуха в условиях интеграционного подхода.


6. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.


7. Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Это объясняется  тем, что дети с нарушением слуха  постоянно находятся в естественной речевой среде и психологически комфортных условиях. Эти условия и среда стимулируют быстрый темп развития речевого общения, что, как правило, приводит к более высоким результатам обучения детей. "Семейные дети" оказываются социально-реабилитированы уже к старшему дошкольному возрасту. Такой тесный контакт и упорный совместный труд дефектолога и родителей не предусмотрен в классическом методе обучения глухих детей в интернате. Как только родители начинают понимать, что они могут помочь ребёнку, все их физические и душевные силы направляются на дело, они становятся ТВОРЦАМИ - они творят, по мере своих сил, мир ребёнка. "Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил". Н. Заболотский. 
 

5.1 Социализация  неслышащих подростков путём  проведения клубной работы. 
 

Социализация  подрастающего поколения происходит под влиянием планетарных процессов, набирающих всё большую силу - экологических, демографических, экономических, военно-политических. Сложность этих процессов также играет большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, на ценность жизни "здесь и теперь. Приоритетную роль в подростковом возрасте играют отношения подростков друг к другу. Психологи (Д.Б. Эльконин; Д.И. Фельдштейн) считают, что основными потребностями подросткового возраста являются самоутверждение и общение со сверстниками. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями.. 
 

Для подростков характерно стремление к расширению социальной среды, что является одним  из позитивных аспектов его личностного  становления и самоопределения. Если говорить о неслышащем подростке, то для него расширение социальной среды сопряжено с усилением фиксации на своём дефекте; среда агрессивна к нему в связи с его физическим дефектом. Этот факт крайне важен для понимания процессов социализации подростков с нарушением слуха. В работе по социализации неслышащих детей выделяют два направления: 1. Средствами учебно-воспитательной работы школы, семьи; 2. Средствами различных социальных институтов: общественные организации, внешкольные организации, средства массовой коммуникации, учреждения культуры. При социализации неслышащих подростков связующим звеном между вышеуказанными направлениями является клубная работа. 
 

Клубная деятельность - одна из эффективных форм воспитательной и коррекционно-развивающей работы с учащимися старших классов, которые непосредственно принимают участие в деятельности клуба. Клубная деятельность призвана создать неслышащим подросткам возможность продуктивного решения центральных задач возраста (выработка собственного мировоззрения, личностного самоопределения и самопознания, проектирование в профессии). Клуб - это естественное сообщество учеников и педагогов, где встречаются и объединяются интересы обеих сторон. Клубная работа с неслышащими подростками применяется в специальных учебных заведениях как в нашей стране (например, клуб "Алые паруса" в армавирской школе глухих), так и за рубежом (например, клуб молодёжи в загребской школе для неслышащих детей "СУВАГ", Хорватия). 
 

5.2 Социальная  адаптация неслышащих подростков  на основе работы клуба "Подросток". 
 

В рамках эксперимента "Социальная реабилитация и интеграция детей с нарушениями слуха в общество в условиях интегрированного проведения внешкольных мероприятий со слышащими детьми", организованного на базе УВК №1824 (г. Зеленоград), как одно из его направлений проводится клубная работа с подростками. Клуб "Подросток" функционирует с 1996 года. Основная цель клуба - обеспечить позитивную социализацию подростков с нарушениями слуха..  

В клубе используются групповая и индивидуальная формы  работы. Форма общения: устная речь как основная и жестовая речь как вспомогательная. Клубная работа проводится во внеурочное время два раза в месяц. Участие в клубе добровольное. Работу в клубе "Подросток" осуществляют педагог-психолог и социальный педагог в непосредственном контакте с педагогами и воспитателями старших классов УВК. Темы занятий подбираются, исходя из интересов ребят. Занятия строятся таким образом, чтобы подростки сами активно принимали участие в процессе занятия, чтобы у них была заинтересованность в словесном общении. Важен контакт с подростком, а не авторитарное давление на него.  
 

Основное внимание уделяется профориентационной работе и жизненному самоопределению подростков с нарушениями слуха. Это связано  с тем, что основной контингент участников клуба - учащиеся выпускного класса. Исходя из этого, была подобрана тематика клубных занятий: "Устройство на работу", "Права инвалидов", "Обучение лиц с нарушением слуха". В планы клуба входит организация встреч с психологом В.В. Беляковым из общеобразовательной профессиональной школы для подростков с нарушениями слуха, с известным учёным слепо-глухим А.В. Суворовым, организация экскурсий на предприятия города Зеленограда. 
 

В ходе клубной  работы решаются следующие задачи: выявление причин и преодоление  трудностей и негативных моментов при социальных контактах неслышащих подростков друг с другом и со слышащими; обеспечение оптимального микроклимата в подростковом коллективе, организация разнообразной деятельности - актуальной и интересной для неслышащих подростков; расширение знаний о внутреннем мире человека и мире окружающем его, развитие представлений о себе, о своём месте в мире; формирования личности и собственного мировоззрения; развития интереса к словесному общению, совершенствование устной речи и развитие логического мышления как условия полноценной социальной реабилитации; развитие профессиональных интересов и профессионального самоопределения.  
 

Эти задачи также  реализуются в мероприятиях интегрированного типа следующих видов: совместный отдых  детей в летнем оздоровительном лагере, выездном трудовом лагере; совместные встречи со слышащими во время проведения игр, конкурсов, вечеров; занятия по дополнительному образованию. 
 

5.3 Социальная  адаптация учащихся с нарушениями  слуха в условиях интеграционного  подхода. 
 

На базе УВК  №1824 с 1997 года проводится экспериментальная  работа по социальной адаптации и  интеграции неслышащих в общество путём  проведения внешкольных интегрированных  мероприятий со слышащими. Целью  эксперимента является обеспечение  позитивной социализации детей с нарушением слуха .В решении вопроса социальной адаптации глухих детей УВК № 1824 большую помощь оказывает управление образования Зеленограда. Совместно разработана долгосрочная программа реабилитации и социальной адаптации глухих и слабослышащих детей. Программа включает проведение игр "Пойми меня" совместно со слышащими детьми, совместные экскурсии и встречи друзей учащихся УВК №1824 и гимназии №1528 во время школьных каникул (викторины, спортивные состязания, дискотеки и чаепития); общегородские конкурсы, например: "Путешествие в мир русской кухни", "Мой любимый город"; художественная эстафета "Эльдорадо - страна всеобщего счастья", особенностью этого конкурса являлось участие смешанных команд. В состав команды входили слышащие и неслышащие ребята. Совместная деятельность активизирует общение неслышащих. Учащиеся 8-11 классов вместе со слышащими детьми занимаются в секции подводного плавания и становятся призёрами Москвы. 
 

Прекрасную возможность  для организации совместной деятельности неслышащих со слышащими в одном коллективе предоставляет интегрированный выездной трудовой лагерь для подростков. Уже три года подряд, вместе с учащимися гимназии, ребята выезжают в трудовой лагерь на восстановление усадьбы Блока и в Михайловское. Организация деятельности учащихся в трудовом лагере способствует формированию таких качеств как коллективизм, деловитость, самостоятельность. 
 

Важно, что в  трудовой деятельности неслышащие ребята учатся принимать самостоятельные  решения, брать инициативу на себя, жизнь в трудовом лагере не позволяет потеряться в массе, спрятаться за чужую спину, быть беззаботным иждивенцем. Везде неслышащие стремились быть первыми и, им это чаще всего удавалось. Анкетирование среди всех участников лагеря, выявило следующие вариации высказываний друг о друге. 
 

Слышащие о  неслышащих: 
 

Глухие ребята мне очень понравились. Мы разговаривали  с ними о многих вещах, может и  не так подробно, но всё же были разные темы разговоров. 

Я с почтением  отношусь к глухим, вполне нормально  их воспринимаю и считаю их равными себе. 

Нужно сказать, что общество лагеря не лелилось на слышащих и глухих.  
 

Неслышащие о  слышащих:  
 

Этот лагерь был очень интересным. Мы уже не боялись слышащих. Они просто здорово  относились к нам. 

Мне кажется, это  был самый лучший лагерь. Потому, что я не чувствовал себя каким-то другим, не таким как обычные люди. Мы были вместе!  

В обществе, говорит  слепо-глухой учёный Суворов А.В., существует опасность двух крайностей по отношению  к инвалидам: чрезмерная благотворительность  или милосердие, превращающее инвалида в объект жалостного обслуживания; и сверхинтеграция - когда вовлечение инвалида в жизнь общества происходит без учёта его реальных трудностей, в целях более эффективного их преодоления; и в том и другом случае происходит дискриминация инвалидов, нарушение их общечеловеческих прав и обязанностей. 
 

В трудовом лагере слышащему окружению удалось  соблюсти золотую середину между  двумя крайностями, была обеспечена самая разносторонняя совместная деятельность и, на её основе, общение между слышащими и неслышащими подростками. Таким образом, в общем, положительный эмоциональный фон впечатлений, которые неслышащие ребята вынесли из трудового лагеря, усилил их стремление к общению, содержательной коммуникации с окружающим миром, что значительно облегчает выполнение задач по социальной адаптации учащихся с нарушениями слуха. 
 

В рамках эксперимента проводятся занятия по дополнительному  образованию: по программе "Компьютерная грамота" в муниципальном компьютерном центре. В кружках Дворца Творчества для детей и юношества неслышащие ребята овладевают искусством лепки, рисования, учатся работать с современной фото- и видеотехникой. В спортивном клубе ребята могут заниматься подводным плаванием с последующим участием в спортивных соревнованиях. Дети с ограниченными возможностями участвуют абсолютно во всех окружных мероприятиях и никто и никогда не делает им скидку на их недуг. 
 

Помочь изменить отношение к таким детям со стороны слышащих людей помогают и средства массовой информации: радио, окружная газета "41", кабельное телевидение. Не только глухим и слабослышащим детям нужно преодолеть барьер общения, но и слышащим людям нужно тоже помочь установить контакт с такими детьми. Педагогический коллектив УВК № 1824 старается создать такие условия для детей-инвалидов, чтобы им было радостно и комфортно, чтобы ребёнок не был закомплексован на своём дефекте, чтобы вырос хорошим и достойным человеком. 
 

6.Интегрированное  обучение детей с нарушениями  слуха. 
 

В настоящее  время большинство стран переходят на путь интеграции в обучении детей с отклонениями в развитии. Проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых детей находится в центре внимания и в нашей стране. Но если для развития интеграции в странах Западной Европы и США создана законодательная база, то этого нельзя сказать о России. Хотя определённые положительные сдвиги в решении этой проблемы есть. У родителей и детей появилась возможность выбора разных форм обучения и разработан проект закона РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями". Идеи интегрированного обучения, развиваемые в нашей стране, всегда основывались на необходимости достижения ребёнком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и школе. 
 

В настоящее  время изучаются возможности  интеграции глухих дошкольного и  школьного возраста, разрабатываются  различные формы пребывания детей  в массовых дошкольных учреждениях  и школах. (И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова, Э.И. Леонгард, Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко). Определение ребёнка в массовое учреждение зависит также от уровня физического развития и состояния здоровья, познавательного развития. Большое значение имеют личностные свойства ребёнка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и педагогами. Определять ребёнка в массовое учреждение можно только при наличии у него речи, обеспечивающей общение с детьми и педагогами. 
 

Его устная речь должна быть достаточно разборчивой и понятной окружающим детям и взрослым. Интеграция ребёнка с нарушением слуха невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Именно он может посоветовать родителям посещение ребёнком массового учреждения, а в некоторых случаях, наоборот, предостеречь их от этого, если ребёнок не готов к интеграции в коллектив слышащих детей. Эффективность "семейного" подхода к решению проблем ребёнка с нарушением слуха успешно доказали более 166 семей из 78 городов России и ближнего зарубежья, получающие регулярную педагогическую поддержку в Школе "Нордис". 
 

Информация о работе Социальная адаптация детей с глубокими нарушениями слуха