Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:53, шпаргалка

Описание работы

1. Принципы ВНД: принцип рефлекса.
2. Принципы ВНД: принцип доминанты.
3. Принципы ВНД: принцип отражения.

Файлы: 1 файл

0713025_FF321_shpargalki_po_fiziologii_vysshei_nervnoi_deyatelnosti_i_sens.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

23. Формы индивидуального  обучения. Ассоциативное обучение        (классические условные рефлексы, инструментальные условные рефлексы).

1Классические условные  рефлексы.Формы ассоциативного обучения  характеризуются совпадением во  времени (ассоциацией) какого-либо  воспринимаемого индифферентного  раздражителя - внешнего или внутреннего - с деятельностью самого живого организма. Биологический смысл такой ассоциации - условного рефлекса - в его сигнальности, то есть в приобретении этим раздражителем роли предупреждающего фактора, сигнализирующего наступление предстоящих событий и подготавливающего организм к взаимодействию с ними. Такие условные рефлексы еще называют условными рефлексами первого типа . Они получили наименование классических. Благодаря этим условным рефлексам обеспечивается первичная ориентация животного по признакам окружающей среды еще с самого начала любого поведенческого акта. С помощью классических условных рефлексов животное адаптируется к внешней среде.2Инструментальные условные рефлексы.Впервые инструментальные условные рефлексы стали изучаться в павловской лаборатории Ю.М. Конорски и Я. Миллером (1936), которые первоначально дали им название - условные рефлексы второго типа. Затем их стали называть инструментальными условными рефлексами, оперантным поведением. По существу этот вид обучения не отличается от обучения с помощью проб и ошибок. Сущность инструментальной деятельности заключается в изменении взаимоотношений организма со средой, что происходит либо при изменении его положения в пространстве (локомоторная деятельность), либо при воздействии организма на окружающие предметы (манипуляторная деятельность).Таким образом, системы классических и инструментальных условных рефлексов, участвуя в сложной конструкции адаптивного поведения, значительно расширяют приспособительные возможности живого организма, который начинает выступать в качестве активного фактора взаимодействия со средой.

 

 

 

22. Формы индивидуального  обучения. Неассоциативное обучение (суммационная реакция, привыкание, импринтинг, подражание).

Суммационная реакция. В основе этого явления лежит сенсибилизация - повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим агентам и фасилитация - облегчение запуска именно данной реакции. Рядом ученых наблюдались на простейших и низших беспозвоночных реакции, как будто бы напоминающие условные рефлексы: освоение определенного маршрута передвижения, навыки скопления в определенных местах пространства, различение съедобных продуктов от несъедобных, осуществление защитных двигательных реакций в ответ на прежний индифферентный раздражитель. Эти навыки обладают всеми свойствами суммационной реакции: 1) они не могут сохраняться длительное время и обречены на исчезновение; 2) вызывающие их раздражители не обладают специализированным сигнальным значением; 3) после исчезновения они самостоятельно не восстанавливаются; 4) их исчезновение есть процесс разрушения, а не временного торможения. Суммационная реакция у высших животных выступает как важнейший элемент более сложных форм индивидуального обучения. Клеточные механизмы суммации участвуют в процессах обучения и памяти у высших животных. 2Привыкание - относительно устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя, не сопровождающегося каким-либо биологически значимым агентом (пищевым, оборонительным, сексуальным и пр.), именуемым обычно подкреплением.Привыкание рассматривают как простейшую форму обучения, которая может служить основой для развития более сложных форм обучения. 3Импринтинг (запечатление). Комплекс поведенческих адаптации новорожденного, которые обеспечивают первичную связь между ним и родителями и как бы замыкают цепь преобразований эмбрионального периода, позволяя реализовать новорожденному уже сформированные механизмы восприятия и реагирования, именуют импринтингом (запечатлеванием). 3Подражание. В результате имитации (подражания) животное выполняет видотипичные действия путем непосредственного наблюдения за действиями других животных своего вида. Эти последние являются побуждающим фактором для одновременного ухода всех членов стада или стаи от хищника, для собирания пищи, отдыха и т.д. Путем имитационного научения животные на основе общения формируют поведение, которое вполне укладывается в рамки видового стереотипа. Такое имитационное научение названо облигатным. Таким образом, облигатное, неассоциативное обучение обеспечивает жизнедеятельность особи на первых этапах ее самостоятельною существования, а также закладывает основы видоспецифического характера поведения.

 

 

24. Биологические  мотивации как внутренние детерминанты поведения. Физиологические потребности.

Любой живой организм может существовать лишь при периодическом  потреблении из внешней среды  питательных веществ, воды, минеральных  солей и т.д. Такие состояния  получили название первичных физиологических потребностей. Мотивация представляет собой возникающие под влиянием первичных изменений во внутренней среде эмоционально окрашенные состояния организма, характеризующиеся избирательными активирующими влияниями специальных подкорковых аппаратов на кору головного мозга и другие его отделы и направляющие поведение животного на удовлетворение исходной потребности . Соответственно потребностно-информационный подход к пониманию деятельности мозга позволяет считать, что мотивация есть физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению . Если первое определение мотиваций в большей мере адресуется к первичным физиологическим потребностям, то второе объясняет целенаправленный характер поведения во всем разнообразии его психофизиологических проявлений.

25. Биологические  мотивации как внутренние детерминанты  поведения. Виды мотиваций.

Мотивация- физиологический механизм активирования памятных следов тех поведенческих актов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма доминирующую потребность. Наиболее распространенная классификация видов мотиваций предложена Н. Миллером (1960). Он выделяет низшие, или первичные мотивации, называя их также инстинктивными или висцеральными. Эти же состояния И.П. Павлов рассматривал как основные влечения и относил к ним голод, жажду, страх, половое чувство. К ним же могут быть отнесены и наиболее примитивные состояния, которые побуждают к актам мочеиспускания, дефекации и т.д. Вторую группу мотиваций составляют высшие или вторичные мотивации, которые приобретаются в течение индивидуальной жизни и, хотя и строятся на основе генетически заданных потребностей, в значительной мере опираются на накопленный индивидуальный опыт. Сюда могут быть отнесены все виды мотиваций, которые возникают по законам условного рефлекса.

26. Биологические  мотивации как внутренние детерминанты  поведения. Физиологические теории  мотивации.

Первая группа теорий мотивации основана на представлении о сигнализации от периферических органов тела. В. Кеннон  Д. Хебб  полагали, что мотивации определяются стремлением организма избежать неприятных эмоциональных ощущений, сопровождающих различные побуждения. Животное утоляет жажду, чтобы избавиться от неприятной сухости в полости рта и глотки, поедает пищу, чтобы избавиться от мышечных сокращений пустого желудка, и т.д. Дальнейшие поиски привели к созданию другой группы теорий, в которых основное внимание уделялось гуморальным факторам мотиваций. Так, голод связывался с возникновением так называемой голодной крови, то есть крови с существенным отклонением от обычной разницы в концентрации глюкозы в артериальной и венозной крови. Это и рассматривалось в качестве первопричины "голодных" сокращений желудка. По-видимому, как возникновение мотиваций, так и их удовлетворение имеет множественный генез, в основе которого лежит нейрогуморальный механизм периферического и центрального уровней. И. Стеллар (1954), выдвинув гипоталамическую теорию мотиваций, полагал, что гипоталамус и является вместилищем "центрального мотивационного состояния".

27. Биологические  мотивации как внутренние детерминанты  поведения. Доминирующее мотивационное  возбуждение. Доминирующая мотивация.

В каждый момент времени  доминирует та мотивация, в основе которой  лежит наиболее важная биологическая  потребность. Сила потребности, то есть величины отклонения физиологических  констант или концентрации соответствующих  гормональных агентов, получает свое отражение в величине мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер. Консервативный характер доминанты заключается в ее инертности, устойчивости, длительности . Но однажды проявленная доминирующая мотивация возобновляется и живет даже в порядке чисто нервно-рефлекторного фактора. Поэтому наряду с консервативным началом в доминирующей мотивации как векторе поведения содержится и динамическое начало, поскольку из множества новых подкрепляющих впечатлений происходит непрерывный подбор "пригодного", нужного, имеющего непосредственную связь. Первичный очаг возбуждения при формировании доминирующих биологических мотиваций (голод, жажда, секс) возникает в гипоталамических образованиях мозга (Р.А. Павлыгина, 1956). Эти первичные очаги, в свою очередь, ведут к появлению вторичных очагов в других отделах мозга, где имеются предпосылки для продолжительного удержания следовых процессов. Так, если первичный очаг в гипоталамусе возникает и поддерживается в первую очередь за счет гуморальных факторов, то вторичные очаги в коре больших полушарий являются проекционными по своему происхождению и поддерживаются за счет широкой конвергенции к ним множества суммирующихся здесь сенсорных влияний. Итак, мотивационное возбуждение, обусловленное преобладающей потребностью организма, формирует в гипоталамусе первичный очаг повышенной возбудимости, обладающий свойствами доминантного очага. Благодаря этому доминантному очагу быстро образуются условно-рефлекторные связи с теми или иными факторами окружающей среды (вторичные очаги), которые по своей функциональной значимости могут быть сравнимы с эндогенными механизмами самого мотивационного состояния .

 

 

 

28. Биологические  мотивации как внутренние детерминанты  поведения. Нейрофизиология мотиваций.

Нейрофизиология мотиваций. К.В. Судаков (1986) сформулировал основные положения о принципах нейрофизиологического обеспечения доминирующих мотиваций: 1. Любая биологическая мотивация обусловлена соответствующей метаболической потребностью и носит системный характер. 2. Потребность трансформируется нейрогуморальным путем в возбуждение гипоталамических центров, которые активируют другие структуры мозга, в том числе и кору больших полушарий. 3. Корковые и лимбические структуры мозга оказывают специфические для каждой мотивации нисходящие возбуждающие и тормозные влияния на гипоталамические мотивационные центры. 4. Каждое мотивационное возбуждение представляет собой специфическую клеточную и молекулярную интеграцию корково-подкорковых структур. Избирательное возбуждение одних структурных образований сочетается с избирательным торможением других. Мотивационные возбуждения существенно меняют конвергентные и дискриминационные способности нейронов разных отделов мозга. Мотивационное возбуждение находит свое выражение в специфическом распределении межимпульсных интервалов и образовании характерной пачечной активности . Эта активность усиливается при возрастании потребности, при возникновении препятствий к удовлетворению доминирующей мотивации. Достижение же цели поведенческого акта сменяется в нейронограмме регулярной активностью. Возбуждения, поступающие в мозг при подкреплении, адресуются к различным нейронам и оставляют "след" в их деятельности, формируя сложную нейродинамичекую констелляцию. С ней и происходит сравнение параметров достигнутых результатов.

33. Условные рефлексы. Общие  признаки условных рефлексов.

Общие признаки условных рефлексов. 1. Условные рефлексы носят приспособительный  характер, что делаетповедение наиболее пластичным, подогнанным к конкретнымусловиям среды. 2. Любые условные рефлексы требуют для своего участия высших отделов головного мозга (унасекомых, например, высших головных ганглиев — грибовидных тел). 3.Условные рефлексы приобретаются и отменяются в индивидуальной жизни каждой конкретной особи. Виндивидуальную память записываются не всякие случайные совпадения условногораздражения и безусловной реакции, а лишь те, сочетание которых во времениоказывается наиболее вероятным. Все остальные случайно возникшие связизатормаживаются. 4. Условный рефлекс имеет сигнальныйхарактеру т. е. предшествует, предупреждает последующеевозникновение безусловного рефлекса, подготавливая к нему организм. С помощьюусловных рефлексов животное может заранее избежать опасности или подготовитьсяк захвату добычи, встрече с половым партнером и т. д.

Такимобразом, условные рефлексы — это индивидуально  приобретенные системныеприспособительные реакции животных и человека, возникающие  на основеобразования в центральной  нервной системе временной связи  между условным(сигнальным) раздражителем и безусловно-рефлекторным актом.

 

 

 

29. Роль эмоций  в организации поведения. Эмоции  и мотивации.

До сих пор нет четкого  мнения о том, различаются эти  два субъективных состояния организма  или отражают просто разные оттенки  одного и того же процесса. И эмоции, и мотивации И.П. Павлов рассматривал как проявление функционального состояния мозга в связи с действием раздражителей внешней или внутренней среды. Один из учеников И.П. Павлова польский физиолог Ю.М. Конорски (1970) также не находит различий между этими явлениями и считает, что они регулируются единой мозговой системой с помощью драйв-рефлексов (драйв - настроение, побуждение, мотив), которые подготавливают работу исполнительной системы мозга. Систему, контролирующую эти драйв-рефлексы, он называет эмотивной или мотивационной. И.С. Бериташвили (1966) полагает, что эмоции теснейшим образом связаны с удовлетворением трех основных потребностей: пищевой, защитной и половой. Он подчеркивает, что не сам по себе голод, а то эмоциональное возбуждение, которое возникает при представлении пищи, является побудительной причиной пищевого поведения. Значит, в основе мотивационной деятельности лежит эмоциональное возбуждение. П.К. Анохиным (1968) Он считает, что мотивационное возбуждение сопровождается эмоциональными отрицательными состояниями (жажды, голода, страха и пр.), которые и мобилизуют организм к быстрому и оптимальному удовлетворению потребности. Удовлетворенная потребность сопровождается положительной эмоцией, которая и выступает как конечный подкрепляющий фактор. В последнее время Д. Биндра (1969) развивает концепцию об общности нейрофизиологического содержания мотиваций и эмоций. Не найдя различий между этими явлениями, Биндра выдвигает концепцию о "центральном мотивационном состоянии", возникающем в результате побудительных внешних или внутренних стимулов. Это состояние формирует избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов.  . П.В. Симонов (1970) полагает, что эмоции представляют собой самостоятельный мозговой механизм, играющий специфическую роль в организации поведения. А.В. Вальдман (1972) придерживается мнения, что эмоции индуцируются преимущественно внешними, а мотивации - внутренними стимулами. Мотивационное поведение имеет организованный характер, а эмоциональное - не организовано. Эмоция возникает на базе сильной мотивации, если существуют затруднения в ее удовлетворении. Эмоция может возникать как следствие взаимодействия мотивов, конфликта в планах их осуществления. Эмоции соответствуют такому снижению уровня адаптивных возможностей организма, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Значит, существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение.

 

 

 

30. Роль эмоций в организации поведения. Теории эмоций.

Ч. Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, основанную на сравнительном исследовании эмоциональных выразительных движений у млекопитающих. Согласно теории П.К. Анохина, эмоции возникли в эволюции как субъективные ощущения, позволяющие животным и человеку быстро оценивать различные внутренние потребности, действие на организм внешних факторов, результаты поведенческой деятельности и, наконец, удовлетворение внутренних потребностей. Как правило, любая потребность сопровождается эмоциональным переживанием отрицательного характера.  Эмоциональные воздействия усиливают, удлиняют и углубляют фиксацию следов от раздражений, что помогает адекватному реагированию на внешние сигналы. В прошлом известной популярностью пользовалась так называемая периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге. Согласно этой теории эмоция является вторичным явлением, основанным на приходящих в мозг сигналах об изменениях в мышцах, сосудах, внутренних органах при выполнении поведенческого акта, вызванного эффективным раздражителем. Исследования В. Кеннона, Ч. Шеррингтона, Д. Хебба и других показали, что висцеральные проявления эмоций являются вторичными по отношению к мозговому психическому состоянию. В качестве противопоставления "периферической" теории был предложен ряд "центральных" теорий эмоций. В. Кеннон  и В. Бард выдвинули таламическую теорию эмоций, которая помещает первичный аппарат для проявления эмоций в таламус. таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения. Под влиянием новых факторов все большую силу и убедительность приобретала лимбическая теория. Хорошо известный синдром Клювера Бьюси, выражающийся в снижении эмоциональной реактивности. В 1937 г. И.В. Пейпец, основываясь на клинических наблюдениях, предположил, что в коре больших полушарий должен быть центр, интегрирующий переживания и эмоциональные реакции, который он гипотетически помещал либо в поясную извилину, либо в гиппокамп. Затем он присоединил к этим образованиям передние таламические ядра и гипоталамус. Все эти структуры и функционально, и морфологически связаны между собой и получили в дальнейшем название "круга Пейпеца", по которому циркулируют "эмоциональные процессы". П. Мак-Лин (1949) предложил теорию "лимбической системы", или "висцерального мозга", куда он включил ряд корковых, подкорковых и стволовых структур, обладающих общими конструктивными и функциональными свойствами. По мнению П. Мак-Лина, лимбическая система получает информацию от внутренних органов и интерпретирует ее в "терминах эмоций", то есть организует эмоциональное возбуждение и экспрессии. Широкое использование электроэнцефалографии в изучении мозга привело к открытию неспецифических функций ретикулярной формации ствола и других отделов мозга. С этим периодом тесно увязано появление активационной теории эмоций Д.Б. Линдслея (1960), которая приписывала основную эмоциогенную функцию активирующей ретикулярной системе ствола мозга.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"