Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:44, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Анатомия"

Файлы: 1 файл

Анатомия,физиол.,патология лор-органов.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

3) Особенности голоса, предречевых вокализаций и речи ребенка.

При обследовании слуха у детей раннего возраста необходимо опросить родителей о слуховом и речевом поведении ребенка в ежедневных ситуациях. (Для этого используется анкета «Оценка слухового поведения детей раннего возраста» (LittlEARS).

Кроме того, используются:

- анализ анамнеза ребенка;

- регистрация условно-рефлекторной двигательной реакции на звуки (дети старше 1,5 лет);

- анализ особенностей узнавания звуков и слов, понимания речи на слух с помощью специальных тестов («Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами» (ОСР- EARS) (дети старше 2 лет).

Эти реакции оцениваются в разных задачах: при определении степени снижения слуха, эффективности слухопротезирования и адекватности настройки СА/КИ (слух.аппарат, кохлеарный имплант).

Непроизвольные и ориентировочные реакции ребенка на звуки:

При обследовании маленького ребенка для определения степени снижения слуха сурдопедагог должен:

- оценить, как ребенок воспринимает звуки в низко-, средне-, высокочастотном диапазоне;

- определить, какие самые тихие звуки слышит ребенок и на каком максимальном расстоянии.

Распространенный набор звучащих игрушек сурдопедагога для исследования слуха у детей включает барабан, дудку, резиновую игрушку-пищалку, свисток, погремушку. Голос человека также является обязательным источником при определении степени снижения слуха.

При исследовании непроизвольных и ориентировочных реакций на звуки у ребенка участвуют два человека. Ассистент издает звучания на разном расстоянии от ребенка так, чтобы тот не видел человека и его действий, а сурдопедагог наблюдает за реакциями ребенка на звуки и отвлекает его внимание от ассистента игрушками.

При обследовании маленьких детей сурдопедагог должен учитывать особенности их реакций на звуки:

- дети лучше реагируют на повторяющиеся звучания, поэтому при проверке реакции, например на голос, более четкая реакция будет на [па-па-па] по сравнению с одиночным [а];

- дети плохо реагируют на короткие звуки, поэтому длительность одиночного звучания должна быть 1—2 с;

- дети реагируют на сигналы не сразу, а с задержкой (до 5 с);

- маленькие дети постоянно двигаются, поэтому очень важно не перепутать двигательную реакцию ребенка на звук со случайным движением ребенка и проверять реакцию дважды;

- дети, имеющие неврологические нарушения, хуже реагируют на звуки, у них может отсутствовать ориентировочная реакция и реакция внимания, для них характерна выраженная задержка реакции на звуки.

Последовательность обследования:

- начинают обследование с реакции на голос — это звук уровнем 50— 60 дБ, на который у ребенка с нормальным или незначительно сниженным слухом есть четкая ориентировочная реакция, с расстояния 5-6 м, при отсутствии реакции расстояние уменьшают;

- при наличии реакции на голос проверяют реакцию на тихую погремушку;

- если реакции на голос нет, проверяют реакцию на игрушку-пищалку (или дудку), а при ее отсутствии — на барабан.

Сурдопедагог оценивает:

- характер реакции — непроизвольная реакция, ориентировочная реакция, реакция внимания;

- максимальное расстояние от источника звука, при котором возникает реакция;

- скорость реакции после первого или многократного предъявления — быстрая или с большой задержкой.

 

26. Анатомия носа и околоносовых  пазух, возрастные особенности.

Полость носа. Расположена между полостью рта снизу, передней черепной ямкой сверху и глазницами по бокам (латерально), разделена перегородкой на 2 симметричные половины. На латеральной стенке полости носа располагаются 3 носовые раковины: верхняя, средняя, нижняя.

Нижняя – образована самостоятельной косточкой, верхняя и средняя – решетчатой. 

Изнутри полость носа выстлана слизистой оболочкой. Особенностью слизистой оболочки являются:

1) отсутствие подслизистой оболочки  на всем протяжении верхних  дыхательных путей.

2) имеет большое количество бокаловидных  клеток.

3) покрыта слизистая оболочка цилиндрическим и/или реснитчатым эпителием

В зависимости от строения слизистой оболочки полость носа делится на 2 отдела:

- респираторный 

- обонятельный

Обонятельный отдел располагается в верхней носовой раковине, его слизистая покрыта цилиндрическим эпителием, в котором располагаются обонятельные нейросенсорные биполярные клетки.

Респираторная (дыхательная) часть занимает среднюю и нижнюю носовые раковины, покрыта цилиндрическим эпителием, который содержит большое количество бокаловидных клеток.

Бокаловидные клетки вырабатывают защитный слой слизи, при гиперсекреции слизи вырабатывается патологически много – насморк.

Кроме цилиндрического эпителия в дыхательной области располагается реснитчатый эпителий, богатый отростками (ресничками). Он выполняет роль очищения воздушного потока.

Функции носа:

1) дыхательная ( в процессе дыхания  идет очищение, увлажнение, согревание  воздушного потока).

2) обонятельная

3) защитная

4) резонаторная (речевая) – заключается  в том, что полость носа является  воздухоносным образованием, она участвует в формировании тембра голоса.

У новорожденного полость носа низкая (высота ее 17,5 мм) и узкая. Носовые раковины относительно толстые, носовые ходы развиты слабо. К 10 годам полость носа увеличивается в длину в 1,5 раза, а к 20 годам — в два раза по сравнению с новорожденным.

Околоносовые пазухи:

1) лобная

2) пазухи решетчатой кости

3) верхнечелюстные пазухи

4) клиновидная – задняя. 1,2,3 –  передние.

*1 Парные, располагаются в чешуе  лобной кости, объем каждой 4,7 см3. На нижней стенке лобной пазухи кпереди и медиальной находятся отверстия носолобного канала, который открывается в средний носовой ход.

*2 Состоят из отдельных ячеек  разделенных тонкими костными  пластинками, в среднем с каждой  стороны определяется от 8 до 10 ячеек. Решетчатый лабиринт граничит сверху с лобной, сзади с клиновидной, с латеральной, с верхнечелюстной пазухами. Поэтому анатомо-топографические особенности решетчатого лабиринта могут приводить к переходу патологического процесса в глазницу, полость черепа и на зрит.нерв.

*3 Расположена в теле верхней  челюсти, парные, объем каждой равен  от 10,5 до 17, 7 см3. Внутренняя поверхность  покрыта слизистой оболочкой, представленной  многорядным цилиндрическим мерцательным  эпителием. Мерцательный эпителий  движется т.о., что продвижение слизи направлено по кругу кверху к медиальному углу пазухи, где расположено соустье со средним носовым ходом полости носа. В каждой пазухе различают переднюю, заднюю, верхнюю, нижнюю, медиальную стенки. Через медиальную стенку пазуха соединяется с полостью носа. Через верхнюю стенку возможно распространение инфекции в орбиту и далее в полость черепа = > развитие флегмоны орбиты или тромбоза кавернозного синуса.

*4 Располагаются в теле клиновидной кости, парные, объем каждой 3-4 см3, имеют выводные отверстия в верхний нос.ход.

Возрастные особенности:

1) при рождении у ребенка определяются 2 пары околоносовых пазух: решетчатые  и верхнечелюстные

2) в возрасте 3-5 лет у детей  наблюдается интенсивный рост  решетчатых клеток кзади и  в гирину.

3) верхнечелюстные пазухи:

- у новорожденных  представляют  неглубокие карманы, в боковой  стенке носа

- в 5-6 лет они напоминают по  строению пазухи взрослого, но  меньше по размеру

- в 12 лет формирование их заканчивается

4) развитие лобных пазух начинается в 5-6 лет и заканчивается к 12-14 годам

5) к 12-14 годам заканчивается формирование  и наполнение воздухом клиновидных  пазух.

 

27. Методы исследования полости  носа и околоносовых пазух.

1) Наружный осмотр и пальпация

2) Эндоскопическое исследование:

а) передняя риноскопия

б) задняя риноскопия

Выполняются с использование лобного рефлектора и носового/носоглоточного зеркала.

3. Эндоскопия ригидным или фиброволоконным  эндоскопом

4. Проверка дыхательной и обонятельной  функции

5. Лучевая диагностика:

а) рентгенография

б) компьютерная томография (КТ) или МРТ (магнитно-резонансная томография)

6. Лазерная диагностика

7. Пункция околоносовых пазух

 

28. Болезни носа и околоносовых  пазух, основные методы лечения.

I. Болезни носа.

1) Фурункул носа. Возбудитель: стафилококки, стрептококки.

2) травмы носа:

а) закрытые (ушибы, ссадины, гематомы, переломы)

б) открытые:

- со смещением/без

- с нарушением целостности околоносовых пазух, орбиты, клеток решетчатой кости

- проникающие/непроникающие в полость  носа

3) носовые кровотечения:

Виды:

- незначительное – остановка  осуществляется с помощью прижатия  крыльев носа к перегородке  носа

- умеренное, с потерей крови  до 200 мл, без нарушения общей гемодинамики

- тяжелое – потеря крови больше 200 мл (до 1л), всегда наблюдается резкое нарушение гемодинамики. Показатели тяжести кровопотери: резкое снижение АД, изменение характеристик пульса (нитевидный), снижение гемоглобина и гематокрита.

4) острый и хронический ринит - воспаление слизистой оболочки полости носа.:

* острый ринит: а) инфекционный б) травматический в) аллергический г) вазомоторный

Симптомы: - заложенность носа, - ринорея, - чихание и зуд в полости носа

Стадии: 1) сухая – стадия раздражения, 2) серозные выделения, 3) серозно-гнойные выделения

* Хронический ринит: а) хронический катаральный б) хронический гипертрофический в) хронический атрофический: - простой: ограниченный и диффузный - зловонный насморк (Озена) г) аллергический: сезонный и круглогодичный

II. Болезни околоносовых пазух.

1) синусит - воспаление слизистой оболочки 1 или нескольких околоносовых пазух:

а) экссудативная форма: - катаральная – серозная – гнойная б) продуктивная: - пристеночно-гиперпластичная – полиползная в) альтернативная: - атрофическая - некротическая – холестеатомная – казеозная г) смешанная - гнойно-полипозная, - серозно-катаральная д) вазомоторно-аллергическая

2) хронический синусит – воспаление  слизистой оболочки 1 или нескольких  околоносовых пазух, которое продолжается  в течение 1 месяца и/или более  долгое время.

Этиология:

а) риногенный б) одонтогенный (поражение верхнечелюстных пазух). Отличит.особ-ть: развитие неврологии веточки тройничного нерва. в) грибковый г) нозокамиальный (внутрибольничный).

Формы: - катарально-серозная – гнойная - гиперпластическая

Осложнения: - орбитальные - внутричерепные

Пути проникновения инфекции: - контактный – гематогенный – перинеарвльный - лимфогенный

 Наиболее часто встречаемые формы синуситов:

а) хроническое воспаление ячеек решетчатого лабиринта б) хроническое воспаление верхнечелюстных пазух в) воспаление лобных пазух г) воспаление клиновидных пазух.

Лечение: 1) консервативное, 2) корригирующие внутриносовые операции:

- септопластика

- полипотомия носа

- парциальное или тотальное  вскрытие ячеек решетчатого лабиринта

- частичная резекция гиперплазированных участков слизистой оболочки средней носовой раковины

- частичная резекции или вазотомия  нижней носовой раковины.

Цель оперативных вмешательств – восстановление проходимости естественных соустий околоносовых пазух.

3) хирургическое лечение (вскрытие пазухи, микро или радикальные операции): эндоназальное вскрытие верхнечелюстной пазухи; радикальная операция на лобной пазухе

 

29. Анатомия  и физиология глотки.

Строение и функции глотки

Глотка — полость с мышечными стенками, расположенная впереди шейной части позвоночника. Она начинается от основания черепа, сообщается с носовой полостью через хоаны, ротовой полостью и гортанью, переходя внизу в пищевод.

Глотка имеет три полости (отдела): носоглотку, ротоглотку и гортаноглотку (рис. 62).

Носоглотка располагается от основания черепа до твердого нёба, это неправильной кубической формы отдел. На боковой стенке носоглотки на уровне нижней носовой раковины находится устье слуховой трубы. В области свода носоглотки расположено скопление лимфоидной ткани (глоточная миндалина). Она развивается после 2 лет, ее разрастание (аденоид) может закрыть хоаны и устье слуховых труб. К 10—12 годам миндалина уменьшается в размерах. Слизистая оболочка носоглотки покрыта мерцательным цилиндрическим эпителием.

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"