Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:44, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Анатомия"

Файлы: 1 файл

Анатомия,физиол.,патология лор-органов.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

1) слабослышащие — дети с  порогами слуха до 70 дБ. Эти дети  слышат речь, хотя очень не четко. Они могут научиться говорить сами без специальных методов, но их речь развивается с большой задержкой и сильно отличается от нормальной;

2) глухие — дети с порогами  слуха более 70 дБ. Эти дети не  слышат речь и не могут научиться говорить без специальных методов. Дети этой группы делятся на несколько подгрупп в зависимости от сохранности остат- ков слуха.

К категории слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи (хотя бы минимальное).

В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:

§   слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками (нарушения в звукопроизношении, отклонения в грамматическом строе речи);

§   слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции (фразы короткие, неправильно построенные, отдельные слова сильно искажены и т.д.).

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

§   ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся неслышащими;

§   позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха. Позднооглохшие дети составляют особую категорию детей со сниженным слухом.

Педагогическая классификация тугоухости появилась давно, когда не было качественных слуховых аппаратов, и определяла разные методы обучения детей — для слабослышащих (большее развитие остаточного слуха) и для глухих (основная опора на зрение — чтение, дактилирование, а также осязание).

Сегодня такое деление в существенной мере устарело, потому что у ребенка с большой потерей слуха речь может развиваться почти как у нормально слышащего ребенка, если ему надеть современные слуховые аппараты или сделать кохлеарную имплантацию в раннем возрасте.

Глухонемота — врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота и обусловленное ею отсутствие речи. 

   Развитие речи в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей. Если ребенок рождается глухим или теряет слух в возрасте до 1 года, то он лишается возможности овладеть речью без специальных приемов обучения. Нередко и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2—3 лет) речь, уже развившаяся в той или иной степени, но недостаточно упрочившаяся, теряется, если не принять специальных мер для ее сохранения и развития.  

   Причиной Г. могут быть любые пороки развития органа слуха и перенесенные в раннем детстве заболевания, приводящие к глухоте. Каких-либо патологических изменений в речевом аппарате у глухонемых обычно не наблюдается. Распознавание Г. сводится к определению связи между отсутствием речи и нарушением слуха. У взрослых и детей старшего возраста это не представляет трудности. Диагноз Г. у маленьких детей затруднен. Отсутствие слуха у детей грудного и младшего дошкольного возраста часто остается незамеченным, а поводом к обращению за помощью является обычно задержка в развитии речи либо распад речи, уже начавшей формироваться. В этих случаях отдифференцировать Г. от речевых нарушений при нормальном слухе нередко сложно. 

   Поскольку Г. является, как правило, результатом врожденного недоразвития органа слуха или патологических процессов приведших к гибели его нервных элементов, прогноз в отношении восстановления слуха следует считать неблагоприятным. 

   Профилактика Г. включается в предупреждении и устранении причин, вызывающих врожденную глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте, а также в преодолении ее последствий путем специального воспитания и обучения детей, лишенных слуха. Существующий в СССР закон о всеобщем обязательном обучении распространяется и на глухонемых. Все глухонемые дети, начиная с ясельного возраста, посещают специальные учреждения (ясли, детские сады, школы), где они овладевают речью, в т.ч. и устной ее формой, получают общеобразовательную и профессионально-трудовую подготовку. При обучении глухонемых словесной речи используются зрительное восприятие устной речи (чтение с губ) и пальцевая азбука — дактилология, в качестве вспомогательных средств — тактильно-вибрационные ощущения и имеющиеся у многих глухонемых остатки слуха. Глухонемые пользуются в СССР всеми гражданскими правами. Большую работу по их профессиональному обучению, трудоустройству и культурно-бытовому обслуживанию ведут общества глухонемых.

 

20. Психоакустика: понятие, основные  характеристики слуха человека.

Психоакустика — наука, изучающая психологические особенности восприятия звука человеком.

Основные характеристики слуха человека: 1) Порог слуха, 2) Порог дискомфорта, 3) Болевой порог, 4) Частотный диапазон слуха, 5) Динамический диапазон слуха, 6) Дифференциальный порог слуха, 7) Бинауральный слух, 8) Слуховая адаптация

*1 Порог слухового ощущения, абсолютный порог слуха — минимальный уровень звука, который воспринимает человек, одна из основных характеристик слуха в норме и при патологии.

Порог слуха определяет слуховую чувствительность: чем выше порог слуха, тем ниже слуховая чувствительность, и наоборот. Наибольшая чувствительность слуха человека находится в диапазоне от 1000 до 4000 Гц. Здесь находится значительная часть информации о речевых сигналах.

*2 Порог дискомфорта. Уровень звуков, вызывающих неприятные ощущения, у человека с нормальным слухом составляет 100—110 дБ и зависит не только от состояния слуха, но и от уровня возбудимости нервной системы. У пациентов с нарушенным слухом пороги дискомфорта повышены (более 110 дБ). У многих пациентов с сенсоневральной тугоухостью пороги дискомфорта такие же, как при нормальном слухе (100—110 дБ), или ниже (80 дБ). Это называется «феномен ускоренного нарастания громкости» (ФУНГ), или рекруитмент. Порог дискомфорта важно учитывать при настройке слухового аппарата и кохлеарного импланта.

*3 Болевой порог. Уровень звуков, вызывающих болевые ощущения, составляет 130— 140 дБ. В физиологии также разделяют порог осязания, когда человек при восприятии звука воспринимает не звук, а ощущение давления на барабанную перепонку (130 дБ), и болевой порог — 140 дБ. Если порог дискомфорта у людей с нарушенным слухом отличается, то болевой порог у них такой же, как у лиц с нормальным слухом.

*4 Частотный диапазон слуха. Диапазон звуков по частоте, воспринимаемых человеком, в норме составляет от 20 до 20000 Гц (рис. 3.3). Звуки, частота которых ниже 20 Гц, называются инфразвуками, звуки частотой выше 20 000 Гц — ультразвуками. Человек способен воспринимать ультразвуки, если их источник прикладывается к костям черепа. Это свойство используется при диагностике нарушений слуха. В исследованиях слуха диапазон звуковых частот условно делят: на низкие частоты — до 500 Гц; на средние частоты — 500—3000 Гц; на высокие частоты — 3000-8000 Гц; на сверхвысокие частоты — выше 8000 Гц.

*5 Динамический диапазон слуха. Диапазон воспринимаемых человеком уровней звука называется динамическим диапазоном слуха. В норме он составляет 130 дБ. Самый тихий звук, который способен воспринимать человек, сопоставим со звуком, возникающим от движения крови по сосудам. Уровень самых громких звуков, которые человек воспринимает как звуки, а не как осязаемые или болевые раздражители, в 10 в 13 степени раз превышает уровень самого тихого воспринимаемого звука. В аудиологии динамический диапазон слуха пациента — диапазон от порога его слуха до порога дискомфорта.

У людей с нарушением слуха динамический и частотный диапазон воспринимаемых звуков сужены в разной степени в зависимости от степени снижения слуха и формы аудиограммы.

*6 Дифференииальный порог слуха. Минимальные различия между двумя звуками, которые может обнаружить человек, называются дифференциальными порогами слуха. Это могут быть различия: по частоте звуков; по интенсивности звуков; по длительности звуков.

По частотному диапазону и абсолютному порогу слуха человек уступает многим животным, но способность обнаруживать минимальные различия между звуками у человека намного выше, чем у животных. Это особенно важно для восприятия речи, так как многие звуки речи имеют очень небольшие отличия друг от друга по частоте, длительности или интенсивности.

У большинства пациентов с патологией слуха дифференциальные пороги слуха увеличены и, значит, нарушена способность слышать различия между звуками. При этом в зависимости от типа нарушения слуха избирательно нарушается способность слышать различия между 2 сигналами по разным параметрам. При сенсоневральной тугоухости в наибольшей степени нарушается различение звуков по частоте и громкости, при центральных расстройствах слуха и слуховой нейропатии — по длительности.

*7 Бинауральный слух. Важное свойство слухового восприятия человека — восприятие звуков двумя ушами с последующей их обработкой в симметричных слуховых центрах мозга. Взаимодействие двух ушей при слушании обеспечивает несколько эффектов. В естественных ситуациях звуки, поступающие в правое и левое ухо, не совсем одинаковы — они отличаются по амплитудным, спектральным, временным характеристикам, однако в слуховой системе они сливаются в единый слуховой образ. Этот процесс называется бинауральным слиянием. При этом благодаря сравнению звуков, поступающих в правое и левое ухо, слуховая система определяет положение источника звука в пространстве.

При слушании двумя ушами также происходит суммация громкости звуков, поступающих от правого и левого уха. Поэтому в этом случае звук воспринимается в 2 раза громче, а порог слуха примерно на 3 дБ ниже, чем при восприятии одним ухом. Этот эффект бинауральной суммации громкости учитывается при настройке слух.  аппаратов. Благодаря бинауральному слуху улучшается восприятие речи в шумных условиях (эффект «бинаурального освобождения от маскировки»). Бинауральный слух важен:

для локализации звука в пространстве (основана на разнице во временных, амплитудных и спектральных характеристиках звуков, приходящих к правому и левому уху);

для восприятия речи в шуме;

для восприятия речи в условиях реверберации;

для восприятия речи при разном расположении собеседника (избавление от «эффекта тени головы»);

для восприятия речи при общении с несколькими говорящими.

*8 Слуховая адаптация. Слуховая система обладает свойством адаптации. Адаптация проявляется во временном повышении порогов слуха (понижение чувствительности), возникающем в результате предшествующей звуковой стимуляции. Это защищает слуховую систему, и прежде всего волосковые клетки, от повреждения длительными звуками. Величина повышения порогов слуха зависит от уровня и ширины полосы частот звука, а также от длительности воздействия. Эффект адаптации обусловлен процессами, происходящими в периферических и центральных отделах слуховой системы. Поэтому проявление нарушений адаптации характерно для пациентов с сенсоневральной тугоухостью, слуховой нейропатией и центральными расстройствами слуха.

Регулярное длительное воздействие интенсивных звуков (шумные производства, постоянное слушание музыки — плеер, дискотека) приводит к необратимому повреждению волосковых клеток и других структур улитки, вызывает атрофические изменения в слуховом нерве.

 

21. Исследования слуха путем  восприятия речи.

Акуметрия включает обследование слуха с помощью камертонов и речи (разговорной, шепотной).

Самым простым и доступным методом является исследование слуха речью. Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудования, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения.

При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Конечно, оба эти понятия не включают точной дозировки силы и высоты звука, однако некоторые показатели, определяющие динамическую (силовую) и частотную характеристику шепотной и громкой речи, все же имеются.

Для того чтобы придать шепотной речи более или менее постоянную громкость, рекомендуют произносить слова, пользуясь воздухом, остающимся в легких после спокойного выдоха. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.

Как было выше указано, звуки речи характеризуются формантами разной высоты, т. е. могут быть более или менее «высокими» и «низкими».

Подбирая слова, состоящие из одних высоких или низких звуков, можно отчасти дифференцировать поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов. Для поражения звукопроводящего аппарата считается характерным ухудшение восприятия низких звуков, выпадение же или ухудшение восприятия высоких звуков указывает на поражение звуковоспринимающего аппарата.

Для исследования слуха шепотной речью рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая — обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные у, о, из согласных — м, н, р, в, например: ворон, двор, море, номер, Муром и. т. п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных — а, и, э: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т. п.

При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Вначале применяют речь средней, или так называемой разговорной, громкости, которая слышна на расстоянии примерно в 10 раз большем, чем шепотная. Для придания такой речи более или менее постоянного уровня громкости рекомендуется тот же прием, который предложен для шепотной речи, т. е. пользоваться резервным воздухом после спокойного выдоха. В тех случаях, когда и речь разговорной громкости различается плохо или совсем не различается, применяется речь усиленной громкости (крик).

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"