Рост и развитие как физиологические функции живого организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:13, лекция

Описание работы

Понятие роста и развития.
Закономерности роста и развития.
Возрастная периодизация.
Понятие физического развития.
Методика антропометрических измерений.
Методы оценки физического развития

Файлы: 1 файл

Tema_1_Fizicheskoe_razvitie.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются  рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Для оценки физического развития детей и подростков определяют:

  1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.
  2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.
  3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.
  4. Состояние здоровья.

 

 

Методика антропометрических измерений.

 

Соматометрические признаки. Рост (длина тела) - важный показатель физического развития. У девушек длина тела увеличивается до 17-19 лет, у юношей - до 19-22 лет.

Рост стоя и сидя измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра. Деревянный ростомер представляет собой стойку высотой до 2м с делениями по 0,5 см, хорошо укрепленную на прочной площадке. На стойке передвигается муфта с планшеткой. Для определения роста сидя имеется укрепленная на площадке ростомера откидная скамейка.

Измерение роста стоя. Обследуемый стоит прямо, руки по швам, пятки вместе, носки врозь. При этом он касается стойки ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, мысленно проведенная от верхнего края козелка уха до нижнего края глазницы, была горизонтальной.

Измерение роста сидя. В сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. Обследуемый садится на скамейку ростомера, касаясь его стойки межлопаточной областью и ягодицами. Положение головы такое же, как при измерении роста стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом. Ступни опираются о пол или подставку. Руки лежат вдоль бедер.

У детей в возрасте до двух лет длина тела измеряется в положении лежа, деревянным горизонтальным ростомером.

На рост влияет много факторов - питание, заболевания (особенно желез внутренней секреции, таких как гипофиз, щитовидная железа, надпочечники), географическая среда и климатические условия, двигательная нагрузка. Но прежде всего на рост влияет наследственность. По мнения специалистов рост детей можно прогнозировать по росту родителей, применяя следующие формулы:

 

окончательная длина тела мальчиков = (рост отца + рост матери) х 0,54 - 4,5;

окончательная длина тела девочек = (рост отца + рост матери) х 0,51 - 7,5.

 

Принимая во внимание должные показатели роста можно дать оценку темпам роста (таблица 1.).

 

Таблица 1.  Рост мальчиков и девочек (в %) от окончательной величины роста взрослого человека (по А.Ф. Синякову)

 

Возраст

Процент от окончательной величины взрослого человека

Мальчики

Девочки

10

78,75

84,15

11

80,68

86,59

12

83,24

92,07

13

86,65

94,57

14

90,06

96,95

15

94,60

97,26

16

98,29

98,78

17

99,32

99,70

18

99,77

100

19

99,89

100

20

100

100


Пример. Рост отца - 171 см., матери - 160 см. Получается, что должный рост их сына - 174,24 см, а в 10 лет у него рост 133 см. Это составляет 76% от должного. По таблице рост 10-летнего мальчика должен составлять 78,75%. Значит в приведенном примере рост мальчика пока отстает.

 

Определение массы тела  Для взвешивания пользуются медицинскими весами. В верхней части их имеются две планки с делениями. Деления на нижней планке соответствуют десяткам килограммов (10, 20, 30 и т. д.), на верхней обозначены деления через каждые 50 г. Весы перед взвешиванием должны быть выверены. Взвешивание производят натощак, без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину площадки весов.

Масса тела включает - жир тела, вес скелета, скелетные мышцы и воду.

Выделяют относительно активную в энергетическом отношении массу тела (клеточная вода, все белки и весь минерал в клетках и внеклеточной жидкости) и относительно малоактивную (жир тела, костный минерал, внеклеточная вода).

Путем определения индекса активной массы (ИАМ) можно определить степень развития мускулатуры:

                                                                          М

                                                      ИАМ=  ------------

                                                                       L х 10

 

где,  M-активная масса тела (кг) ,      L-рост тела (м)

 

Чем выше тренированность, тем выше ИАМ. Например, у подростков, не занимающихся спортом, ИАМ составляет 0,77 - 0,86, а у спортсменов - 0,98 - 1,04.

На практике для получения оперативной информации, как правило, ограничиваются определением весовых значений общего жира, мышечной массы, массы скелета и подкожного жира.

Измерение окружностей. Для измерения окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени пользуются стальной рулеткой или обычной сантиметровой лентой.

Окружность грудной клетки является одним из основных показателей физического развития. Она характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, а так же функциональное состояние грудной полости. Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха. Ленту накладывают  сзади  по нижним углам лопаток  при поднятых руках. Затем руки опускают и лента, соскальзывая, ложится под углами лопаток. У мужчин и детей лента должна проходить спереди по краю околососкового кружка, у женщин - по IV ребру. Во время глубокого вдоха и выдоха лента должна. без задержки следовать за движением грудной клетки.

Окружность измеряют при глубоком вдохе, в покое, при выдохе. Разница между глубоким вдохом и выдохом - есть экскурсия грудной клетки. У юношей она равна 6-8 см, у девушек 3-6 см, причем окружность груди в покое всего на 1-2 см больше чем при максимальном выдохе и значительно меньше чем при максимальном вдохе.

Соматоскопические признаки. При осмотре (соматоскопии) обращают внимание на состояние кожных, покровов и слизистых оболочек (цвет, тургор, чистота, влажность), степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата (костяк, форма грудной клетки, позвоночник, форма ног и стопы).

Жироотложение -- развитие подкожного жирового слоя - объективно определяют измерением толщины жировой складки на животе (на уровне пупка, на 5 - 6 см сбоку от него) и под лопаткой. Измеренную малым толстотным циркулем толщину складки делят пополам. Средним считают жироотложение при толщине жировой складки от 1 до 2 см, ниже среднего – при толщине жировой складки менее 1 см, выше среднего – при толщине более 2 см.

Костяк. Различают три типа костяка: тонкий, коренастый и промежуточный между ними. Тонкий характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; коренастый - широкими плечами и грудной клеткой, большими размерами кистей рук и ступней.

Формы грудной клетки. Различают цилиндрическую, коническую, плоскую и смешанную грудную клетку. Грудная клетка цилиндрической  формы чаще всего наблюдается у спортсменов,  и при рассматривании спереди и сбоку выглядит равномерно развитой в верхнем и нижнем отделах, подгрудинный угол округлой формы и по величине приближается к 900.  Для не занимающихся спортом, характерна коническая форма грудной клетки, которая имеет более широкий и выступающий вперед нижний отдел по сравнению с верхним. Подгрудинный угол большой, более 900. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается уплощенная грудная клетка.  Плоская грудная клетка обычно имеет удлиненную уплощенную форму; подгрудинный угол сужен, он менее 900. В младшем возрасте часто встречаются смешанные формы грудной  клетки. Могут встречаться рахитические и редко - бочкообразные формы.

Развитие мускулатуры. Оценивается по выраженности рельефа мускулатуры и ее тонусу по трехбальной шкале.

Развитие считается слабым (1) если рельеф мышц не выражен, упругость их понижена, наблюдаются отстающие (крыловидные) лопатки, живот отвислый. При среднем (2) развитии мускулатуры несколько обозначен рельеф мышц, упругость средняя, могут выступать углы лопаток. При хорошем (3) развитии  - ясно выражен рельеф и упругость мышц, мышцы большие по объему, углы лопаток подтянуты к грудной клетке и не выступают, живот подтянут.

Позвоночник. Различают нормальный, лордотичекий, кифотический. Нормальный позвоночник в сагиттальной плоскости имеет S-образную форму. Шейная и поясничная кривизна невелика, обращена вперед, грудная выпуклость обращена назад. Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная. У кифотического позвоночника все три кривизны выражены резко.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосторонние сколиозы разной степени. При сколиозе первой степени отмечается слабо выраженная асимметрия плеч, лопаток. Дефект не имеет стойкого характера, при напряжении мускулатуры выправляется. Вторая степень характеризуется устойчивым искривлением вправо или влево, наличием мышечных компенсаторных валиков. При третьей степени отмечаются глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки. Начинающиеся изменения позвоночника можно обнаружить следующим простым способом: проводят с известным нажимом пальцем по вершинам остистых позвонков, по образующейся сплошной красной полосе судят об отклонениях в изгибе позвоночника.

Форма ног. Различают нормальную, Х-образную и О-образную формы ног. При определении формы ног обследуемый ставит пятки вместе, носки врозь. При правильной форме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при О-образной форме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной - один коленный сустав заходит за другой.

Форма стопы. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Для выявления плоскостопия делают отпечатки стопы (плантография). Раствором метиленового синего с помощью ватного тампона смачивают стопу и ставят ребенка на развернутый на полу чистый лист бумаги -- на нем остаются синие отпечатки. Для смачивания стоп можно также пользоваться 10% раствором полуторахлористого железа, бумага при этом смачивается 10% раствором танина в спирте.

Анализ отпечатка стопы. На полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы'. Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей длине (б). Если перешеек составляет до 50% от длины перпендикуляра, стопа нормальная, 50 - 60% -- уплощенная, свыше 60% - плоская.

Оценка степени полового созревания. Степень полового созревания девочек оценивают по оволосению подмышечных впадин и лобка, развитию молочной железы, времени появления первой менструации и установления менструального цикла. У мальчиков учитывают оволосение подмышечных впадин и лобка, мутацию голоса, оволосение лица и развитие кадыка. Степень развития признака определяется как правило специалистами медико-санитарной службы по специальной системе:

Соматоскопическле признаки лежат в основе таких общих показателей физического развития как осанка и телосложение

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения. В сохранении правильной осанки главную роль играет не сила мышц, а согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп.

Информация о работе Рост и развитие как физиологические функции живого организма