Пути предотвращения вредных привычек у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности.
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу.

Содержание работы

Введение
Глава Общая характеристика вредных привычек и их воздействие на организм подростка
1.1 Физиологическое влияние табакокурения
1.2 Физиологическое влияние алкоголя
1.3 Проблема подростковой наркомании
Основные выводы
Глава 2. Психолого-педагогическая профилактика вредных привычек в подростковой среде
2.1 Традиционные формы и методы профилактики
курения подростков
2.2 Меры профилактики подросткового алкоголизма
2.3 Педагогические меры профилактики подростковой
Наркомании
Основные выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая-Федотов.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Процесс социализации школьника, его формирование и развитие, становление как личности, происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социологических факторов [6].

Профилактика отклоняющегося поведения, в частности борьба с вредными привычками школьника – совместное дело учителя, родителей, врача и самого школьника. Педагог является центральным звеном этой системы, регулятором всех взаимоотношений, складывающихся в процессе общения и тренировки гармонического поведения. Поэтому педагог должен иметь представление о медицинских, психологических и педагогических методах коррекции отклоняющегося поведения. Он же устанавливает контакт с родителями и дает им соответствующие рекомендации.

 

 

2.1 Традиционные  формы и методы профилактики  курения подростков

Курение самая распространенная вредная привычка у молодого поколения.

И поэтому решение  этой проблемы  требует комплексного подхода. Начинать нужно в первую очередь с семьи.

Вовлечение родителей

Курение может стать  частью "семейного круга" и  из-за проблем со здоровьем, и из-за повышенного риска детей стать  курильщиками. Согласно данным проведенного в Киеве опроса, дети курильщиков  имеют в полтора раза большую  вероятность приняться за курение. Дети, которые чувствуют, что их родители не одобряют их курение, приблизительно в семь раз менее вероятно станут курильщиками, чем те, кто думает, что родители одобрят это. Влияние родителей сильнее всего ощущается для младших подростков, и оценка семейных программ для 9 и 10-летних показала более низкую степень приобщения к курению среди прошедших обучение детей и уменьшение распространенности курения среди их родителей. 
Не стоит упускать возможность и обратного влияния детей на родителей. 
Большинство взрослых курильщиков хотят бросить курить, но им часто не хватает какого-то дополнительного стимула. Активная позиция ребенка, как минимум в защиту своего права дышать у себя дома воздухом, свободным от табачного дыма, может помочь их родителям расстаться с вредной привычкой. К тому же такая активная позиция ребенка запоминается им надолго и, особенно в случае успеха, служит надежной прививкой от курения [4]

Обучение преподавателей

Это особенно важно. Преподаватели  должны понять теории и методы, используемые в образовании, ориентированном на поведение. Поскольку эти методы существенно отличаются от методов, ориентированных на передачу знаний, которые можно оценить на экзамене, то не представляется реалистичным, чтобы такая подготовка педагогов могла происходить "по разнарядке". Для успеха дела необходимо, чтобы в этой работе участвовали лишь те педагоги, которые сами чувствуют необходимость таких программ, которые сами уже пытались решать проблемы курения среди своих учеников, искали подходящие для этого подходы.

Школьная политика

"Школьная политика  в отношении курения" - это набор  правил о курении, о соблюдении  которых договорились заинтересованные  стороны: школьная администрация,  педагогический коллектив, представители  учащихся, возможно, родительский комитет. Школьная политика может включать в себя различные аспекты, а именно те, которые сочли важными участники переговоров. Это могут быть вопросы об отношении к табачным изделиям на территории школы - разрешены они или нет, кому разрешены, кому нет, что происходит в случае нарушения правила. Допускаются ли на территории школы места для курения, кто имеет право курить, а кто нет. Школьная политика может также оговаривать вопросы о профилактических программах в школе, о том, на какие классы они распространяются, кто участвует в их осуществлении и т.д.

Чрезвычайно важно, чтобы  школьная политика была конкретной. Некие  действия не просто запрещаются, а четко  оговаривается, что будет происходить  в случае нарушения этого правила. Поскольку все пост-советские  страны имеют богатый опыт запрещенности всего и неизвестности возможного наказания, что привело к безразличию ко всякого рода правилам и законам, важно, чтобы разрабатываемая в каждой школе политика выгодно отличалась от своих прототипов конкретностью и реалистичностью. Она является необходимым элементом для поддержки профилактического обучения в классе.

Наличие школьной политики в отношении потребления наркотических  веществ вообще и табака, в частности, создает ряд преимуществ:

1. уточняет роль, права  и ответственность каждого члена школьного коллектива по проблемам потребления вредных веществ, его профилактики и мер воздействия;

2. дает официальную  точку зрения на часто вызывающий  противоречия и эмоции вопрос;

3. определяет последовательность  мер, предпринимаемых при обнаружении случая потребления вредных веществ;

4. защищает благополучие  школьников и персонала, гарантируя, что все случаи будут оцениваться  разумно; а также гарантируя  конфиденциальность и возможность  консультаций, если это необходимо; 
5. поддерживает персонал, снимая с него груз чрезмерной ответственности за принимаемое решение при возникновении подобных случаев. 
В одном из исследований было обнаружено, что в школах с политикой запрета курения, как для работников, так и для учащихся, распространенность курения среди учащихся была вдвое меньше, чем в школах, где курение было разрешено.

Курильщики курили меньшее  количество сигарет, как в самой школе, так и вне ее [4].

 

Вовлечение сверстников

Подражание сверстникам, вероятно, является наиболее важной причиной, почему молодые люди начинают курить. Поэтому представляется обоснованным, что анти- курительное обучение, проводящееся сверстниками, могло бы быть эффективным. 
Однако оценка таких программ дает неоднозначные результаты. Исследования в области коммуникаций говорят, что лучше всего, когда сообщение дается кем- то, отличающимся от тех, кому оно предназначено, например, взрослым, а затем распространяется такими людьми, кто похож на них, например, сверстниками.

 

2.2 Меры профилактики   подросткового алкоголизма

Личность формируется  с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

Профилактика  детского и подросткового алкоголизма  должна проходить одновременно в нескольких направлениях:

  • Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.
  • Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
  • Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п [5].

Главный упор в профилактике алкоголизма обычно делается на санитарно-просветительные методы: лекции, беседы, брошюры, плакаты, выступления по радио и телевидению. Однако для подростков с неустойчивой, конформной и эпилептоидной акцентуацией, которые наиболее угрожаемы в отношении алкоголизма, все эти увещевания оказываются недостаточно действенными.

Они теряются в обширном потоке современной информации и  зачастую приходят в явное противоречие с тем, что подросток может  видеть в непосредственном окружении  взрослых.

Поэтому главным средством  профилактики алкоголизма у подростков является борьба с пьянством среди взрослых с использованием самых строгих мер. Если в семье без выпивки не мыслится никакое развлечение, то такое же отношение к ней подросток несет в свою компанию.

Для повышения эффективности  профилактических мероприятий прежде всего желательно выявить контингент подростков с повышенным риском развития алкоголизма. Например, обследование школьников старших классов в Варшаве показало, что 26 % из них алкоголизируются, при этом около 5 % начали выпивки до 12 лет, а у 6 % уже есть первые признаки хронического алкоголизма.

Существуют два пути для того, чтобы выявить угрожаемый контингент - по социальным показателям  и посредством патохарактерологических  исследований. Первый путь позволяет  взять под пристальное внимание подростков из асоциальных семей, от родителей-алкоголиков, если известны злоупотребляющие алкоголем приятели и т. п. Второй путь – непосредственно влияние. Путем  привлечения участкового милиционера, социальных служб, школьного психолога и.д.р [3].

Профилактические мероприятия с контингентом повышенного риска различны - от групповых бесед в учебных заведениях, которые может проводить специально подготовленный медицинский психолог, до направления Комиссией по делам несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения.

 

 

2.3 Педагогические  меры профилактики подростковой  наркомании Принципы ведения профилактической работы

Организация мероприятий  по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками  и снижающей вред от их употребления.

Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.

Формирование у подростков навыков анализа и критической  оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.

Предоставление альтернатив наркотизации.

Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических  особенностей личности.

Целевая работа с группой  риска - определение групп риска  и оказание адекватной помощи в преодолении  проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам.

Взаимодействие с организациями  и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения  к злоупотребляющим наркотиками - оно  должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки  распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

Это общие принципы ведения  профилактической работы. Школа, как  социальный институт, обладает рядом  уникальных возможностей для их успешной реализации:

Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.

Влияние на уровень притязаний и самооценку.

Свободный доступ к семье  подростка для анализа и контроля ситуации.

Возможность привлечения  специалистов по профилактике.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:

Любая работа в области  антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным  персоналом из числа работников школы  в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы [8].

Просветительские программы  должны вестись на протяжении всего  периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах  и продолжаться до выпуска. 
В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления  наркотиками для общества. 
Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).

Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни  ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.

Для оценки эффективности  любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

Использования тактики  запугивания: неэффективность такой  тактики доказана.

Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.

Разового характера  действий, направленных на профилактику.

Такой подход не дает возможности  подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.

Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.

Информация о работе Пути предотвращения вредных привычек у подростков