Контрольная работа по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
1.Строение и функции промежуточного мозга.
2.Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
3.Торможение в ЦНС.
3.1.Значение торможения в деятельности ЦНС.
3.2.Возрастные особенности процесса торможения.
4.Анатомия и физиология вегетативной нервной системы, ее возрастные особенности.
5.Кровь. Состав крови.
5.1.Физико-химические свойства плазмы.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

анатомия контра.docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

Все известные виды торможения со всеми их разновидностями выполняют охранительную роль. Отсутствие торможения привело бы к истощению медиаторов в аксонах нейронов и прекращению деятельности ЦНС.

Торможение играет важную роль в обработке поступающей в ЦНС информации. Особенно ярко выражена эта роль у пресинаптического торможения. Оно более точно регулирует процесс возбуждения, поскольку этим торможением могут быть заблокированы отдельные нервные волокна. К одному возбуждающему нейрону могут подходить сотни и тысячи импульсов по разным терминалям. Вместе с тем число дошедших до нейрона импульсов определяется пресинаптическим торможением. Торможение латеральных путей обеспечивает выделение существенных сигналов из фона. Блокада торможения ведет к широкой иррадиации возбуждения и судорогам, например при выключении пресинаптического торможения бикукулином.

В деятельности всех отделов нервной системы играет важную роль процесс торможения, результатом которого является ослабление или подавление возбуждения. Торможение имеет место в деятельности всех отделов ЦНС. Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта.

Взаимодействие процессов возбуждения и торможения обеспечивает всю сложную деятельность нервной системы и согласованную деятельность всех органов человеческого тела. На воздействия из внешней и внутренней среды организм реагирует как единое целое. Объединение деятельности различных систем организма в единое целое (интеграция) и согласование, взаимодействие, ведущее к приспособлению организма к различным условиям среды (координация), связаны с деятельностью ЦНС.

Торможение является важным фактором обеспечения координационной деятельности ЦНС.

3.3. Возрастные особенности процесса торможения

Уже в первые дни постнатальной жизни проявляется безусловное торможение (гаснущий и постоянный тормоз). С 8-9-го дня жизни младенца у него появляется способность к условному торможению вегетативных рефлексов (Крачковская). В то же время угасание и дифференцировка экстероцептивных условных рефлексов формируется лишь с 3- месячного возраста (Кольцова). Условный же тормоз и торможение запаздывания развиваются более поздно соответственно с 4-х и 5-ти месяцев (Кольцова). Но лишь во второй половине первого года жизни, когда сокращается время сна, а время бодрствования увеличивается с 4-х до 10-ти часов в сутки, оказывается возможной более или менее длительная тренировка условного торможения, что приводит к его упрочиванию.

Однако, даже у годовалого ребенка, несмотря на возможность формирования всех видов внутреннего (условного) торможения, гораздо более действенным является торможение внешнее (безусловное). К концу первого года жизни, кроме интеро-, проприо-, и экстероцептивных конкретных воздействий, сигнальное значение приобретают отдельные слова и фразы как возбудительное (пусковое условно-рефлекторное), так и тормозящее.

В переходном возрасте у подростков ослабляется активное торможение, вследствие гормонального взрыва, характерного для пубертатного кризиса. Однако к концу переходного периода устанавливаются гармоничные возбудительно-тормозные отношения коры и подкорково-стволовых отделов мозга, которые достигают дефинитивной зрелости у взрослого человека, хотя и отмечаются некоторые половые различия в протекании психических процессов. Так, у женщин быстрее замыкаются положительные условные связи, а у мужчин быстрее вырабатываются дифференцировки. Кроме того, у женщин раньше (к 18-24 годам) устанавливается стабильность нервных процессов и коррелированность их силы и возбудимости нервной системы, у мужчин же подобные изменения наступают существенно позже к 25-33 годам, что свидетельствует о более ранней "зрелости" нервных процессов у женщин.

Что же касается изменения тормозных процессов при старении, то здесь отмечаются определенные параллели с изменениями условнорефлекторной замыкательной функции и общего состояния организма, т.е. возникают определенные затруднения в образовании новых, как положительных, так и особенно тормозных условных рефлексов. Это касается всех видов внутреннего торможения и угасательного, и дифференцировочного, и запаздывательного, и условного тормоза (Усов). Таким образом, при старении возникает нарушение взаимоотношения между раздражительным и тормозным процессами при ослаблении обоих процессов, но особенно тормозного.

У 2-3-летнего ребенка продолжают совершенствоваться в коре мозга возбудительно- тормозные отоношения.

В 5-7-летнем возрасте существенно возрастает сила и подвижность нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, хотя выработка его еще представляет определенную трудность. Тем не менее, периоды тормозного состояния становятся более пролонгированными по сравнению с 3-5-летним возрастом, а выработка угасательного и дифференцировочного торможения происходит примерно вдвое быстрее, чем в раннем (3-5- летнем) возрасте. В 5-7 лет ребенок способен формировать программы поведения и удерживать их в памяти, благодаря становлению и стабилизации функций лобных долей коры (Кольцова), с одной стороны, а с другой, благодаря дальнейшему углубленному развитию возбудительно-тормозных отношений. В этот период происходит активное формирование у ребенка всех основных проявлений высшей нервной деятельности.

 В возрасте 7-10 лет основные нервные процессы у ребенка по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослого человека (Иванов-Смоленский). Непрочные условные рефлексы восстанавливаются с трудом. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах.

Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Вспомните, как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивая ею, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту (да и то не всегда) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.

Сходные звуковые, обонятельные и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных событиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обеспечивает биологически целесообразные реакции животного. Анализ раздражений состоит в различении, разделении разных сигналов, дифференцировании сходных взаимодействий на организм.

Различение, или дифференцирование, сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Дифференцировка — один из видов условного (внутреннего) торможения.

Благодаря дифференцировочному торможению можно выделить сигнально значимые признаки раздражителя из многих окружающих нас звуков, предметов, лиц и т. д. Дифференцирование вырабатывается у детей уже с первых месяцев жизни.

 

 

4. Анатомия и физиология вегетативной нервной системы, ее возрастные особенности

Вегетативная нервная система регулирует работу внутренних органов, обмен веществ, приспосабливая органы к текущим потребностям организма. К ней относятся нервные центры продолговатого мозга, гипоталамуса и лимбической системы, импульсы из которых поступают к внутренним органам через волокна и узлы вегетативной нервной системы.

Вегетативная нервная система иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов, кровеносных сосудов и кожи, мышцу сердца и железы. Вегетативные волокна подходят и к скелетным мышцам, но они при возбуждении не вызывают сокращения мышц, а повышают в них обмен веществ и тем самым стимулируют их работоспособность. Раздражение симпатических нервов утомленной скелетной мышцы восстанавливает ее работоспособность. Все это дало основание Л. А. Орбели и А. Г. Гинецинскому говорить об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы.

Путь от центра до иннервируемого органа в вегетативной нервной системе состоит из двух нейронов. Это типичный признак вегетативной нервной системы. Волокна вегетативной нервной системы выходят из ядерных образований ЦНС и обязательно прерываются в периферических вегетативных нервных узлах — ганглиях, образуя синапсы на нейронах, расположенных в этих ганглиях. Эти волокна называются преганглиоиарными или предузловыми. Отростки клеток, образующих периферические вегетативные ганглии, направляются к внутренним органам; это постганглионарные, или послеузловые, волокна.

В этом отношении так называемая соматическая нервная система, иннервирующая скелетные мышцы, кожу, связки, сухожилия, отличается от вегетативной нервной системы. В соматической нервной системе нервные волокна от ЦНС доходят до иннервируемого органа не прерываясь.

 Волокна вегетативной  нервной системы по сравнению  с волокнами соматической нервной  системы отличаются сравнительно  низкой возбудимостью, скорость  распространения импульсов по  ним также невелика (1—30 м/с).

На основании особенностей строения и функциональных отличий в вегетативной нервной системе выделяют два отдела — парасимпатический и симпатический.

Отделы и функции вегетативной нервной системы. Большинство внутренних органов обладают двойной иннервацией: к каждому из них подходят два нерва - симпатический и парасимпатический. На многие органы симпатический и парасимпатический нервы оказывают противоположное влияние. Так, симпатический нерв ускоряет и усиливает работу сердца, а парасимпатический (блуждающий) тормозит; парасимпатический нерв вызывает сокращение кольцевой мускулатуры радужной оболочки глаза и в связи с этим сужение зрачка, а симпатический нерв вызывает расширение зрачка (сокращение радиальной мускулатуры радужной оболочки).

 Н. Е. Введенским, однако, было показано, что, изменяя условия  раздражения, можно наблюдать и  иной эффект: взаимно усиливающее  друг друга влияние симпатических  и парасимпатических нервных волокон на сердце.

Симпатическая часть вегетативной нервной системы способствует интенсивной деятельности организма, особенно в экстремальных условиях, когда нужно напряжение всех его сил. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы — система «отбоя», она способствует восстановлению истраченных организмом ресурсов.

Рефлекторные реакции поддержания кровяного давления на относительно постоянном уровне, теплорегуляции, учащения и усиления сердечных сокращений при мышечной работе и многие другие функции связаны с деятельностью вегетативной нервной системы.

Все отделы вегетативной нервной системы подчинены высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге. К центрам вегетативной нервной системы приходят импульсы от ретикулярной формации ствола мозга, мозжечка, подкорковых ядер и коры больших полушарий.

Как система, обеспечивающая осуществление жизненно важных функций, вегетативная нервная система созревает на ранних этапах развития. Однако, к моменту рождения, влияния симпатической и парасимпатической систем, еще недостаточно сбалансированы, повышенная активность симпатической системы определяет более частый пульс новорожденных. В процессе развития ребенка усиливаются влияния высших отделов ЦНС, соответственно совершенствуется приспособительный регулирующий характер воздействия вегетативной нервной системы на деятельность внутренних органов.

Функциональное созревание периферических отделов вегетативной нервной системы тесно связано с состоянием высших отделов ЦНС, после рождения, на ранних стадиях постнатального онтогенеза, в основном регулирование осуществляют центры симпатической нервной системы. Тонус парасимпатической системы, в частности блуждающего нерва, отсутствует. Блуждающий нерв включается в рефлекторные реакции на 2-3-м месяце жизни ребенка. Вместе с тем отделы вегетативной нервной системы начинают функционировать в разные сроки онтогенеза неодинаково по отношению различных органов и систем. Так, относительно органов пищеварения сначала включается парасимпатическая система и, а симпатическая регуляция начинает действовать в период отнятия младенца от груди. Относительно регуляции деятельности сердца симпатическая система включается раньше вагусной. Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований, передачи возбуждения в вегетативных ганглиях у новорожденных осуществляется адренергическим путем, а не с помощью ацетилхолина, как это наблюдается у взрослых.

Таким образом, симпатичная передача возбуждения в период раннего онтогенеза характеризуется большим количеством адренергических синапсов.

В старости симпатические и парасимпатические тонические влияния на деятельность ряда органов ослабевают. Это влияет на ход важных вегетативных реакций и метаболических процессов и тем самым ограничивает адаптивные возможности стареющего организма. Наряду с этим, в процессе старения снижается содержание в крови катехоламинов, но повышается чувствительность клеток и тканей к их действия, а также к ряду других физиологически активных веществ.

Ослабление вегетативных реакций является одной из причин снижения трудоспособности при старении.

В период старения наступают структурные и функциональные нарушения в вегетативных ганглиях, которые могут препятствовать передаче импульсов в них и влиять на трофику ткани, иннервируется. Существенно изменяется гипоталамическая регуляция вегетативных функций, что является важным механизмом старения организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Функции крови. Состав и физико-химические свойства крови. Плазма крови

Кровь является разновидностью соединительной ткани и содержит жидкое межклеточное вещество плазму и форменные элементы. Объем крови у взрослого человека составляет примерно 4 – 6  л или 6 – 8 % от массы тела.

Кровь состоит из жидкой части - плазмы и взвешенных в ней клеток (форменных элементов): эритроцитов (красных кровяных телец), лейкоцитов (белых кровяных телец) и тромбоцитов (кровяных пластинок).

Информация о работе Контрольная работа по "Анатомии"