Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня ребенка. Профилактика утомления и переутомления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

Режим имеет большое значение для детей, у которых переутомление приводит к истощению нервной системы. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. При ежедневных занятиях умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. способности «собраться».

Содержание работы

1. Режим дня
1.1. Режим дня дошкольника
2. Общие рекомендации по режиму дня ребенка
2.1. Основные положения режима дня
3. Утомление и переутомление
3.1. Снятие утомления
4. Выводы
4.1. Необходимые мероприятия
4.2. Примерный режим дня в детских садах
4.3. Полезные советы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по курсу- «Возрастная анатомия и физиология р.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального  образования

Иркутский государственный  педагогический университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по курсу: «Возрастная анатомия и физиология ребенка»

 

 «Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня ребенка.

 Профилактика утомления  и переутомления»

Выполнила: студентка 1го курса 2ой группы

заочного отделения 

Хохлова И.Г.

Проверила:             Савиных Т.П.

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2003

Содержание:

 

  1. Режим дня

1.1. Режим дня  дошкольника

  1. Общие рекомендации по режиму дня ребенка

2.1. Основные  положения режима дня

  1. Утомление и переутомление
    1. Снятие утомления
  2. Выводы
    1. Необходимые мероприятия
    2. Примерный режим дня в детских садах
    3. Полезные советы

 

 

 

 

1.  Режим дня.

Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. В основе рационального режима – закономерности динамики работоспособности в течение дня, недели.

Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает у ребенка ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию.

Режим имеет большое значение для  детей, у которых переутомление приводит к истощению нервной системы. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. При ежедневных занятиях умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. способности «собраться».

То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение. Необходимо помнить, что существующие ритмы организма не являются самостоятельными и независимыми, а связаны с колебаниями внешней среды, определяющимися, главным образом, сменой дня и ночи, а также колебаниями циклов, соответствующих месяцу, сезону года и т.п.

 

1.1.  Режим дня дошкольников.

Режим дня дошкольников должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада его физической активности. В режиме дня дошкольника предусматриваются следующие основные компоненты: 1) учебные занятия в периоды подъема работоспособности в детском саду и дома; 2) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; 3) регулярное и достаточное питание; 4) гигиенически полноценный дневной и ночной сон. Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (рисование и другая творческая деятельность, подвижные и сюжетно-ролевые игры и пр.).

Важным для сохранения здоровья детей компонентом режима дня  является пребывание на открытом воздухе, желательно в дневные часы при наличии ультрафиолетового излучения.

Достаточный по продолжительности ночной сон необходим дошкольникам для восстановления их умственной работоспособности, а в целом для нормального их роста и развития. Поэтому гигиенический норматив ночного сна для детей должен строго соблюдаться в семьях.

2. Общие рекомендации  по режиму дня ребенка

Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни малыша. От этого зависит его здоровье и правильное развитие. Всегда одни и те же часы кормления, сна, бодрствования налаживают деятельность организма малыша, облегчают матери уход за ним. При этом, взрослые должны быть сами очень дисциплинированы.

В настоящее  время специалисты не рекомендуют строго соблюдать расписание кормления, сна и бодрствования. Более того, утверждают, что младенцу не надо мешать в выборе собственного ритма жизни. Возможно, стихийность режима на первых неделях жизни подходят наилучшим образом малышу, но на практике встречается с многочисленными препятствиями. 
В родильном доме малыша приучают к определенной регулярности, что связано с работой отделения. К тому же новорожденный имеет ограниченные возможности выражать свои потребности и желания. Конечно, это плач, но ведь плачет он и тогда, когда мокрый, и тогда, когда голоден, и когда ему холодно и т.д. По возвращении домой, казалось бы, появилась возможность "дать свободу" малышу, но тогда не будут досыпать родители, а это нежелательно. Нормальный сон, как давно известно, это здоровье членов семьи, покой и благоденствие. Ко всему полноценный сон матери - это хорошая лактация, а следовательно, сытый и здоровый малыш.

2.1. Основные положения режима.

Основные положения режима представляют простые, но необходимые требования:

· выполнение различных видов деятельности в  строго определенное время;

· рациональное чередование работы и отдыха;

· регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы;

· занятия  целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

· пребывание на свежем воздухе, не менее 2–3 часов  в день;

· строгое  соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов  в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.

Соблюдение  этих правил способствует укреплению здоровья, повышает жизненный стимул, продлевает функционирование всех систем организма на долгие годы.

 

 

3. Утомление и переутомление.

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими  причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В центральной нервной системе наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Таким образом, утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

Невнимательное  отношение к чувству усталости  ребенка, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление - это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении.

 При умелом распределении в течение дня умственного и физического труда можно добиться высоких результатов в воспитании и образовании ребенка, а также в его работоспособности.

Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.

3.1. Снятие утомления

Для снятия утомления полезно делать следующие несложные, но достаточно эффективные упражнения.

Упражнения  для нормализации мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (и.п.) - стоя  или сидя. 1 - руки к плечам, кисти  в кулаки, голову наклонить назад. 2 - повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, руки в  стороны. 1-3 - три рывка согнутыми  руками внутрь: правой перед телом,  левой за телом. 4- и.п. 5-8 - то же  в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

3. Исходное положение - сидя. 1 - голову  наклонить вправо. 2 - и.п. 3 голову  наклонить влево. 4 - и.п. 5 - голову  повернуть направо. 6 - и.п. 7 - голову  повернуть налево. 8 - и.п. Повторить  4-6 раз. Темп медленный. 

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. Исходная позиция – основная  стойка (о.с.) 1 - поднять плечи. 2 - опустить  плечи. Повторить 6-8 раз, затем  пауза 2-3 с, расслабить мышцы  плечевого пояса. Темп медленный. 

2. И.п. - руки согнуты перед грудью. 1-2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 - то же прямыми руками. Повторить 4-6раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-4 - четыре  последовательных круга руками  назад. 5-8 - то же вперед. Руки не  напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

Упражнение для снятия утомления  с туловища и ног:

 И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон  вперед, правая рука скользит  вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 

 

4. Выводы

Рациональный режим, включающий в  себя разумное распределение часов, отведенных для приема пищи и сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений жизнедеятельности обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в организме, способствуют всестороннему и гармоническому развитию здорового человека.

4.1. Необходимые мероприятия

Для развития здорового ребенка  в дошкольных образовательных учреждениях, на мой взгляд, прежде всего необходимо:

  • Систематизировать работу педагогического коллектива по изучению нормативных документов и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу и режиму дня.
  • Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в дошкольном учреждении: - 2-3 раза в полгода проводить дни здоровья.
  • Активизировать работу с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня детей.
  • Администрации дошкольного учреждения совместно с медицинскими работниками обеспечивать регулярный профилактический осмотр дошкольников.   
    4.2. Примерный режим дня в детских садах.

Младшая группа

Распорядок  дня

Средняя группа

8.30 - 9.10

Радушный прием детей и  
развлекательные игры

8.30 - 9.00

9.10 - 9.20

Ободряющая гимнастика

9.00 - 9.10

9.25 - 9.55

Вкусный завтрак

9.25 - 9.55

9.55 - 10.00

Подготовка к занятиям

9.55 - 10.00

10.00 - 11.10

Развивающие занятия

10.00 - 11.20

11.20 - 12.20

Оздоровительная прогулка

11.30 - 12.30

12.40 - 13.10

Питательный обед

12.40 - 13.10

13.30 - 16.00

Расслабляющий сон

13.30 - 16.00

16.00 - 16.10

Приятные закаливающие  
процедуры

16.00 - 16.10

16.20 - 16.40

Аппетитный полдник

16.20 - 16.40

16.40 - 17.10

Творческие занятия и  
веселые игры

16.40 - 17.20

17.20 - 18.10

Оздоровительная прогулка

17.30 - 18.20

18.30 - 19.00

Изысканный ужин

18.30 - 19.00

19.00 - 20.00

Интересные игры и  
уход домой

19.00 - 20.00

Информация о работе Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня ребенка. Профилактика утомления и переутомления