Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Повреждение мозга и мозговых оболочек, наступающее вследствие травмы головы. При сотрясении мозга нет грубых структурных изменений в мозгу. Одни исследователи считают, что при сотрясении мозга возникают изменения в области связей нервных клеток, другие находят сосудистые расстройства в мозгу, выражающиеся в расширении сосудов и точечных кровоизлияниях в оболочках и веществе мозга. Помимо этого, при сотрясении мозга наблюдается нарушение циркуляции спинномозговой жидкости, отёк, набухание мозга и связанное с этим повышение внутричерепного давления.

Содержание работы

1. Сотрясение мозга с медицинской точки зрения.
2. Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга.
3. Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах.
4. Литература.

Файлы: 1 файл

Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме.docx

— 32.95 Кб (Скачать файл)

Помимо вышеуказанных  упражнений, применяют специальные  упражнения для ликвидации нарушений  координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости (неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т. д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др. Используют упражнения для восстановления и укрепления функций равновесия, специальную вестибулярную гимнастику, тренировку устойчивости к различным «сбивающим» функциям влияния.

Вестибулярную гимнастику, рефлекторные упражнения (с использованием нормальных синергий) и специальные упражнения применяют в промежуточном и начале позднего периода. Вестибулярная гимнастика включает в себя глазодвигательные упражнения в сочетании с поворотами и наклонами головы, задания на ориентировку в определении скорости, размеров и направления движущихся предметов. Рефлекторные упражнения строятся на основе содружественного включения различных мышечных групп в определенный двигательный акт. Противоатактические упражнения заключаются в тренировке на выполнение одной и той же двигательной задачи различными методами (так называемое увеличение вариативности решения задачи). Вырабатываются такие качества, как точность и меткость. Интенционный тремор снижается, и вестибулярная гимнастика сочетаются с другими видами лечебной физической культуры, входя в общий комплекс лечебно-восстановительных мероприятий в позднем периоде травматической болезни.

В резидуальном периоде — проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме того, осуществляется направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.

Эффективность занятий лечебной гимнастикой может быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.

Особого подхода требуют  больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с нарушением жизненно важных функций. Сложность двигательных дефектов при подобных травмах обусловливается  комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых  систем в различных сочетаниях и  проявлениях. Комплекс восстановительно-компенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации.

Так, лечение положением предусматривает устранение мышечной дистонии — сочетания мышечной гипертонии с гипотонией (как следствие подкорково-стволовых  поражений). К этим тоническим нарушениям нередко присоединяются паркинсоподобные симптомы — общая ригидность, скованность, тремор, каталептоидность. Всё это требует частого чередования статического лечения положением (чаще лонгетами) и пассивных регрессирующих движений.

При восстановительном лечении  следует учитывать состояние  психики больных.

Длительно сниженная психическая  активность, малая контактность или  неконтактность больных, быстрая истощаемость вынуждают применять пассивные  и полуактивные методы лечения, искать обходные пути при восстановительной  терапии. Применяют упражнения с  использованием шейно-тонических и  реципрокных рефлекторных связей, сочетающиеся с пассивными и полупассивными движениями, лечение положением.

Постепенное восстановление психической и психологической  активности позволяет увеличить  объём и разнообразить лечебную нагрузку. Особых приёмов восстановительного обучения и переобучения требуют  нарушения высших корковых функций  — апраксия, афферентные парезы, акинезия и др. Специфическим является и сочетание приёмов, которые  применяют для лечения как  спастических, так и вялых парезов.

В более поздние периоды  при обучении стоянию и ходьбе применяют комбинированные методы, необходимые для лечения и  компенсации пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. Обучение попеременному напряжению мышц-антагонистов и восстановление правильного рисунка шага при  пирамидной патологии, изменение темпа  и ритма ходьбы, восстановление естественных синкинезий и динамическая поддержка головы петлей Глиссона при экстрапирамидальной патологии, вестибулярная и противоатактическая гимнастика при мозжечковой патологии — все эти методы восстановительно-компенсаторного лечения используют в различных сочетаниях, объёме и последовательности.

Настойчивое и непрерывное  занятие с использованием различных  средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при  самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению  пострадавших к активной социальной жизни.

Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому  специалисту следует ориентироваться  на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением  специальных упражнений.

Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных  упражнений при поражениях головного  мозга зависит в первую очередь  от состояния больного. Вначале больные  выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере улучшения состояния  переходят к сложным, и в последующем, к тренировочным упражнениям.

Всё вышеупомянутое нам демонстрирует  табл.1.

Средства ЛФК, используемые при  черепно-мозговой травме средней и  тяжёлой тяжести

Период

Характер  упражнений

Ранний (2 – 5 сут.)

Специальные дыхательные  упражнения (пассивные, полупассивные)

Лечение положением

Промежуточный (от 5 до 30 сут.)

Активная дыхательная  гимнастика

Лечение положением

Общий массаж

Лечебная гимнастика общеукрепляющего характера 

Специальная лечебная гимнастика

Поздний (от 1 до 4 мес.)

Ортостатическая гимнастика

Общий и специальный массаж

Общеукрепляющая гимнастика

Специальная гимнастика

Обучение стоянию и  ходьбе

Восстановление бытовых  и трудовых навыков 

Резидуальный (до 2 лет)

Общеукрепляющая и специальная  гимнастика

Восстановление или компенсация  утраченных бытовых и трудовых навыков 

Трудотерапия 

Социальная ориентация (подготовка к прежней или другой профессии)


 

 

Литература

  1. «Лечебная физическая культура». В. А. Епифанов и др. Москва, Медицина, 1987.
  2. «ЛФК и массаж». П. И. Готовцев. Москва, Медицина, 1987.
  3. «Лечебная физическая культура». С. Н. Попов, И. С. Дамскер. Москва, Физкультура и спорт, 1988.
  4. «Спортивная медицина, лечебная физическая культура». Н. Д. Граевская, С. Н. Попов. Москва, Физкультура и спорт, 1985.
  5. В. И. Сухарев «Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура». Москва, 2006.

Информация о работе Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме