Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Повреждение мозга и мозговых оболочек, наступающее вследствие травмы головы. При сотрясении мозга нет грубых структурных изменений в мозгу. Одни исследователи считают, что при сотрясении мозга возникают изменения в области связей нервных клеток, другие находят сосудистые расстройства в мозгу, выражающиеся в расширении сосудов и точечных кровоизлияниях в оболочках и веществе мозга. Помимо этого, при сотрясении мозга наблюдается нарушение циркуляции спинномозговой жидкости, отёк, набухание мозга и связанное с этим повышение внутричерепного давления.

Содержание работы

1. Сотрясение мозга с медицинской точки зрения.
2. Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга.
3. Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах.
4. Литература.

Файлы: 1 файл

Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме.docx

— 32.95 Кб (Скачать файл)

                                    Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования  «Могилевский государственный университет  им. А.А. Кулешова».

 

 

Контрольная работа

Тема: «Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме»

 

 

 

    

Выполнила студентка:

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев 2012 г.

Содержание:

  1. Сотрясение мозга с медицинской точки зрения.
  2. Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга.
  3. Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах.
  4. Литература.

 

 

1. Сотрясение мозга с  медицинской точки зрения

Повреждение мозга и мозговых оболочек, наступающее вследствие травмы головы. При сотрясении мозга нет  грубых структурных изменений в  мозгу. Одни исследователи считают, что при сотрясении мозга возникают  изменения в области связей нервных  клеток, другие находят сосудистые расстройства в мозгу, выражающиеся в расширении сосудов и точечных кровоизлияниях в оболочках и  веществе мозга. Помимо этого, при сотрясении мозга наблюдается нарушение  циркуляции спинномозговой жидкости, отёк, набухание мозга и связанное  с этим повышение внутричерепного  давления.

При сотрясении мозга наступает  разлитое охранительное торможение в коре головного мозга; оно может  распространиться и на подкорку мозга.

Основными признаками черепно-мозговой травмы являются: потеря сознания (различной  продолжительности, от нескольких минут  до нескольких часов), замедленный пульс, тошнота, нередко рвота, ретроградная амнезия (больной не помнит о происшедшем  и о периоде, предшествующем травме). В первые дни отмечаются головная боль, головокружение, шум, звон в ушах, общая слабость.

Иногда наблюдается ригидность мышц затылка и др.; может быть небольшое повышение температуры. Давление спинномозговой жидкости обычно повышено (250 – 300 мм). Случаи смерти редки.

Различают лёгкую, среднюю  и тяжёлую форму сотрясения мозга.

После тяжёлой формы сотрясения мозга иногда надолго остаются головная боль, головокружение, нервно-сосудистые нарушения, эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость, снижение памяти и работоспособности; больные не переносят жары, шума, даже малых  доз алкоголя.

Степень и длительность нарушений  зависят от тяжести травмы, возрастных, типовых и индивидуальных особенностей пострадавшего, общего состояния организма и т. д. Клиническая картина сотрясения мозга сходна с контузией мозга, при которой имеются очаговые симптомы (парезы и параличи).

Лечение с точки зрения традиционной медицины: госпитализация, постельный режим, холод на голову, внутривенные вливания глюкозы и  хлористого натрия в виде гипертонических  растворов, а также сернокислой  магнезии, которую можно вводить  и внутримышечно; при повышенном внутричерепном давлении делают поясничный прокол.

 

2. Общая методика проведения  занятий при повреждениях головного  мозга.

К повреждениям головного  мозга относятся: острое поражение  мозгового кровообращения (инсульт  и апоплексия), травмы, заболевания (энцефалит) и опухоли.

При поражениях головного  мозга, выражающихся в парезах или  параличах любой этиологии (травма, инсульты, заболевания), проводится комплексное  лечение больного, направленное на предупреждение развития контрактур в  суставах конечностей и трофических  нарушений (пролежни); на борьбу с застойными явлениями в органах (пневмония) и тканях (флебит, тромбофлебит, трофические  язвы); на нормализацию работы всех органов  и систем: кровообращение, дыхание, выделения, обмена веществ; на быстрейшую выработку компенсаторных двигательных навыков, необходимых для перевода больного из одного положения в другое. В комплексное лечение, кроме лечебных мероприятий, входит обучение больного передвижению и ходьбе — вначале с опорой — с костылями, ходилками-четырехножками, палкой, а затем без опоры; обучение умению пользоваться необходимой ортопедической аппаратурой: корсетом, крепящими аппаратами, ортопедической обувью; обучение самообслуживанию и трудовым процессам.

  • В первом периоде занятия ЛФК проводятся в течение короткого времени несколько раз в день. В занятии используется одно исходное положение. Дыхание 1:1. Темп выполнения упражнения медленный. Физиологическая кривая одновершинная. В занятия включается лечение положением, пассивная разработка суставов, в которых имеется ограничение движений.
  • Во втором периоде продолжительность занятий составляет около получаса. Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2. Темп выполнения упражнений средний и медленный. Физиологическая кривая двух- и трехвершинная. Продолжается лечение положением и пассивная разработка суставов. В этом периоде в занятия включаются упражнения с предметами, обучение самообслуживанию, пользованию ортопедическими приспособлениями, переходу в положение стоя, ходьбе в аппаратах и без них, с опорой и без.
  • В третьем периоде занятия продолжаются несколько часов (включая одевание и снятие ортопедической аппаратуры). Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2, 1:3. Темп выполнения упражнений разный. Физиологическая кривая многовершинная. В занятия включаются упражнения на снарядах, тренажерах. Максимальное внимание уделяется восстановлению координации движений, равновесия, быстроты реакции, играм, танцам, лечебному плаванию и элементам спорта — волейбола, баскетбола, ходьбы на лыжах и др.

 

6. Система упражнений  ЛФК при черепно-мозговых травмах

Ушиб головного мозга  по своей тяжести, симптомам и  клиническим проявлениям дает картину  тяжелого сотрясения мозга с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям  ушиба головного мозга относятся  порезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).

При открытых и закрытых травматических повреждениях головного  мозга сроки назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную  гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначаются  после прекращения тошноты и  рвоты, активную лечебную гимнастику —  за несколько дней перед тем, как  пострадавшему будет разрешено  сесть. При порезах и параличах  пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или  интенсивной терапии.

Существует система —  целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и  всего организма в целом.

В начальном периоде — (первые сутки) — черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется.

В раннем периоде (I) — (2 – 5-е  сутки) — применяют специальные  дыхательные упражнения, общее и  локальное лечение положением. При  благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего  периода начинают занятия специальной  лечебной гимнастикой. Используют в  основном пассивные и полупассивные  упражнения. Упражнения выполняются  в исходном положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного  мозга исключаются упражнения для  головы, т. к. они могут вызвать  тошноту, рвоту, головокружение и т. д. Большое внимание уделяется дыхательным  упражнениям (преимущественно статистического  типа) и упражнения для мелких и  средних мышечных групп верхних  и нижних конечностей. В комплексы  упражнений вначале включаются 5 – 10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по 2 – 3 раза, остальные по 2 – 4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые дни после  травмы занятия проводятся 1 раз  в день, а по мере улучшения общего состояния больного может быть доведен  до 15 – 20 мин.

В промежуточном периоде (II) — (5 – 30-е сутки) — стойкие  поражения мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере — это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической — астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций.

В этом периоде расширяют  программу дыхательных упражнений, продолжают лечение положением, проводят общеукрепляющую и специальную  лечебную гимнастику. Дыхательные упражнения носят динамический характер. Расширение программы лечебного дыхания  заключается в том, что больной  активно принимает необходимые  исходные положения и выполняет  дыхательные упражнения, обучается  диафрагмальному, грудному и смешанному типу дыхания. Также проводят упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание, повороты, круговые движения) в исходных положениях лёжа и сидя, в минимальной дозировке (1 – 2 раза). По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения больным  совместных движений головой и туловищем  назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются  между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по 1 – 2 раза каждое, с паузами между  ними. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают. Большое внимание уделяют разнообразным по характеру  упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая их число и сложность. В основную часть занятий включаются упражнения на внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе (после  травматического повреждения головного  мозга нередко бывает нарушение  походки). При порезах и параличах  больные выполняют упражнения с  помощью здоровой руки, аппаратов  и приспособлений. При спастических параличах пострадавшего обучают  самостоятельному расслаблению мышц. Занятия во II периоде производятся 3 – 4 раза в день, продолжительность  их 30 – 50 мин.

При отсутствии или незначительном появлении двигательных нарушений, а также при астеническом синдроме в этом периоде можно проводить  общеукрепляющий массаж и гимнастические упражнения общеукрепляющего типа, которые  дозируют в зависимости от неврологического и соматического состояния больного. Однако наличие сколько-нибудь значительных двигательных расстройств (в основном спастических парезов и атаксий) в сочетании с нарушениями  функции равновесия требует применения методов специальной лечебной гимнастики. Вначале они имеют полупассивный  характер, т. е. выполняются со значительной помощью инструктора, а затем  становятся более активными.

В позднем восстановительном  периоде (III) — (4 – 5-я неделя после  тяжёлой травмы) — при полном восстановлении здоровья решается задача тренировки всех опорно-двигательных навыков. Продолжают проводить дыхательные  упражнения, лечение положением и  некоторые пассивные движения. Упражнения выполняются в разных исходных положениях, в разном темпе, дыхание 1:3 и свободное. Однако все эти методы лишь дополняют  активные движения. В занятия включаются упражнения на координацию, с предметами, в положении вниз головой —  в висе, на кольцах, гимнастической стенке, подвижные игры. Прыжки, подскоки и бег разрешаются врачом в  каждом случае индивидуально. В III периоде  назначается трудотерапия.

Восстановительные мероприятия  имеют ряд особенностей. Так, при  выполнении дыхательных упражнений не допускается гипервентиляция, которая  может провоцировать эпилептоидные  приступы и усиливать опасность  возникновения поздних эпилептических припадков. При стабилизации кровообращения и ликвороциркуляции значительно увеличивают общую физическую нагрузку. Выявление чёткой клинической картины посттравматических нарушений движений, чувствительности и высших корковых функций позволяет применять активные упражнения, направленные на восстановление временно нарушенных функций или на перестройку и компенсацию утраченных функций.

В компенсаторной активизации  больных после черепно-мозговой травмы эффективны занятия на специальном  столе, конструкция которого позволяет  изменять угол наклона его плоскости  к горизонтали. Постепенно увеличивая во время занятий угол наклона стола и меняя место приложения фиксирующих ремней (на уровне крупных суставов ног, поясничного и грудного отделов позвоночника), можно дозировать нагрузку на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и вестибулярные системы больного, функции которых страдают при сотрясении мозга.

Осторожная ортостатическая  нагрузка способствует адекватной тренировке сердечной мышцы, нормализует центральный  и периферический сосудистый тонус. Постепенное увеличение нагрузки (по мере перехода к вертикальному положению) на нижние конечности и позвоночник  повышает их готовность к предстоящей  деятельности — вставанию и ходьбе. Изменяющийся темп (резкий или плавный) подъёма плоскости улучшает адаптационные  свойства вестибулярного аппарата, особенно у больных с травматическим очагом в височной области или задней черепной ямке. Постепенная тренировка в переходе к вертикальному положению  благотворно влияет на ликвоциркуляцию. В зависимости от состояния больного и степени его тренированности увеличивается продолжительность занятий в положениях, приближающихся к вертикальному.

В позднем периоде черепно-мозговой травмы большое внимание уделяют  предупреждению и устранению непроизвольных содружественных движений, которые часто возникают у больных. Борьбу с этим дефектом ведут с помощью фиксации (пассивной) неработающей конечности, активным волевым противодействием со стороны больного, специальными противосодружественными движениями в разных исходных положениях и, наконец, воссозданием нормальных содружественных движений.

Особое место в комплексе  лечебно-восстановительных мероприятий  занимает обучение стоянию и ходьбе. Проведение лечебно-тренировочных  занятий на специальном вращающемся столе — первый этап восстановления функции статики и походки. Непосредственно после этих занятий (в разные сроки — от 3 недель и позже) начинают обучение больного вставанию и передвижению. Восстанавливается биомеханический рисунок акта вставания — наклон корпуса вперед с одновременным напряжением четырехглавых мышц, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, движение рук вперёд и т. д. В положении стоя больной обучается равномерному распределению массы тела на обе ноги, затем переносу тяжести тела с одной ноги на другую, равновесию в шаге, непосредственно элементам шага и соединению их в ходьбу, координированным движениям рук и ног при ходьбе. Обучение ходьбе — сложный процесс, успешность которого во многом зависит от правильного поэтапного подбора упражнений, строго специфичных для клинической двигательной картины у больного.

Информация о работе Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме