Возврастная анатомия, физиология и гигиена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Кровь – одна из жидких внутренних сред организма. Кровь движется по замкнутой системе кровеносных сосудов и выполняет транспортную функцию. Она приносит к клеткам всех органов питательные вещества и кислород и переносит к органам выделения продукты жизнедеятельности. С участием крови осуществляется гуморальная регуляция функций организма биологически активными веществами. Кровь обеспечивает защитные реакции организма от инфекций.

Содержание работы

Состав и свойство крови. 3
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. 5
Возрастные особенности строения и функции пищеварительного аппетита. 7
Рекомендуемая литература 15

Файлы: 1 файл

Возврастная анатомия, физиология и гигиена.docx

— 87.28 Кб (Скачать файл)

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕДЖЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖД №2

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

Возрастная анатомия, физиология и  гигиена

Вариант №2

Выполнила студентка 3 курса

Отделения заочного обучения

Группы № 302

Заикина Наталья Сергеевна

Проверил ____________

Индекс: 456510

Адрес: Челябинская обл., Сосновский р-н., с. Долгодеревенское, ул. 1 мая 105-1

Домашний телефон: -

Сотовый телефон: 89028642793

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

Содержание

Состав и свойство крови.                                                                           3

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.                                           5

Возрастные особенности строения и функции пищеварительного аппетита.                                                                                                            7

Рекомендуемая литература                                                                            15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Состав и свойство  крови.

Кровь – одна из жидких внутренних сред организма. Кровь движется по замкнутой  системе кровеносных сосудов  и выполняет транспортную функцию. Она приносит к клеткам всех органов  питательные вещества и кислород и переносит к органам выделения  продукты жизнедеятельности. С участием крови осуществляется гуморальная  регуляция функций организма  биологически активными веществами. Кровь обеспечивает защитные реакции  организма от инфекций.

Объем циркулирующей крови у взрослого человека - приблизительно 5 литров. У ребенка - по разному (зависит от возраста). Кровь – это один из видов соединительной ткани организма. Основную её часть составляет жидкое межклеточное вещество – плазма и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Это соотношение получило название гематокритного соотношения, или гематокритного числа. Часто под гематокритным числом понимают только объем крови, приходящийся на долю форменных элементов. 
 
• Плазма крови. 
• Эритроциты, или красные кровяные тельца. Содержат гемоглобин - дыхательный пигмент красного цвета. 
• Лейкоциты, или белые кровяные тельца. Выполняют защитные функции. 
• Тромбоциты, или кровяные пластинки. Необходимы для свертывания крови. В плазме находятся клетки крови – эритроциты, которые образуются из клеток красного костного мозга их созревание, накапливание и разрушение происходит в других органах.

Изменение состава плазмы губительно действует на организм. Несмотря на постоянное поступления в кровь многих веществ, состав плазмы не меняется. Избыток веществ удаляется из плазмы через органы выделения: в лёгких кровь освобождается от углекислого газа, а в почках – от избытка воды и растворённых в ней минеральных солей.

 

Функции.

Питательная функция. Кровь переносит кислород (О2) и различные питательные вещества, отдает их клеткам тканей и забирает углекислый газ (С02) и прочие продукты распада для их выведения из организма.

Транспортная  функция - перенос различных веществ: кислорода и углекислого газа (дыхательная функция), питательных веществ (трофическая функция), медиаторов, ферментов, электролитов. Экскреторная функция проявляется как перенос конечных продуктов обмена веществ - мочевины, мочевой кислоты, избытка воды, органических и минеральных веществ к органам их выделения (почки, потовые железы, легкие, кишечник). Кровь переносит пептиды, ионы и гормоны, вырабатываемые эндокринными железами, к соответствующим органам, передавая таким образом «молекулярную информацию» из одних зон в другие (гуморальная, регуляторная функция).

Способность останавливать кровотечение. Когда происходит сосудистое кровотечение, кровь посылает туда многочисленные лейкоциты, заставляет выходить плазму из сосудов или сосредоточивает кровяные пластинки - тромбоциты - в местах потери крови.

Терморегуляторная функция. Кровь подобна обогревательной системе, так как распределяет тепло по всему организму.

Функция регулятора рН. Кровь препятствует изменению кислотности внутренней среды (7,35-7,45) с помощью таких веществ, как белки и минеральные соли.

Защитная  функция. Кровь, транспортируя лейкоциты и антитела, защищающие организм от патогенных микроорганизмов, участвует в  осуществлении неспецифического и специфического иммунитета.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Органы дыхания.

Человек дышит, поглощая из внешней среды кислород и выделяя  в неё углекислый газ. Каждой клетке в ткани любого органа необходима энергия. Её источник в организме – непрерывный распад и окисление органических соединений. Так как в процессе окисления участвуют кислород, клетки нуждаются в постоянном его притоке. В результате окисления любых органических веществ образуются углекислый газ и вода, которые удаляются из организма.

Снабжение клеток кислородом и удаление из них углекислого  газа осуществляется кровью. Обмен  газов между кровью и воздухом происходит в органах дыхания.

Систему органов дыхания  составляют лёгкие, расположенные в  грудной полости, и воздухоносные  пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

Дыхательные движения.

Вдох и выдох ритмически сменяют друг друга, обеспечивая  прохождение воздуха через лёгкие, их вентиляцию. Смена вдоха и выдоха регулируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом  мозге. В дыхательном центре ритмически возникают импульсы, которые по нервам передаются межрёберным мышцам и  диафрагме, вызывая их сокращение. Рёбра приподнимаются, диафрагма за счёт сокращения её мышц становится почти плоской. Объём грудной полости увеличивается. Лёгкие следуют за движениями грудной клетки. Происходит вдох. Затем межрёберные мышцы и мышцы диафрагмы расслабляются, объём грудной полости уменьшается, лёгкие сжимаются и воздух удаляется. Происходит выдох.

Здоровый взрослый человек в состоянии физиологического покоя совершает в среднем от 16 до 20 дыхательных движений в минуту, новорожденный — 40—45 дыхательных движений, частота которых постепенно снижается с возрастом. Во сне дыхание уряжается до 12—14 в минуту, а при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении или после обильного приёма пищи — закономерно учащается. В плохо проветриваемом помещении частота дыхательных движений возрастает в 2 и более раза. Это происходит потому, что нервные клетки дыхательного центра чувствительны к углекислому газу, содержащемуся в крови. Как только его количество в крови увеличивается, в дыхательном центре усиливается возбуждение, и нервные импульсы распространяются по нервам к дыхательным мышцам. В результате частота и глубина дыхательных движений увеличивается.

Таким образом, дыхательные  движения регулируются нервным и  гуморальным путём.

 

Регуляция дыхания.

   В зависимости от состояния организма частота и глубина дыхания рефлекторно меняются. Дуги дыхательных рефлексов происходят через дыхательный центр. Рассмотрим такие рефлексы, как чихание и кашель.

   Пыль или вещества с резким запахом, попадая в носовую полость, раздражают рецепторы, расположенные в её слизистой оболочке. Возникает защитный рефлекс – чихание – сильный и быстрый рефлекторный выход через ноздри. Благодаря ему из носовой полости удаляются раздражающие её вещества. Накопившаяся в носовой полости слизь при насморке вызывает такую же реакцию. Кашель  - это резкий рефлекторный выдох через рот, возникающий при раздражении гортани.

 

 

 

 

 

 

  1. Возрастные особенности строения и функции пищеварительного аппетита.

Строение  пищеварительного канала

Пищеварительный канал  состоит из системы органов, которые  производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание. У человека пищеварительный канал  имеет вид трубки длиной 8-10 м. Стенка пищеварительной трубки состоит из трех слоев: внутреннего (слизистой оболочки), среднего (мышечной оболочки) и наружного (соединительно-тканной, или серозной, оболочки). Гладкая мышечная ткань средней оболочки имеет два слоя: внутренний – круговой и наружный – продольный. В пищеварительном канале различают следующие отделы:

а) ротовая полость;

б) глотка;

в) пищевод;

г) желудок;

д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;

е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.

В полость пищеварительного канала поступают пищеварительные  соки, образуемые железами. Часть желез  расположена в самом пищеварительном  канале; крупные железы находятся  вне его, и вырабатываемые ими  пищеварительные соки попадают в  его полость по выводным протокам.

Переваривание пищи начинается в ротовой полости, где  происходит механическое раздробление и измельчение пищи при ее пережевывании. В ротовой полости помещаются язык и зубы. Язык – подвижный  мышечный орган, покрытый слизистой  оболочкой, богато снабженный сосудами и нервами.

Язык передвигает  пищу в процессе жевания, служит органом  вкуса и речи.

Зубы измельчают пищу; кроме того, они принимают  участие в формировании звуков речи. По функции и форме различают  резцы, клыки, малые и большие  коренные зубы. У взрослого человека 32 зуба: в каждой половине верхней  и нижней челюстей развиваются 2 резца, 1 клык, 2 малых коренных и 3 больших  коренных зуба.

Зубы закладываются  еще в утробном периоде и развиваются  в толще челюсти. У ребенка  на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться  молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее  в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего  первыми прорезываются средние  резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние  боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.

В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену  им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов  рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие  коренные, или зубы мудрости, вырастают  без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается  к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой  задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.

Измельченная механически  пища в полости рта смешивается  со слюной. В ротовую полость открываются  протоки трех пар крупных слюнных  желез: околоушные, поднижнечелюстные  и подъязычные. Кроме того, почти  по всей слизистой оболочке ротовой  полости и языка расположены  мелкие слюнные железки. Интенсивное  слюноотделение начинается с появлением молочных зубов.

В слюне содержится фермент амилаза, расщепляющий полисахариды до декстринов, а затем до мальтазы и глюкозы. Белок слюны муцин  делает слюну клейкой. Благодаря  муцину пропитанная слюной пища легче  проглатывается. В составе слюны  есть вещество белковой природы –  лизоцим, обладающий бактерицидным  действием.

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей  отделяется до 800 куб. см слюны.

Пищевод. Пища, измельченная в ротовой полости и пропитанная слюной, сформованная в пищевые комки, через зев поступает в глотку, а из нее – в пищевод. Пищевод – мышечная трубка длиной у взрослого человека около 25 см. Внутренняя оболочка пищевода – слизистая, покрыта многослойным плоским эпителием с признаками ороговения в верхних слоях. Эпителий защищает пищевод при движении по нему грубого пищевого комка. Слизистая оболочка образует глубокие продольные складки, что позволяет пищеводу сильно расширяться при прохождении пищевого комка.

 

У детей слизистая  оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных  – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

 

Особенности пищеварения  в желудке. Желудок – наиболее расширенная часть пищеварительной системы. Он имеет вид изогнутого мешка, вмещающего до 2 л пищи.

Расположен желудок в брюшной  полости асимметрично: большая его  часть находится слева, а меньшая  – справа от срединной плоскости  тела. Выпуклый нижний край желудка  – большая кривизна, короткий вогнутый край – малая кривизна. В желудке  различают вход (кардиальная часть), дно (фундальная часть) и выход (пилорическая, или привратниковая, часть). Привратник открывается в двенадцатиперстную кишку.

Изнутри желудок выстлан слизистой  оболочкой, образующей множество складок. В толще слизистой оболочки находятся  железы, которые вырабатывают желудочный сок. Различают три типа клеток желудочных желез: главные (вырабатывают ферменты желудочного сока), обкладочные (вырабатывают соляную кислоту), добавочные (вырабатывают слизь).

Желудочный сок человека – бесцветная жидкость кислой реакции, в состав которой  входят соляная кислота (0,5 %), ферменты, минеральные вещества и слизи. Последние предохраняют слизистую оболочку желудка от механических и химических повреждений. Соляная кислота убивает бактерии, попадающие в желудок, размягчает волокнистую пищу, вызывает набухание белков и способствует активированию пищеварительного фермента пепсина. За сутки у взрослого человека отделяется 1,2–2 л желудочного сока.

Информация о работе Возврастная анатомия, физиология и гигиена