Техногенный риск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Быстрое развитие техногенных объектов является неотъемлемой чертой современного этапа развития человечества. Их эксплуатация позволяет решать многочисленные задачи повышения уровня и качества жизни людей, обеспечения безопасности индивидуумов, сообществ и государств. В то же время сооружение, эксплуатация и демонтаж техногенных объектов в свою очередь порождают факторы опасности, обусловливающие возможность негативного воздействия на людей и окружающую природную среду. Многие экологические проблемы современности связаны с резким ростом производства и потребления энергии, использованием ядерной энергии, экстенсивным использованием вредных химический веществ.

Содержание работы

Особенности рисков, связанных с техногенными объектами……………………………..….…..4
Основные типы природно-техногенных аварий и катастроф………… ……………………...….5
Источники техногенных рисков…………………………………………………………….…..….9
Риски при техногенных и природных катастрофах…………………………………….………..10
Концепция физико-химических основ идентификации потенциальных
источников опасности……………………………………………………………………………....12
Риски при аварийных состояниях…………………………………………………..…………...…18
Ресурс и безопасность несущих конструкций по критериям прочности,
долговечности и механики разрушения………………………………………………………..….20
Диагностика и контроль запроектных аварий на АЭС………………………….…………….....22
Системы контроля и диагностирования оборудования добычи
нефти и газа, магистральных газонефтепроводов……………………………………………...…24
Анализ риска…………………………………………………………………………..………..…...27
Оценка риска………………………………………………………………………..………..……...42
Основной метододический инструментарий……………………………………..…………….....43
Управление риском………………………………………………………………….…………....…53
Критерии управления риском………………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

Ноксология реферат.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Политика  в области управления риском (безопасностью) должна предусматривать действия в четырех основных направлениях:

    • разработка системы соответствующих целей политики, критериев и показателей, определяющих степень достижения этих целей;
    • разработка, совершенствование и внедрение методов управления и достижение провозглашенных целей, критериев и показателей;
    • разработка системы законодательства и системы государственно-территориального управления безопасностью населения и окружающей среды;
    • разработка политики России по поэтапному решению проблем, связанных с трансрегиональными и трансграничными переносами опасностей и глобальным воздействии на природу и население Земли.

Все четыре направления  тесно взаимоувязаны, и проведение в жизнь новой политики требует достаточно полной их согласованности.

Современный уровень техники и технологии на фоне роста общественного самосознания и развития демократических форм социально-политического и государственного устройства в России заставляет пересмотреть существующую практику и подходы к обеспечению безопасности на основе следующих принципов:

    • приоритет создания благоприятной для жизни человека и общества в целом окружающей среды в ходе социально-экономического развития;
    • переориентация сегодняшней политики, сконцентрированной на контроле "источника опасности", на политику, направленную и на контроль "воздействия источника на человека и окружающую среду";
    • переход от концепции "абсолютной безопасности" к концепции "приемлемого уровня безопасности";
    • максимально возможное развитие и использование в федеральной и региональной деятельности по управлению риском методов комплексного анализа риска;
    • устранение в первую очередь причин возникновения проблемных ситуаций в экологической обстановке, а не только борьба с последствиями этих причин;
    • реализация в регионах и Федерации в целом такой политики управления безопасностью, которая соответствует их социально-экономическому состоянию и уровню опасностей;
    • установление норм природопользования, обеспечивающих удовлетворение потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений;
    • разделение ответственности по обеспечению безопасности между федеральными и региональными властями с переносом центра тяжести на управление безопасностью непосредственно в регионы;
    • иерархически обоснованная (государство, республика, область и т. д.) поддержка мероприятий по ликвидации угрозы жизни человека и оздоровлении среды обитания;
    • реализация такой федеральной политики, которая будет способствовать сближению уровней безопасности в регионах;
    • установление и реализация принципа ответственности за межрегиональные и меж- государственные переносы опасностей;
    • соблюдение принципов и механизмов управления глобальными опасностями, принятыми федеральными властями;
    • обеспечение социально-психологического восприятия населением политики по обеспечению его безопасности; обеспечение правовыми и экономическими средствами деятельности по управлению безопасностью и согласование их с гражданским правом;
    • разрешительный порядок осуществления производственной и другой деятельности, создающей потенциальную угрозу безопасности населения и окружающей среде.

 

 

КРИТЕРИИ  УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ

Виды опасного воздействия можно подразделить на три категории:

(1) экологическое воздействие—человеческая деятельность, а также стихийные природные бедствия и катастрофы, в результате которых изменяется окружающая среда и вследствие этого условия существования человека и общества;

(2) техногенное воздействие — деятельность техногенных объектов (помимо военной и криминальной), непосредственно приводящая к ухудшению состояния человека и окружающей среды;

(3) природное воздействие—природные процессы, непосредственно приводящие к ухудшениям состояния человека и окружающей среды. В данной главе не обсуждаются вопросы природного риска.

В существующей сегодня системе управления в  качестве критериев экологической безопасности для населения используются "предельно допустимые концентрации" (ПДК) и "предельно допустимые уровни" (ПДУ) опасных веществ и воздействий, а также соответствующие им предельно допустимые выбросы и сбросы (ПДВ и ПДС).

Критерии  экологической безопасности по отношению  к окружающей среде частично определены только для некоторых природных сред, а критерии по допустимым пределам использования природной среды для народно-хозяйственных нужд не определены. В качестве методов регулирования используются плата за ресурсы и плата за землю. Критериями безопасности техногенного воздействия при авариях служат требования и нормы по безопасности при проектировании, размещении и эксплуатации. Отсутствие многих критериев и невозможность использования части существующих не позволяют в настоящее время обеспечить оптимальное управление безопасностью.

Отметим следующие  недостатки существующих критериев  и подходов к управлению:

1. Использующийся до  сих пор подход, требующий обеспечения  "абсолютной безопасности" для человека и окружающей среды, нереализуем и ненаучен. Попытка следовать этому принципу приводит к невозможности управления безопасностью. Должна быть определена мера приемлемой безопасности.

  1. Систем критериев, определяющая "безопасное состояние окружающей среды (ПДК, ПДУ и соответствующие им нормативы ПДВ, ПДС, ВДВ, ВДС и т. п.) несовершенна и не позволяет:
  • определять меру воздействия на человека в тех случаях, когда эти критерии превышены, и, следовательно, величину ущерба, наносимого населению;
  • учитывать воздействие опасных веществ с беспороговым воздействием;
  • определять суммарный эффект при воздействии опасностей разной природы (ионизирующие, неионизирующие излучения, шумы, вещества с беспороговым воздействием, вещества с пороговым воздействием при превышении порогового уровня и т. д.);
  • Оценивать суммарный ПДК для веществ с разными каналами воздействия.
  1. Отсутствует научно обоснованный метод назначения ВДВ и ВДС.
  1. Отсутствуют критерии допустимого воздействия техногенных объектов и природных опасностей при авариях и катастрофах на человека и 
    окружающую среду.
  2. Степень допустимого воздействия и критерии безопасности для 
    медленно протекающих природных процессов не определены. В качестве 
    ориентира используются карты опасностей.
  3. Не определенны критерии допустимого социально-психологического воздействия при наличии постоянных и/или потенциальных опасностей.
  4. Отсутствие вышеперечисленных критериев не дает возможности 
    сравнивать величины разных опасностей и выявлять наиболее значимые.
  5. Не определена конечная цель экологической политики и ее количественный критерий (критерии), например, обеспечение роста ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (ОПЖ), уменьшение величины "недожития" до существующего уровня ОПЖ и дифференциация этих возможных критериев по демографическому составу (снижение уровня заболеваемости, допустимая мера воздействия на окружающую среду и т.д.).

9.  Отсутствуют принципы и критерии, в соответствии с которыми 
органы власти и руководители опасных объектов должны расходовать средства на предотвращение сокращения ОПЖ, то есть на уменьшение опасностей, создаваемых техногенными и природными объектами.

В новых условиях политического и государственного устройства и изменения экономики страны центр тяжести деятельности, в том числе и по обеспечению безопасности населения и окружающей среды, перемещается в регионы, которые должны проводить ее в соответствии со сложившимися в регионе социально-экономическими и экологически 
ми условиями. Большинство перечисленных выше недостатков экологической политики присущи не только России, но и большинству стран мира, хотя для многих стран по разным причинам они менее существенны.

Существует  ряд проблем, связанных с установлением  количественного значения приемлемой безопасности. Одна из них — недостаточность показателей, определяющих допустимый уровень воздействия при воздействиях различного характера. Не для всех опасных веществ и воздействий можно назначить ПДК или ПДУ; в первую очередь это относится к веществам и воздействиям беспорогового характера, а также к воздействиям вероятностного характера — авариям и катастрофам. Неясно, как поступать при превышении ПДК, ПДУ. В случаях превышения ПДК и ПДУ и воздействия других опасностей непорогового характера необходимо при установлении величины приемлемой безопасности учитывать их совокупное воздействие. В настоящее время это делается экспертно, без необходимого научно-экономического обоснования. В случае превышения ПДК — путем назначения ВПВ и ВДС; для воздействий другого характера (пожары, транспортные ущербы) — путем учета эффективности затрат на предотвращение ущерба. Однако все эти методы пока не позволяют реализовать учет совокупного воздействия на население и окружающую среду и тем самым сравнить эти воздействия по величине и выделить определяющие.

Наиболее  многообещающим методом для решения этих проблем является метод анализа полного риска и установление значения ПР.

Уровень приемлемой безопасности или уровень ПР как  критерия управления должен устанавливаться для разных уровней управления:

    1. для уровня государственного управления — как критерий, определяющий оптимальные усредненные затраты на безопасность;
    2. для уровня региона — как критерий, также определяющий оптимальные усредненные затраты;
    3. <li class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" margin-left: 0pt; margin-right: 0pt; text-align: ju

Информация о работе Техногенный риск