Шпаргалка по "Антропологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Антропологии"

Файлы: 6 файлов

13-16.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)


13.              Основные положения трудовой теории антропогенеза, ее значение. Основные направления и перспективы дальнейшего развития Ноmo sapiens?

Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса

Роль социальных факторов в эволюции человека и возможные пути возникновения человеческого общества раскрыл Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» 1896 г. (1873-1876).

       Основу концепции составляет понятие о труде, как основном условии всей человеческой жизни, решающем факторе в становлении человека (гоминизации). Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей, а глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей.

Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда, с помощью которых он изменяет среду обитания, сам производит необходимое.

Ф.Энгельс установил последовательность этапов гоминизации, утверждая скачкообразный ход эволюции – единство прерывистого и непрерывного:

  1. Обретение прямохождения (решающий факт) – освобождение руки как условие перехода к трудовой деятельности.
  2. Развитие руки как органа и продукта труда. Эволюция руки шла путем естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, позволило приспособиться к среде и обрести превосходство над другими видами животных.
  3. Формирование речи как способа общения в процессе совместной трудовой деятельности и развитие мозга, человеческого мышления как следствия общественного развития труда.

       В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи. Первопричиной возникновения языка послужил общественно-трудовой процесс.

       Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству».

       Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к  дальнейшему развитию»

 

большинство специалистов в области эволюционной биологии полагают, что человек будет становиться всё менее мускулистым, поскольку условия жизни по мере развития цивилизации предъявляют всё более скромные требования к скелетно-мышечному аппарату. На протяжении миллионов лет эволюция превращала человека в прямоходящее существо. Теперь же нам приходится много сидеть, и мы расплачиваемся за это болями в спине, ущемлением или выпадением межпозвоночных дисков. Однако поскольку этот недуг не уменьшает шансов на продолжение рода, вряд ли можно рассчитывать на то, что эволюция позволит нам со временем приспособиться к сидячему образу жизни. Точно так же и острота зрения сегодня уже не является критерием естественного отбора, поэтому и в этом вопросе надеяться на помощь эволюции не стоит, лучше обзавестись очками. Зато во многих регионах мира растёт доля людей, невосприимчивых к возбудителям некоторых смертельно опасных заболеваний. В то же время Джей Сток подчёркивает, что всё большее значение в эволюции человека обретают культурные, социальные и технические факторы. Как известно, рождение новых социально-экономических формаций связано с появлением новых технологий и изменением характера труда. Вторая половина XX века отмечена рождением новых орудий труда - Динамических Моделей Нового типа, заменяющих и усиливающих интеллектуальный труд компьютеров и динамических интеллектуальных автоматов. Мир мыслей и мир технических устройств слились. В форме компьютера человеческий мозг получил как бы свое "продолжение". Новый уровень развития орудий труда естественно ведет к резкому изменению характера труда и становлению новой социально-экономической формации - "информационного" общества. Определяющим фактором информационного общества должна стать объективная информация и уровень развития информационных технологий.

Современные данные подтверждают теорию Ф. Энгельса.

На протяжении миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной деятельности, более смекалистых, с более ловкими руками. На каждом этапе антропогенеза останкам ископаемых людей сопутствуют остатки орудий труда той или иной степени сложности.

Современная антропология выясняет: каким образом произошел переход к прямохождению и гоминизации в целом

Предпосылки антропогенеза

       Прямохождение сформировалось в результате перехода к наземному образу жизни общих предков человека и человекообразных обезьян (стадные узконосые обезьяны - поздние дриопитеки, жившие на деревьях в тропических лесах), вызванного похолоданием климата и вытеснением лесов степями.

       Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали перестройку дугообразного позвоночного столба, свойственного всем четвероногим животным, на S-образный, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное - передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.

       Переход от использования предметов к изготовлению орудий труда охоты и рыболовства способствовал приобщению к более калорийной мясной пище. Приготовление пищи на огне уменьшило нагрузку на жевательный и пищеварительный аппараты, что привело к постепенному исчезновению в процессе отбора теменного гребня (крепление жевательных мышц), укорочению кишечника.

       Стадный образ жизни по мере развития трудовой деятельности и необходимости обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Медленный отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой аппарат обезьян в органы речи человека.

       Труд, а затем и членораздельная речь - те факторы, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию мозга и органов чувств человека, что в свою очередь, привело к усложнению трудовой деятельности.

       Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, развивалась членораздельная речь.

       Переход к прямохождению, стадный образ жизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование предметов в качестве орудий для охоты и защиты — те предпосылки очеловечивания, на основе которых развивались и совершенствовались трудовая деятельность, речь и мышление.

 

14. Основные положения симиальной теории антропогенеза. Движущие силы антропосоциогенеза. Вклад в изучение вопросов происхождения и эволюции человека Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина.

Вопрос о происхождении человека является одним из самых важных и сложных для современной науки.

Долгое время научные знания были слишком отрывистыми и неполными, чтобы решить проблему происхождения человека. Но даже сегодня, имея немало научных доказательств эволюционного происхождения человека этот вопрос остаётся открытым.

Предпосылки развития эволюционной теории происхождения человека

       Философы античности высказывали мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр), о сходстве человека и обезьяны (Ганнон из Карфагена, К. Гален).

       В верованиях многих первобытных племен распространены представления о происхождении человека от животных и даже растений (тотемы).

       Выдающийся фр. учёный Жан Батист Ламарк (01.08.1744 – 18.12.1829) допускал возможность происхождения человека от древней человекообразной обезьяны, которая перешла к новому образу жизни в связи с изменениями окружающей обстановки («Философия зоологии»).

       Начиная с 19 века в науке господствует эволюционная теория происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян (симиальная теория антропогенеза (лат. simia - обезьяна), разработанная Чарльзом Робертом Дарвином (1871 г.(1857)).

•          Чарлз Роберт Дарвин (12.02.1809 г. – 19.04.1882 г.) – английский естествоиспытатель, основатель учения об эволюции органического мира впервые научно доказал естественное  природное происхождение человека

•          аргументировал генетическую связь человека как биологического вида с высшими млекопитающими («Происхождение человека и половой отбор» 1871 г., «Выражение эмоций у человека и животных» 1872 г.).

•          собрал доказательства  из различных областей современной ему науки: сравнительной анатомии и физиологии, эмбриологии, патологии и паразитологии, систематики, биогеографии и геологии, археологии

     и палеонтологии

•          руководствовался (впервые в истории биологии !) данными, полученными хозяйственной практикой, особенно селекции.

Ч. Дарвин, разработав учение об эволюции органического мира, смог разрешить три основные проблемы в естествознании нерешённые его предшественниками и совершить переворот в биологической науке:

 

       Первая – проблема превращения одной органической формы в другую (отсутствовали доказательства возникновения видов).

       Вторая – проблема целесообразности органических существ (новые виды оказываются приспособленными к окружающей среде, хотя целесообразность считалась абсолютной и изначальной, данной раз и навсегда).

       Третья – проблема движущих сил и факторов эволюции (не могли быть научно объяснены).

Движущим фактором эволюции живых организмов (и человека, особенно на ранних этапах развития), является естественный отбор в результате которого выживают или оставляют потомство наиболее приспособленные к тем или иным условиям особи.

•          Естественный отбор осуществляется в результате борьбы за существование (внутривидовой, межвидовой и с неживой природой), которая возникает из-за ограниченности ресурсов и неограниченной способности особей к размножению, а также неоднородности организмов.

•          Материалом для отбора служит наследственная (индивидуальная, неопределённая, мутационная) изменчивость.

•          Изменчивость, обусловленная прямым влиянием внешней среды на организм (групповая, определённая, модификационная), для эволюции не имеет значения, поскольку по наследству не передаётся.

Симиальная теория антропогенеза Ч. Дарвина

Человек произошёл от высокоразвитой ископаемой человекообразной обезьяны путём постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Человек представляет собой последнее высокоорганизованное звено цепи развития живых существ и имеет общих предков с человекообразными обезьянами.

    Ч. Дарвин допускал возможность и других путей приобретения свойственных человеку особенностей: половой отбор между самцами (самками) за возможность вступить в размножение и усиленное упражнение («употребления или неупотребление различных частей тела»); указывал на роль общественных привычек в формировании нравственных принципов, но был далёк от концепции антропосоциогенеза и признании решающей роли труда, социальных факторов в возникновении человека.

 

В своих работах Дарвин пришёл к выводу, что превосходство человека над животными объясняется не одним каким-то свойством (например речью), а комплексом свойств – прямохождение, орудийная трудовая деятельность, речь и главное умственные способности, которые делают возможным появление всех остальных свойств и качеств.

 

Ч. Дарвин доказал происхождение человека как биологического вида, но не объяснил проблему сущности человека и социальных аспектов его происхождения.

 

Движущие силы антропосоциогенеза

Специфика биологической организации человека заключается в социальной опосредованности развития основных систем очеловечивания. Становление человека происходило в тесной связи с развитием общества – социогенезом.

       В эволюции человека важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения.

       «Направление» естественному отбору на ранних стадиях антропогенеза придавал общественный труд. При этом закреплялись изменения, которые вели к социализации и благоприятствовали прогрессу трудовой деятельности и развитию общества. В свою очередь общество возникло в силу необходимости, под влиянием преимуществ, которые давал общественный труд.

Впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора.

Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков - хранителей информации о способах выжить (приемы охоты, изготовление орудий и т.п.). Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя семьи, племени.

Качественное своеобразие эволюции человека заключается в все возрастающей роли социальных отношений. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения.

 

15. Прародина человека и подтверждающие ее природно-экологические факторы. Основные гипотезы происхождения Homo sapiens; сильные и слабые стороны теорий моно- и полицентризма.

 

Основные концепции прародины человека

       Концепция моноцентризма («миграционная») предполагает происхождение Н. sapiens в одном центре с последующим расселением.

       Концепция полицентризма («эволюционная»)   не исключает возможности происхождения Н.sapiens в нескольких (обычно от 2 до 4-5) центрах с культурно-генетической преемственностью между древним и современным человеком.

       Гипотеза «широкого моноцентризма» (Я.Я. Рогинский, 1947) – предполагает происхождение сапиенса на одной обширной территории Средиземноморья.

       Современный вариант моноцентризма – гипотеза африканской (афро-европейской) прародины (А.Уилсон и др., 1980, США) – утверждает происхождение неоантропов на территории Африки (южнее Сахары) около 0,2 млн л.н. и дальнейшую их миграцию около 0,1 млн л.н. в Европу (непосредственно или через Переднюю Азию) и далее на Восток.

Информация о работе Шпаргалка по "Антропологии"