Шпаргалка по "Социальная антропология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 02:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная антропология".

Файлы: 1 файл

0085769_E7BC6_shpargalki_po_socialnoy_antropologii.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

Б1(1) Предметное поле соц антропологии,ее связь с  др науками

Объектом социальной антропологии является человек, жизнедеятельность  которого протекает совместно с  другими, в обществе как социокультурной  системе. Следовательно, в объект этой дисциплины включается также (природное, социальное и искусственное окружение человека) культура. Ее предметом являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Окружение изучается в функциональных и символических аспектах. 

Психология изучает, как  известно, разделяемые членами общества психические характеристики, т.е. личностные черты, стереотипы поведения и восприятия, психические отклонения, типичные характеры. Если объект психологии – индивид, то необходимо развитие новой дисциплины, объектом которой должно выступать поведенческое взаимодействие индивида со средой. Если среда понимается лишь как социальная(т.е. человеческое окружение индивида), то диаду «индивид-среда» изучает социальная психология. К настоящему времени она является наиболее развитой из всех психологических дисциплин в нашей стране. В отсутствие социальной антропологи как науки социальная психология взяла на себя ряд её функций. Поэтому некоторые знания, добытые в области взаимодействия индивид со средой (культурной) антропологии. Особенно это относится к вопросам ролевого, нормативного и отклоняющегося поведения человека.

 В объект социальной  антропологии входит также географическая  среда формирования и развития той или иной культуры.

Сейчас развивается  частная научная дисциплина, называемая геокультурологией. Обнаруживаются серьёзные  особенности степной, лесной и горной культур, что немаловажно для  социальной антропологии, ориентированной  на изучение культур народов нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1(2) Факторы  разнообразия людей.Роль генетического  и социокультурного наследования в  расслоении общества

Разнообразие людей  коренится в биологии человека –  мы рождаемся с разными генами. Именно она создала и возможность человеческого общества, и его необходимость. Разнообразие людей и изменчивость такого разнообразия возможны лишь в обществе и через общество. Факторы человеческого разнообразия являются наследственность и среда.  Думая о разнообразии людей основным  различием с точки зрения генетики является различие между генотипом («программой» эволюции организма) и фенотипом (всеми проявлениями организма, включающими в себя его морфологию, физиологию и поведение в конкретные моменты его жизни). Есть несколько ошибок:

а) гены определяют фенотип,

б) гены определяют предельные возможности,

в) гены определяют предрасположенности.

1) Восприятие, место и  характер работы, социальный опыт  приводят к различиям в фенотипах.

2)Теорией «Пустых ячеек»: генотип, мол, определяет количество и размер ячеек, а опыт наполняет их содержанием. Среда может выступать при таком понимании лишь как «обедненная» или «обогащенная» с точки зрения возможности заполнения ячеек, заданных заранее, при рождении.

3)Идея предрасположенности  (например, к полноте или худобе человека) предлагает, что тенденции проявляется в нормальных условиях. В отношении человека «нормальные средовые условия» выглядят чрезвычайно расплывчато и здесь не помогают даже средние величины для популяции, взятые как эталоны.

Расы- подразделения вида «человек разумный». Расы характеризуются общими наследственными физическими особенностями. Различают негроидную, европейскую и монголоидную расы.

Если отдавать приоритет  цвету кожи, то сами термины неточно  описывают цвет. По этой классификации целые народы остаются вне её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б2(1)Парадигмы  культуроантропологи- ческого познания

Научные парадигмы являются моделями объяснения и интерпретации  поведения изучаемого объекта: природного, социального, психологического или культурного явления.

  Диалектическая парадигма.  Диалектика перехода культуры  из одной формы в другую  посредством активности человека(группы). Диалектическая парадигма помогает  понять культуру и как организм, и как продукт деятельности  людей (статический и динамический срезы культуры).

  Структурно – функциональная  парадигма, позволяющая понять  и объяснить порождение и функционирование  форм и структур социального  взаимодействия. Объяснения возможны  с позиций потребностей, социального  действия, социальной системы.

   Структуралистская  парадигма, помогает исследовать  символическую организацию культуры, т.е. трансформацию стимулов во  внутренние концепты, а последних  в знаки и значения. Структуралистская  парадигма объяснения культуры  позволяет утверждать, что опыт лишь тогда переходит в область культуры, когда он осмыслен, обозначен, представлен и нормирован в семиотическом поле.

   Феноменологическая  парадигма. Применяется для описания  целостных явлений.

1 наука о предметах  опыта (Ламберг), она изучает принципы чувственности;

2 «негативная наука», содержащая критику чистого разума (Кант);

3 учение о становлении  знания (Фихте), изучение наличных  форм сознания (Гегель);

     инвайроментальная  парадигма применяется при описании  и объяснении взаимоотношений человека и его среды (природной, социальной). А сейчас парадигма актуализируется в связи с кризисом природной среды человеческого существования – состоянием экологии.

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Б2(2) Менталитет. Его функции и место в системе общественного сознания и коллективного подсознательного

Менталитет(понятие введено  Льюисом Левебрюлем  - основоположником школы) – особенности мышления, мировосприятия свойственные представителям крупных  этнических групп. Менталитет определяет предрасположенность индивида, определенным образом мыслить, воспринимать окружающий мир, принимать или отвергать определенные культурные коды. Менталитет (в полной мере) в полном объеме проявляется лишь в массовом поведении людей. В индивидуальном сознании ментальность( индивидуальное проявление менталитета) – базовые константы могут варьироваться в широком диапозоне. В менталитете заложены как особенности климата, ландшафта, так и особенности соц. Истории того или иного гос-ва.

Рос. Менталитет – ментальные комплексы: 1 долготерпимость. Позитив: в тяжелых условиях Российский человек обладает колоссальным адаптационным ресурсом и способен выжить.

Негатив – способность  к адаптации, значительно снижает  соц. импульс человека к переменам.

Долготерпимость – становится почвой для соц. пассивности.

Силовой комплекс – суть: в основе самоутверждения чел. и  его отношения с др. людьми лежит  сила. Сила: физическая, сила власти, сила распоряжения опр. благами, сила идей и  традиций.

Ментальный комплекс вождя – стремление русского человека к лидеру харизматического плана.

Следствие культа вождя  – подавление индивидуального чел. Я интересам коллектива и гос-ва. В итоге Рос. Человек воспринимается не как личность, а как часть  коллектива (общины или гос-ва).

Эти все ментальные комплексы порождают противоречивый национальный характер русского человека, кот. может быть понят только через породоксальность: соединение несовместимых противоположностей.С одной стороны смирение и долготерпимость, с др. – русский бунт, требующий справедливости. С одной стороны важность любви и свободы (ценности), а с другой – склонность к рабству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Б3(1) Современные представления о  происхождении и морфологической  эволюции человека

Древопитеки (в лесах  древней Африки) возникли 20 млн. лет назад.

= 9 млн. лет назад  появляются австралопитеки, большой  объем мозга = 650 – 680 мл куб,  более развитые кости рук, развитая  тазовая кость.

= 4 млн лет назад  обнаружен Эмилем Девца на  острове Ярк – пятикантроп  близкий мнантроп (на территории Китая): прямоходячие. На их стоянках были впервые обнаружены следы материальной культуры (каменные орудия труда и остатки золы), большой объем мозга 1350 мл куб.

=300 000 лет назад – неардельтальцы (пещера Неондынтарь – Франция): приближаются к современному чел. 1450 мл куб мозг; развиваются орудия труда; на стоянках обнаружены кремниевые орудия труда; обнаружены первые следы духовной культуры (наскальная живопись; резные фигуры из камня и дерева, в основном женские).

=50 000 лет назад – оледенение и после него появляются кромоненцы: мозг 1350 мл куб; развитая сфера деятельности, рыболовство, охота и др.; разные орудия труда; технология строительства жилища; расширилась территория их проживания,  вышли на равнину и создана предпосылка к неолитической революции (от присваивающей экономики к производящей; от рыболовства, собирательства к пастушеству, земледелию).

Факторы эволюции:

1 постоянное увеличение  объема мозга за счет его  верхней части

2 прямохождение и развитие  кистей рук для трудовой деятельности

3 совершенствование орудий  труда

4 изменение семейно-брачных  отношений

Стадо обезьян основывается на эндогамии – способ организации  семейно-брачных отношений внутри стада. В процессе антропогинеза  гоминиды перешли к экзогамии  – способ организации семейно-брачных отношений с членами др. общин. Табу на кровосмешение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Б3(2) Атрибуты жизненной среды чел

Атрибуты  жизненной  среды человека :

1.пространство – у  человека, как и у животных, есть  свои охранные зоны и территории. Если мы поймем их смысл и изучим их, то более точно сможем организовать свою жизненную среду.

Интимная зона – самая  главная из всех зон, поскольку именно ее человек охраняет словно свою собственность. В эту зону могут проникать  лишь дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники, т.е. те, кто находится в тесном эмоциональном контакте с человеком. В этой зоне выделяется сверхинтимная подзона радиусом в 15см, в которую можно проникнуть лишь посредством физического контакта.

 Личная зона – это расстояние, которое обычно разделяет людей, собравшихся вместе по какому –либо поводу: на официальном приеме, дружеской вечеринке, спектакле.

Социальная зона -  это расстояние мы принимаем и  охраняем в обществе с людьми, которых  знаем не очень хорошо. Социальная зона характерна для общения людей, расположенных на различных уровнях социальной (профессиональной, должностной) пирамиды.

Общественная зона: когда  мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

2 Время – позволяет  регламентировать, синхронизировать  и тем самым упорядочивать  совместную жизнь людей в среде  обитания. Оно необратимо, т.е. течет  лишь в одном направлении: из  прошлого в будущее.

На уровне конкретной жизненной среды время является абсолютной величиной, поскольку для того, чтобы оно  объективно изменилось, необходимо, чтобы эта среда двигалась со скоростью, близкой к скорости света. Время на этом уровне объективно, оно не зависит от чьих-либо желаний. Именно это его свойство  позволяет синхронизировать процессы, протекающие в жизненной среде, организуя взаимодействие людей по месту и времени. Существуют единицы и системы его измерения: эра, век, год, месяц, неделя, сутки. В плане же восприятия времени, обусловленного переживаниями человека, оно является относительной величиной. «Счастливые часов не наблюдают» - суждение, основанное на верных наблюдениях. Психологическое время весьма отличается от астрономического: оно связано с внутренним миром человека и зависит от его состояния. Время течет медленно, когда человек ждет кого-либо.

     Для организации  жизненной среды людей необходимо  знать одну простую истину  – всякая экономия сводится  к экономии людьми своего времени.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б4(1) Современные концепции антропогенеза

Концепции отвечают на вопрос: Что является источником развития биологических видов? (теория Дарвина –« происхождение видов путем естественного отбора» 1860).

Суть концепции Дарвина: между биологическими видами существует борьба за ограниченные природные ресурсы. Более высокие возможности имеет биол. вид, кот. появился после объединения.

Адаптационный ресурс чел. позволяет приспосабливаться к  различным биологическим процессам. Проживание человека не ограничено территориально.

           Спорные вопросы:

1 Что выделяет человека от обезьяны

2 не найдено переходных  видов от обезьяны к человеку

3 мы не наблюдаем  равномерного развития человека

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная антропология"