Валютное регулирование в Евросоюзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Международные валютно-кредитные отношения как особые социальные отношения в сфере международных экономических отношений являются важной интегральной частью всемирного хозяйства. Они включают функционирование различных по своей социально-экономической природе региональных и других международных валютных систем, деятельность национальных, региональных и международных валютно-кредитных институтов, оказывают непосредственное влияние на мировую торговлю, производственные, научно-технические, инвестиционные и другие формы сотрудничества государств и, в конечном счете, на решение экономических задач в странах и отдельных регионах мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Международные валютные отношения и валютные системы 6
1.1 Понятие валютных отношений и валютных систем. Мировая валютная система 6
1.2 Виды валютных систем 8
2.Анализ валютного регулирования в ЕС 12
2.1 Этапы создания европейской валютной системы 12
2.2 Цели создания ЭВС 17
2.3 Организационная структура, цели и функции европейской системы центральных банков 18
3.Перспективы развития валютного регулирования в Европейском Союзе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

В основы функционирования ЭВС входят такие вопросы, как: проведение общей  внешней политики, политики безопасности, а именно: внутренние дела, юстиция  и пограничный контроль, в которых Европейское Сообщество уже накопило значительный опыт и где достигнуты ощутимые успехи. Все 11 участников ЭВС добровольно делегируют ряд суверенных прав, а именно проведение валютной, эмиссионной, бюджетной, налоговой политики, единым органам ЕС для решения этих вопросов на централизованном или коммуникативном уровне.

Так, общая экономическая  политика нужна, чтобы сформировать единое экономическое пространство, в рамках которого компании и население  повсюду имели бы одинаковые условия  для хозяйственной деятельности. А для хозяйственной деятельности  нужна общая валютно-финансовая, политика и денежная единица. Поэтому сам валютный союз немыслим без общей экономической политики, так как единая валюта не сможет функционировать при существенно отличающихся друг от друга национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.

Еще только начиная работу по созданию проекта экономического и валютного союза, все участвующие  комитеты были единодушны в вопросе  о конечной цели ЭВС, которая состояла в том, чтобы:

- полностью либерализовать  движения капиталов в так называемой "зоне евро";

- полностью интегрировать  финансовые рынки;

- иметь полную и  необратимую конвертируемость всех  валют, основанную на не подлежащей  пересмотру фиксации валютных  паритетов. Причем это должно быть достигнуто путем отмены лимитов колебаний внутри Европейской валютной системы и в конечном итоге замены национальных валют единой валютой;

-  формирование единого  рынка, который был бы сопоставим  с рынками США и Японии;

-  устранение валютных рисков для упрощения и стимулирования торговли;

-  ускорить процесс  унификации в рыночной практике;

-  увеличение прозрачности  в процессе ценообразования;

2.3 Организационная структура, цели и функции европейской системы центральных банков

 

Первым финансовым учреждением, которое регулировало единую денежную систему стран Европейского Союза, был Европейский валютный институт (ЕВИ), начавший работать с 1 января 1994 г. Европейский валютный институт, созданный в соответствии с Маастрихтским  договором, заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне. Главными задачами, которые ставил перед собой ЕВИ, были:

-координация монетарной  политики центральных банков  стран — членов ЕС;

-контроль за функционированием европейской валютной системы;

-подготовка к организации  Европейской системы центральных  банков и переходу к единой  валюте — евро;

-повышение эффективности  общеевропейской системы расчетов;

-управление официальными  валютными резервами по желанию  банков.

Административными органами ЕВИ являлись: президент, генеральный  директор, совет в составе президента ЕВИ и управляющих центральными банками стран — членов ЕС, который  разрабатывал рекомендации и предложения  Совету министров ЕС и национальным правительствам.

По учреждении 1 июня 1998 г. Европейского центрального банка (ЕЦБ) ЕВИ в соответствии с положениями Маастрихтского договора был ликвидирован, а все его  активы и обязательства перешли  к ЕЦБ. С этого же времени под  руководством Европейского центрального банка была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), в которую вошли центральные банки всех 15 стран — членов Европейского союза. Таким образом, эта система отчасти похожа на Федеральную резервную систему США, включающую 12 банков во главе с Нью-Йоркским банком и играющим роль центрального банка [10, с.37].

В штат ЕЦБ входят представители  всех государств- членов Европейского союза. ЕЦБ работает в близком  сотрудничестве с национальными  центральными банками, чтобы подготавливать и осуществлять решения, принятые руководящими органами Европейского центрального банка: Управленческим советом, Исполнительным советом и Генеральным советом.

Управленческий совет - это наивысшее управленческое звено  Европейского центрального банка. Он включает в себя шесть членов Исполнительного совета и глав 12 национальных банков стран зоны евро. Председательствует в управленческом совете президент ЕЦБ (в данный момент это Жан-Клод Трише). Президент ЕЦБ и остальные пять членов Управленческого совета назначаются государствами-членами ЕС на восьмилетний срок. Никто из членов совета не может после завершения своего срока вновь быть назначенным в него. Главной задачей Совета управляющих является определение основных направлений монетарной политики, включая (при необходимости) текущие денежные показатели, ключевые процентные ставки и резервы.

Исполнительный совет (Дирекция) ЕЦБ состоит из президента банка, вице-президента и еще четырех  человек, назначенных на основании  согласования их кандидатур главами  государств или правительствами входящих в еврозону стран. В функции Исполнительного совета входит формулирование монетарной политики в соответствии с основными направлениями и решениями, утвержденными Советом управляющих, а также подготовка необходимых указаний центральным банкам государств — членов "зоны евро".

Генеральный совет - орган  управления третьего уровня. Он включает в себя президента и вице-президента банка, глав национальных центральных  банков всех 25 стран Европейского Союза. Генеральный совет вносит свой вклад  в консультативную и координирующую работу ЕЦБ, а также помогает в подготовке будущего расширения зоны евро [10, 376-377].

В уставе ЕЦБ и ЕСЦБ провозглашается независимость  этих организаций от всех прочих учреждений ЕС, от правительств стран — членов и любых других учреждений.

Европейская система центральных  банков управляется руководством Европейского центрального банка. Таким органом, прежде всего, является Совет управляющих  ЕЦБ, куда входят члены Исполнительного  совета ЕЦБ и руководители национальных центральных банков. В свою очередь главной задачей Совета управляющих является определение основных направлений монетарной политики, включая (при необходимости) текущие денежные показатели, ключевые процентные ставки и резервы.

Для деятельности ЕЦБ  характерно то, что все существенные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3 голосов) большинством, предусматривают "взвешенное" голосование руководителей центральных банков, при котором "вес" (то есть количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей страны (ее центрального банка) в общем капитале ЕЦБ. Это не относится к членам Исполнительного совета, каждый из которых имеет только один голос. Совет управляющих ЕЦБ проводит заседания не менее 10 раз в год.

Национальные центральные  банки считаются интегральной частью ЕСЦБ и должны действовать в соответствии с руководящими указаниями и инструкциями ЕЦБ. Национальные банки могут заниматься деятельностью, выходящей за пределы компетенции ЕСЦБ, если это не противоречит целям и задачам последней. В противном случае Совет управляющих квалифицированным большинством может запретить эту деятельность.

Собственный капитал  ЕЦБ в начале его функционирования составлял 5 млрд. ЭКЮ. В дальнейшем по решению Совета управляющих он может увеличиться. Взнос каждого центрального банка определяется в соответствии с его долей в капитале ЕЦБ. Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Все прочие операции с этими резервами, сверх определенных лимитов, подлежат одобрению ЕЦБ. Весь капитал принадлежит только национальным центральным банкам, причем доля каждого центрального банка определяется по следующей формуле:

50% — в соответствии  с удельным весом каждой страны в общем населении ЕС;

50% — в соответствии  с удельным весом страны в  совокупном внутреннем продукте  ЕС. Эти данные корректируются  каждые пять лет. Часть чистой  прибыли ЕЦБ (не менее 20%) перечисляется  в общий резервный фонд, остаток  распределяется между членами ЕЦБ пропорционально взносам в капитал [10, 375].

Функции ЕСЦБ такие же, как и любого другого центрального банка, но они распространяются не на одно государство, а на группу стран. В их числе:

-определение и осуществление  монетарной политики Европейского союза;

-ведение валютных  операций;

-хранение официальных  валютных резервов стран —  членов ЕС и управление ими  (при этом какая-то часть валютных  резервов — "текущие балансы" — остается в распоряжении правительств участвующих стран);

-выпуск банкнот евро;

-обеспечение нормального  функционирования платежной системы.

Кроме того, Европейский  центральный банк выполняет (в пределах своей компетенции) консультативные  функции, собирает статистическую информацию и, что особенно важно, участвует  в международном сотрудничестве, в частности, представляя ЕС в международных финансовых организациях. Примечательно также, что с ведома и одобрения ЕЦБ в работе этих организаций могут участвовать также национальные центральные банки.

Главной функциональной обязанностью ЕЦБ является проведение единой монетарной политики Европейского союза, которая направлена на обеспечение стабильности цен в странах союза. В качестве инфляционной цели для "зоны евро" ЕЦБ использует Гармонизированный индекс потребительских цен (ГИПЦ). Индивидуальные национальные инфляционные показатели являются несущественными для монетарной политики в "зоне евро", поскольку ЕЦБ может равняться на среднее развитие цен в валютной зоне. Ежегодно ГИПЦ может увеличиваться не более чем на 2 %. Этим ЕЦБ допускает неизбежный рост цен по причине качества продуктов, содержащихся в корзине ГИПЦ, и тем самым вызывая эффект преувеличения реально роста цен.

При реализации монетарной политики ЕЦБ использует три основных инструмента:

-операции на открытом  рынке с различными финансовыми инструментами;

-представление суточных  ссуд (кредитов "овернайт");

-регулирование норматива  минимальных обязательных резервов  для кредитных институтов стран  — членов ЕС.

Операции на открытом рынке направлены на регулирование  спроса и предложения на ликвидные средства. В ЕЦБ выделяют четыре вида операций на открытом рынке:

-основные операции  рефинансирования представляют  собой деятельность ЕЦБ по  предоставлению ликвидных средств  банковской системе на условиях  возврата и воздействуют на  динамику рыночных процентных ставок;

-операции длительного  финансирования также предназначены  для предоставления ликвидности  финансовому сектору, но на  более длительный период времени  по сравнению с основными операциями. Кроме того, ЕЦБ при проведении  этих операций не преследует цели оповещения рынка и управления рыночными процентными ставками, а напротив, использует уже сложившиеся процентные ставки;

-операции "точной настройки"  проводятся по мере необходимости.  Их целью является сглаживание  тех воздействий на процентные ставки, которые связаны с неожиданными изменениями в размере рыночной ликвидности;

-структурные операции  проводятся для корректировки  структурной позиции ЕЦБ по  отношению к банковской системе  на достаточно продолжительное  время. Операции осуществляются нерегулярно путем возвратных и окончательных сделок по покупке активов и выпуска долговых сертификатов ЕЦБ.

Суточные ссуды и  депозиты предназначены для пополнения или изъятия суточной ликвидности  на рынке через механизм информирования участников рынка об общем состоянии и направлении монетарной политики путем установления верхней и нижней границ рыночной ставки "овернайт" по кредитам и депозитам ЕЦБ.

Европейский центральный  банк может заниматься обычными для  центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе ломбардных (т.е. под залог ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕВС, а также с драгоценными металлами. Такие же операции могут вести национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает ЕЦБ.

Устав запрещает ЕЦБ  и национальным банкам кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются как частные кредитные институты.

Европейский центральный  банк и национальные центральные  банки могут устанавливать связи  с центральными банками и финансовыми  институтами других стран и международными организациями и осуществлять с  ними все виды банковских операций, используя при этом любые финансовые активы и валюты.

Информация о работе Валютное регулирование в Евросоюзе