Валютное регулирование в Евросоюзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Международные валютно-кредитные отношения как особые социальные отношения в сфере международных экономических отношений являются важной интегральной частью всемирного хозяйства. Они включают функционирование различных по своей социально-экономической природе региональных и других международных валютных систем, деятельность национальных, региональных и международных валютно-кредитных институтов, оказывают непосредственное влияние на мировую торговлю, производственные, научно-технические, инвестиционные и другие формы сотрудничества государств и, в конечном счете, на решение экономических задач в странах и отдельных регионах мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Международные валютные отношения и валютные системы 6
1.1 Понятие валютных отношений и валютных систем. Мировая валютная система 6
1.2 Виды валютных систем 8
2.Анализ валютного регулирования в ЕС 12
2.1 Этапы создания европейской валютной системы 12
2.2 Цели создания ЭВС 17
2.3 Организационная структура, цели и функции европейской системы центральных банков 18
3.Перспективы развития валютного регулирования в Европейском Союзе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Система плавающих валютных курсов (ямайская валютная система, с 1971 г.). При новой валютной системе ее связь с золотом юридически была ликвидирована. Ни одна валюта не имеет золотого содержания и не разменивается на золото. Но значительная часть валютных резервов национальных государств состоит из золота. Сами по себе бумажные деньги не могут выполнять основную функцию – меры стоимости, так как практически не имеют собственной стоимости.

Реформа валютной системы была направлена на устранение доллара как резервной валюты. Практика показала, что национальная валюта – весьма несовершенный инструмент для выполнения этой роли. Целесообразнее заменить национальную валюту коллективной. В современном мире существуют 2 коллективные валюты: специальные права заимствования (СДР) и европейская валютная единица (евро).

СДР – несуществующая в материальной форме счетная  единиц, созданная МВФ в 1968 г. Оценка СДР осуществляется на базе «корзины»  валют, включающей: доллар – 42% , западноевропейские денежные единицы (фунт стерлингов, франк, марка) – 45%, иену – 13%.

Евро создана  Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Она оценивается на базе 10 валют  стран – членов ЕЭС, которые для  ее обеспечения депонировали  2800 т золота (правда, оно существует только в виде записей) и доллары. К 1999 г. евро стало единой европейской валютой, контролируемой Европейским центральным банком[6, c.65].

Попытка заменить доллар коллективной валютой – СДР  не получилась. Удельный вес СДР  в урегулировании международных  расчетов не превышал 5%. Доллар сохранил свое положение как резервная валюта.

Новая валютная система преуспела во введении плавающих  валютных курсов. Рамки независимости  от состояния платежного баланса  расширились. Приспособление национальной экономики к внешнеэкономическим  отношениям осуществляется изменением валютного курса.

Колебание валютных курсов подвержено не только стихийным  рыночным силам. Государства оказывают  воздействие на движение валютных курсов путем продажи и закупки валюты. Поэтому данная валютная система  предполагает не только возможность колебания, но и управление валютными курсами.

Плавающие валютные курсы имеют и негативный аспект. Они создают большую степень  неопределенности и непредсказуемости.

Поддержание стабильности валютных курсов должно опираться на меры совместного регулирования национальной экономики. Нестабильность валюты является проявлением нестабильности экономической структуры.

 

  1. АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕС

2.1 Этапы создания  европейской валютной системы

 

Уже после второй мировой  войны – в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли 17 западноевропейских государств. Его целью стали борьба с жесточайшей нехваткой долларов и восстановление разрушенной войной валютно-финансовой системы региона[8, c.54].

Реальная попытка ввести единую европейскую валюту была предпринята в 1970 г. Воодушевленные первыми успехами интеграции страны Общего рынка решили, что настало время перейти к валютному союзу. Разработка программы была поручена тогдашнему премьер-министру Люксембурга Пьеру Вернеру, поэтому весь проект получил название "план Вернера". В соответствии с ним к 1980 г. участники союза должны были ввести полную взаимную обратимость валют, твердо зафиксировать обменные курсы и в конечном итоге перейти к единой валюте.

Однако почти сразу  стало ясно, что задуманному не суждено сбыться. В 1971 г. доллар перестал размениваться на золото, и начался затяжной кризис международной валютной системы. Вслед за ним последовал взлет цен на нефть, спровоцировавший долговременный спад в западных экономиках. Хотя внешние потрясения стали лишь дополнительным фактором провала "плана Вернера", основная причина неудачи была внутреннего свойства. В то время страны ЕС имели очень неоднородную динамику хозяйственного развития, в том числе и разные темпы инфляции, что не позволило бы удержать их валюты в одной "упряжке", каким бы эффективным ни был механизм валютной интеграции.

В конце 70-х гг. в Западной Европе появились признаки выхода из стагнации, многие страны провели структурную  перестройку и уменьшили зависимость от импорта нефти из стран ОПЕК. В марте 1979 г. начала действовать Европейская валютная система (ЕВС), существующая и по сей день. В ее основу были положены коллективная европейская единица – ЭКЮ (European Currency Unit) и механизм регулирования обменных курсов с жесткими нормативами допустимых отклонений.

Условная стоимость  ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включающей валюты всех 12 стран  ЕС. Это следующие валюты: немецкая марка, французский франк, английский фунт, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский франк, испанская песета, датская крона, ирландский фунт, португальский эскудо, греческая драхма и люксембургский франк.

В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный  вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако относительный вес колеблется в зависимости от рыночного курса. Так, в октябре 1993 г. доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка – 19,9%, фунта стерлингов – 11,5%; итальянской лиры – 8,1%, датской кроны – 2,7% и т. д.

В качестве реальных резервных активов ЕВС использует золото. Во-первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС и Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС).

Режим валютных курсов основан  на совместном плавании валют в форме  «европейской валютной змеи» в установленных  пределах взаимных колебаний.

Предел колебаний курсов валют стран ЕЭС между собой  допускался от ±1,125% до ±4,5% в разные годы. В графическом изображении «змея» означала узкие пределы колебаний курсов валют 6 стран ЕЭС (Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга) между собой. Если курс валюты страны опускался ниже допускаемого предела, центральный банк должен был скупать национальную валюту на иностранную.

Наиболее реальные достижения ЕВС: успешное развитие ЭКЮ, которая  приобрела ряд черт мировой валюты, хотя еще не стала ею в полном смысле; режим согласованного колебания  валютных курсов в узких пределах; относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения; объединение 20% официальных золотодолларовых резервов; развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов; межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции начался  с Единого европейского акта, принятого  в 1987г., и с программы создания валютного и экономического союза, разработанной комитетом Ж. Делора в апреле 1989 г.

В апреле 1989 г. был обнародован  так называемый доклад Делора - предварительный проект Экономического и Валютного союза. Высказанные идеи вызвали огромный резонанс и увлекли не только значительную часть западноевропейских правящих кругов, но и миллионы простых граждан. Проект ЭВС, поддержанный средствами массовой информации, стал в первой половине 1989г. символом нового взлета западноевропейской интеграции. Дальнейшие события разворачивались с удивительной быстротой.

Вначале на Мадридском саммите  в июне 1989 г. были приняты два основных организационных предложения, выдвинутые комитетом Делора:

1)    начать первый  этап перехода к экономическому  и валютному союзу с 1 июля 1990 г.

2)    созвать межправительственную  конференцию для выработки изменений  к основополагающими договорам,  без которых невозможно продвижение к последующим этапам.

При обсуждении вопроса  о переходе к заключительной стадии перехода к евро произошло столкновение между двумя принципиально разными  подходами – "экономическим" и "монетаристским", "фундаметалистским" и прагматическим.

Первый подход был  представлен главным образом  ФРГ и Нидерландами. Эти страны определенно выступали за фиксацию обменных курсов и введение единой валюты, но при условии обязательного  и строгого соблюдения критериев  конвергенции. Поскольку невозможно было предугадать, когда этого можно достичь, ФРГ и Нидерланды возражали против того, чтобы заранее утвердить дату перехода к полному экономическому союзу.

Второго подхода придерживались Италия и несколько в смягченной форме Франция. Они подчеркивали мобилизующую роль самой идеи ЭВС. Согласно их точке зрения, установление твердой даты перехода должно было подстегнуть национальные правительства и рыночные силы, создать политические условия для принятия непопулярных мер экономии и, в конечном счете, резко ускорить экономическую конвергенцию.

На межправительственной конференции не удалось найти  окончательного решения этой проблемы. Компромисс был достигнут лишь в  ходе самого Маастрихтского саммита, который  и утвердил текст поправок, необходимых  для реализации экономического и валютного союза.

Окончательный текст  договора представлял компромисс между  взглядами "экономистов" и "монетаристов". Можно сказать, что "битву" выиграли обе стороны. "Монетаристская" точка зрения восторжествовала в  том, что государства – члены ЕС договорились установить твердые сроки создания ЭВС. "Экономисты" же имели все основания считать, они одержали победу, настояв на строгих критериях отбора кандидатов на участие в зоне евро.

Таким образом в Маастрихте было достигнуто:

1) Договор о Европейском Союзе заложил прочную правовую основу будущего экономического и валютного союза и единой валюты.

2) Была определена  институциональная структура.

3) Маастрихтским договором  был установлен точный график  трех этапов перехода к экономическому  и валютному союзу и в общих чертах определено их содержание.

4)  Были согласованы  и утверждены основные критерии  конвергенции, которые являются  обязательными условиями вступления  стран - членов ЕС в экономический  и валютный союз.

5) Маастрихтский саммит утвердил приоритеты кредитно-денежной политики в рамках экономического и валютного союза. Эти приоритеты носят вполне определенный монетаристкий характер. Главной целью и его высшего органа - Европейской системы центральных банков является стабильность цен. Подчиненный характер носит вторая задача – содействие другим направлениям экономической политики сообществ и государств-членов.

6) Ко времени маастрихтского саммита выяснилось, что независимо от динамики критериев конвергенции две страны – Великобритания и Дания – по политическим мотивам останутся вне экономического и валютного союза, по крайней мере, на первом этапе его становления. Им было предоставлено право остаться вне договора, если они этого пожелают.

Фактическое разделение ЕС на страны, входящие (инсайдеры) и не входящие (аутсайдеры) в ЭВС, несет в себе серьезные экономические и политические проблемы. Вступление в валютный союз представляет собой достаточно рискованный шаг со стороны европейских государств и очень велика связанная с ним неопределенность: в этой ситуации страны, проявившие осторожность и решившие подождать, вряд ли можно рассматривать как отстающие на пути европейской интеграции. В связи с этим формирование отношений с государствами-аутсайдерами является одной из наиболее важных задач, стоящих перед ЭВС.

С одной стороны, члены  ЕС, оставшиеся вне зоны евро, не без  оснований опасаются, что они  могут потерять влияние в принятии экономических и политических решений, касающихся ЕС в целом: по поводу единого  внутреннего рынка, бюджетно-налоговой  политики и др. Хотя все экономические решения, не касающиеся единой кредитно-денежной политики, принимаются официальным органом — Советом министров финансов и экономики стран ЕС, но на практике введение единой валюты может привести к более тесной координации экономической, бюджетно-налоговой, социальной политики стран-членов ЭВС. Например, страны зоны евро могут прибегнуть к таким средствам, как общая бюджетно-налоговая политика и усиление гармонизации в налоговой сфере и в экономическом законодательстве. В Совете министров финансов и экономики стран ЕС государства ЭВС также будут составлять большинство, что может отрицательно отразиться на интересах аутсайдеров в случае разногласий.

 

2.2 Цели создания ЭВС

 

Валютный союз – исключительно  трудный и рискованный проект. Его реализация связана с массой непредвиденных сложностей, огромных затрат сил и финансовых средств. Общий баланс прибылей и убытков может по-разному сложиться для различных стран, слоев населения и отраслей. ЭВС основан на четырех основных элементах:

1) едином рынке, обеспечивающем полную свободу движения людей, товаров, услуг и капитала;

2) общей политике конкуренции  и других мерах, нацеленных  на усиление рыночной конкуренции;

3) общей политике структурных  изменений и регионального развития;

4) координация макроэкономической политики, включая обязывающие правила бюджетной политики.

Информация о работе Валютное регулирование в Евросоюзе