Прогнозирование развития сельского хозяйства с учетом ограничений ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработка прогнозов развития сельского хозяйства с учетом правил мирового рынка ВТО.
Методы исследования:
- методы финансового анализа
- методы эконометрического анализа

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ПРАВИЛАМ ВТО 9
1.1 Экономические основы законодательства ВТО 9
1.2 Опыт стран Ближнего зарубежья по развитию сельского хозяйства
в условиях правил ВТО 14
1.3 Экономико-математические модели оценки и прогнозирования
развития сельского хозяйства 18
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 23
2.1 Оценка экономической эффективности сельского хозяйства 23
2.2 Анализ финансового положения сельского хозяйства 29
2.3 Диагностика прогнозов развития сельского хозяйства России 37
3 ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗОВ
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 46
3.1 Прогнозный сценарий динамического развития
сельского хозяйства Пензенской области 46
3.2 Прогнозный сценарий ресурсного обеспечения развития
сельского хозяйства Пензенской области в условиях ВТО 55
3.3 Прогнозный сценарий развития сельского хозяйства
Пензенской области в условиях действия правил ВТО 63
4 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗОВ
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 2.58 Мб (Скачать файл)

 При этом должны  учитываться объемы производства, предусмотренные в соответствующих  федеральных, отраслевых и региональных программах развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программах, направленных на снабжение населения продовольствием, а также для экспортных поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, как в страны СНГ, так и дальнего зарубежья, согласно заключенным межправительственным договорам и обязательствам.

 При разработке  балансов основных видов продовольствия  определяются объемы их возможного  вывоза (включая экспорт) и ввоза  (включая импорт).

 Необходимо провести  пофакторный расчет для обоснования  прогнозируемого объема производства  основных видов продукции.

 Объемы производства  пищевых продуктов, включая напитки,  и табака, полученные по видам  деятельности, предусмотренным в  разделе D подразделе DA ОКВЭД в натуральном выражении прогнозируются с учетом платежеспособного спроса населения и отдельных видов обрабатывающего производства, объема поставок для государственных федеральных и региональных нужд, а также исходя из имеющихся сырьевых ресурсов, наличия производственных мощностей и возможного экспорта.

 Производство сахара. Производство сахара-песка из  сахарной свеклы рассчитывается  исходя из прогнозируемых ресурсов  свеклы, поступающей на сахарные  заводы, включая давальческое сырье.

 Расчетный выход  сахара определяется исходя из  сахаристости (дигестии) свеклы при  приемке за 5 предыдущих лет, сложившихся  за указанный период потерь  сахара с учетом реализации  мер по их сокращению.

 Объем производства  сахара-песка из сахара-сырца  рассчитывается на основе прогнозируемых поставок тростникового сахара-сырца по импорту.

 Производство растительных  и животных масел и жиров.  По этой группировке прогнозируется  производство неочищенных растительных  масел, производство растительных  рафинированных масел и жиров, производство маргариновой продукции.

 Объем производства  неочищенных растительных масел  рассчитывается исходя из прогнозируемого  поступления маслосемян на переработку  и сложившихся выходов масла. 

 Производство мяса  и мясопродуктов. Объем производства мяса и пищевых субпродуктов по видам животных и производство мяса и пищевых субпродуктов сельскохозяйственной птицы и кроликов определяется исходя из прогнозируемых ресурсов сырья (скота, птицы), поступающих на промышленную переработку, включая давальческое сырье. При этом учитывается прогнозируемый привес при откорме скота на откормочных пунктах, мясокомбинатах. Производство мяса птицы прогнозируется в натуральном выражении без пересчета на какой-либо вид обработки.

 Производство мяса  и мясопродуктов учитывается всеми хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

 Средний прогнозируемый  выход мяса по видам скота  и птицы определяется исходя  из сложившихся фактических данных  о выходе мяса с учетом возможного их повышения.

 Включаемые в объемы  производства мяса субпродукты  I категории определяются по установленным  нормам.

 Производство молочных  продуктов . Объем производства  отдельных видов молочной продукции  определяется исходя из ресурсов  молока, поступающего на промышленную переработку от всех категорий хозяйств, включая давальческое сырье.

 Прогнозы объемов  производства определяются по  цельномолочной продукции, сырам,  коровьему маслу.

Производство напитков. По этой группировке прогнозируется производство этилового спирта из сброженных материалов и дистиллированных алкогольных напитков.

 Прогнозирование объемов  производства этилового спирта  и алкогольной продукции осуществляется  на основе оценки факторов, оказывающих  влияние на состояние производства этих видов продукции, в том числе:

-наличие и уровень использования производственных мощностей, с учетом их динамики;

-финансовое состояние организаций отрасли и конъюнктура цен;

-возможное изменение доли продукции предприятий на региональном рынке и их участия в межрегиональном продвижении или экспорте реализуемой продукции;

- изменение запасов  продукции на складах;

-объем и структура  потребления продукции населением  и платежеспособного спроса на  нее.

 Производство продуктов  мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов. По этой группировке прогнозируется производство муки и производство крупы.

 Объемы производства  муки и крупы определяются  исходя из прогнозируемых объемов  зерновых культур, поступающих  на промпереработку, включая давальческое сырье, и выхода продукции из единицы перерабатываемого сырья.

 Переработка и консервирование  рыбо- и морепродуктов. Прогнозируемые  объемы по переработке и консервированию  рыбы- и морепродуктов должны  определяться на основе мер,  предусматривающих:

 -развитие инновационного потенциала рыбохозяйственного комплекса на основе структурно-технологической модернизации и обновления промыслового флота, обрабатывающих мощностей и инфраструктуры отрасли;

 -возрождение экспедиционного промысла рыбы и морепродуктов за пределами исключительной зоны Российской Федерации;

 -формирование эффективной системы реализации рыбной продукции за счет создания современной инфраструктуры рынка рыбных товаров, развития экспортного потенциала;

 -развитие аквакультуры на основе ресурсосбережения и наиболее полного и рационального использования природного продукционного потенциала водоемов в целях увеличения рыбоводной продукции.

Объем переработки и  консервирования рыбы- и морепродуктов  определяется исходя из прогнозируемых сырьевых ресурсов (объем вылова рыбы и морепродуктов), платежеспособного спроса на эту продукцию, а также наличия производственных мощностей и их рационального использования.

 Объем сырьевых  ресурсов определяется исходя  из общего допустимого улова  водных биологических ресурсов (ОДУ) - научно обоснованной величины годового промыслового изъятия водных биоресурсов во внутренних водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, которая определяется на основании годовых и перспективных прогнозов состояния промысловых запасов водных биоресурсов.

 Переработка и консервирование  рыбы- и морепродуктов учитываются  всеми рыбоперерабатывающими хозяйствующими  субъектами, включая рыболовецкие артели (колхозы), независимо от форм собственности.

 При определении  спроса товаропроизводителей агропромышленного  комплекса на продукцию производственно-технического  назначения необходимо исходить  из того, что обеспечение материально-техническими ресурсами сельских товаропроизводителей осуществляется на договорной основе с лизинговыми компаниями, дилерскими центрами, торгово-сбытовыми акционерными обществами и кооперативами, а также с заводами-производителями определенных видов ресурсов.

 Расчет показателей производится исходя из платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей с учетом лизинговых операций по обеспечению АПК машиностроительной продукцией.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам сравнительного анализа со странами ближнего зарубежья можно утверждать, что поддержка сельского хозяйства, как в России, так и в Украине существенно отличается от существующих мировых тенденций и характеризуется отсутствием стабильности, стойкой тенденции к росту. Подтверждается тот факт, что наличие прямой бюджетной поддержки, ее роста в динамике не гарантирует в итоге получения помощи аграрным сектором. Государственное регулирование аграрного сектора в Украине характеризуется высокой неэффективностью, поскольку налогоплательщики платят намного больше, чем получает отрасль в целом, и тем более производители. Позитивная динамика объемов бюджетной поддержки сельского хозяйства не всегда позволяет сельхозпроизводителям получать государственную помощь, поскольку не всегда правительствам обеих стран удается обеспечить достаточную поддержку рыночных цен, что и приводит к оттоку средств из аграрного сектора.

Диагностика прогнозов развития сельского  хозяйства Пензенского субъекта, отраженных в госпрограмме, показала необходимость их формирования таким образом, чтобы взаимосвязь результативных показателей и необходимых для их достижения ресурсов была максимальной. Здесь важными условиями являются приближенность коэффициента корреляции к единице, высокая степень адекватности трендов и значимости их параметров.

В условия открытости мирового рынка и действия правил ВТО сельское хозяйство региона должно быть достаточно конкурентоспособным, ключевую роль в обеспечении которой играет финансовая устойчивость.

Сценарное развитие отрасли предполагает укрепление ее финансового состояния.

 

Наиболее существенными мерами такового являются увеличение доли собственного капитала до 63% и увеличение чистой прибыли примерно до 3 млрд. 70 млн. рублей. На это и должна быть направлена в первую очередь государственная аграрная политика Пензенского субъекта.

При подготовке прогнозов развития сельского хозяйства необходимо учитывать параметры продовольственной безопасности региона. Для этого нами разработаны соответствующие модели, которые позволяют принимать наиболее адекватные решения для формирования грамотной агропродовольственной политики области. При этом важно учитывать консервативность и неэластичность сельского хозяйства, его неадекватность реагирования на требования рынка.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Постановление от 14 июля 2007 г. N 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы».
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  3. Постановление Правительства Пензенской области от 20.10.2008 г. № 674-пП (ред. от 29.05.2012) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009 - 2013 годы"
  4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
  5. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"
  6. Проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании».
  7. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
  8. Проект государственной программы развития агропромышленного комплекса Пензенской области на 2013-2020 годы.
  9. Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2012. - 573 с.
  10. Государственная служба статистики Украины: [электронный ресурс]:URL: http://www.ukrstat.gov.ua (дата обращения 24.09.2012)

 

  1. Агропродовольственная политика и международная торговля: российский аспект / Н. Карлова, И. Кобута, М. Прокопьев [и др.] [Электронный ресурс] // Научные труды института экономики переходного периода. - 2001. - № 37. - Режим доступа: http://www.iet.ru/ru/agroprodovolstvennaya-politika-i-mezhdunarodnaya-torgovlya-rossiiskii-aspekt-nauchnye-trudy-37-2.html
  2. ВВП Российской Федерации в национальной валюте // База данных Отдела статистики ЕЭК ООН. - Режим доступа: http://w3.unece.org /pxweb/Dialog/Saveshow.asp
  3. Валовой внутренний продукт Российской Федерации в рыночных ценах // База данных Государственного комитета статистики РФ. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi
  4. Прохоренко О.С. Развитие сельского хозяйства Украины в условиях мировых интеграционных процессов: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.14 / О.С. Прохоренко. - Москва, 2012.- 23 с.
  5. Серова Е. Обзор бюджетной поддержки АПК России в 1994—2002 гг. [электронный ресурс] / Е. Серова, О. Шик ; Институт экономики переходного периода. - Режим доступа: http://www.iet.ru/files/text/usaid/apk.zip

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Зависимость коммерческих и управленческих расходов по ряду динамики

 

 

Приложение 2

Зависимость прочих доходов по ряду динамики

 

Приложение 3

 

Зависимость прочих расходов по ряду динамики

 

Приложение 4

Зависимость налоговых платежей из прибыли 
по ряду динамики


Информация о работе Прогнозирование развития сельского хозяйства с учетом ограничений ВТО