Преимущества и недостатки моделей Курно и Бертрана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Целью нашей работы является изучение особенностей, преимуществ и недостатков модели Курно и модели Бертрана и их применение в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические стороны моделей;
 рассмотреть особенности взаимодействия фирм на олигополистическом и дуополистическом рынках;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ КУРНО И МОДЕЛИ БЕРТРАНА…………………………………………………………..4
1.1. Модель Курно. Ее преимущества и недостатки……………………………4
1.2. Модель Бертрана. Ее преимущества и недостатки………………………...8
1.3. Поведение и взаимодействие фирм на рынке в условиях дуополии и олигополии……………………………………………………………………….12
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ДУОПОЛИСТИЧЕСКИЕ И ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЕ РЫНКИ………………………………………19
2.1. Дуополия на газетном рынке США………………………………………..19
2.2. Рынок электронных книг – дуополия Amazon и Google…………………24
2.3. Пример олигополии – рынок сотовой связи Узбекистана……………….26
2.4. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов России…………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...46

Файлы: 1 файл

Преимущества и недостатки моделей Курно и Бертрана.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Уровень цен зависит  от конъюнктуры внешнего рынка, системы  налогообложения, соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке, текущей экономической ситуации в стране. По разным оценкам, цены могли  быть ниже от 10 до 20 процентов. Повышенные цены на заправках поддерживаются из-за завышенных (вследствие нарушений антимонопольного законодательства в 2008 и 2009 годах) цен в оптовом звене.

Развитию конкуренции  на внутреннем рынке нефтепродуктов должны также способствовать меры по развитию глубокой переработки нефти, повышению экономической привлекательности инвестиций в нефтепереработку. Существенным фактором, оказывающим влияние на уровень и динамику внутренних цен на нефтепродукты, является монополизированная система реализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачным ценообразованием и закрытостью хозяйственных отношений между участниками рынка. По сложившейся практике, нефтепродукты, производимые ВИНК на собственных НПЗ реализуются оптом в следующем порядке приоритетности: 1) экспорт, 2) сбытовые компании, входящие в данную ВИНК, 3) независимые участники рынка. Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС.

Особенно остро непрозрачная сбытовая политика ВИНК влияет на рынок  в периоды сезонного роста  спроса на нефтепродукты, когда независимые участники испытывают острый дефицит продукта, в то время как компании ВИНК такого дефицита не ощущают. В сентябре-октябре 2007 г. в европейской части Российской Федерации возник локальный дефицит дизельного топлива, сопровождавшийся существенным ростом цен. В результате проведенного анализа ФАС России установлено, что дефицит возник вследствие сокращения поставок дизтоплива на внутренний рынок: экспорт был более привлекателен в связи с резким ростом мировых цен на нефть и дизтопливо и ожиданием последующего повышения таможенной пошлины, при этом одновременно сразу на 6 НПЗ Российской Федерации проводились ремонтные работы. Некоторое увеличение производства дизельного топлива для поставки на экспорт и покрытия дефицита произошло за счет сокращения производства авиакеросина (близкие по составу фракции), что привело к нестабильности цен (рост 30%). Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Как правило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создает «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене. Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно выставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК. Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНК, стимулирует неэффективоность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы и т.д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты.

Подобное устройство рынка, порожденного и поддерживаемого  всеми крупнейшими ВИНК, наносит  ущерб эффективности самим ВИНК. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных  ВИНК в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов, способствует недоверию между ВИНК – каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит. Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК.

Основные выводы по данной главе:

  • структура нефтяной отрасли в РФ имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК);
  • свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается и обрабатывается пятью крупными ВИНК;
  • существуют ряд серьезных барьеров для входа в отрасль: ограничение доступа независимых участников рынка к мощностям по переработки нефти; ограничение возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальные затраты;
  • ситуация на рынке нефтепродуктов характеризуется тем, что регионы добычи, переработки и сбыта продукции жестко распределены между крупными ВИНК;
  • на процесс формирования внутренней цены на нефтепродукты влияют ограниченное предложение внутри страны, динамика мировых цен, система налогообложения, желание добывающих компаний сбывать продукцию на экспорт, а не внутри страны, монополизированная система сбыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В нашей курсовой работе мы попытались рассмотреть теоретические и практические особенности функционирования таких рыночных структур как олигополии и дуополия.

Олигополия представляет собой ситуацию, когда на рынке  присутствует малое количество фирм, контролирующих большую часть рынка. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

Дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей.

К основным признакам  олигополии можно отнести: малое  количество фирм, барьеры для входа  на рынок, контроль над ценой, неценовая  конкуренция, взаимозависимость производителей, дуополии - каждая фирма нацелена на максимизацию получаемой прибыли и каждая из фирм предполагает, что при изменении собственного объема выпуска другая фирма сохранит свой объем выпуска на существующем уровне.

Экономические модели дуополии полезны, чтобы проиллюстрировать, как предположения отдельного продавца насчет ответа соперника воздействуют на равновесный выпуск Классическая модель дуополии - это модель, сформулированная в 1838 г. французским экономистом Огюстеном Курно.

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно.

Обобщая основные, существенные черты моделей олигополии, следует  принять целевую установку на максимизацию прибыли. Этот выбор оправдан не только тем, что прибыль (как целевой фактор) используется в большинстве известных моделей политики предприятия, но и тем, что ориентация на нее как на стоимостной показатель эффективности производства наиболее адекватна механизму функционирования рыночной экономики. ль эффективности производства наиболее адекватна механизму функционирования рыночной экономики.

Более того, в практике следует использовать многопериодный подход к моделированию олигополии. Существует два важных преимущества многопериодных моделей.

Первое - возможность  «самообучения» фирм, когда каждая фирма имеет возможность изучить  историю конкурентных действий своих  оппонентов и может моделировать их будущие объем выпуска и  цены на основе прошлых временных  рядов. Для этого можно использовать механизм математических ожиданий. Второе - это то, что общая идея «реагирования» становится более значимой и, самое главное, осуществимой. Наилучший (максимизирующий собственную, но не совместную, прибыль) шаг фирмы в одном периоде может быть «наказан» конкурентами в последующие периоды.

Олигополия старается  получить высокие экономические  прибыли, ограничивая выпуск продукции  ранее достижения точки наименьших издержек на единицу продукции и  соответствующей цены. С другой стороны, крупные олигополистические фирмы  необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса, т.е. с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению товара, более низкой себестоимости единицы продукции и в результате - более низким ценам и большему объему производства, чем при действии той же самой отрасли на полностью конкурентных началах.

Помимо факторов, определяющих рыночный спрос и рыночное предложение, уровень равновесной цены зависит от характеристик рынка, на котором осуществляются торговые сделки. Характеристики рынка формируются как условиями его функционирования ( открытый—закрытый, организованный—стихийный и пр.), так и объектами совершаемых на нем сделок (недвижимость, услуги, патенты, облигации и пр.). Совокупность нескольких характеристик рынка образует его структуру, или тип. Путем сочетания различных свойств рынка можно составить большое число рыночных структур, но наиболее распространенными из них на рынке благ являются олигополия, совершенная конкуренция, монополия и монополистическая конкуренция.

В условиях олигополии специфическим фактором ценообразования является многовариантный стратегический план реакции производителя на ожидаемые действия немногочисленных конкурентов. Из-за неоднозначности ответных реакций олигополистов не существует единой теории олигопольного ценообразования. Но в любом случае цена на рынке олигополии предложения при прочих равных условиях превышает цену, складывающуюся на рынке совершенной или монополистической конкуренции, и ниже монопольной цены.

Олигополии и дуополии характерны для современных рынков. В частности присутствуют они и в России (черная и цветная металлургия, нефтяная промышленность, автомобильная промышленность, рынок сотовой связи), в Узбекистане (рынок сотовой связи), в США (печатные СМИ и рынок электронных книг).

Изучая возможные пути оптимизации производства в условиях дуополии, многие газеты США анализировали, насколько затраты на распространение в отдаленных районах превышают доходы от них. В результате оказалось, что для многих газет было более разумным снизить тираж и отказать в подписке читателям в таких районах, а не продолжать тратить собственные средства на отдаленную доставку.

В целях эффективного развития дуополистического рынка сотовых операторов Узбекистана и пресечения недобросовестной конкуренции необходимо отказаться от долевого участия органов регулирования в подобных совместных предприятиях.

Не способствует развитию рынка мобильной связи и то, что из-за отсутствия свободных частотных ресурсов заявления о выдаче лицензий на деятельность по сетям сотовой связи в настоящее время не рассматриваются. Согласно информации УзАСИ, вопрос о создании в республике новой сотовой компании может быть рассмотрен только в том случае, если один из уже действующих операторов откажется от использования выделенных ему частот в указанных диапазонах. Таким образом, число операторов увеличиваться не может, и конкуренция возможна только за счет введения новых видов услуг, улучшения качества связи и расширения зоны покрытия.

Касательно дуополистического  рынка США Amazon пока доминирует на рынке скачиваемых электронных книг. Однако сервис Google Book Search предлагает иную бизнес-модель, которая поможет потеснить Amazon. Практику заключения договоров с авторами, на которой основан сервис Google, конкуренты едва ли смогут повторить.

Общее описание сложившейся  структуры нефтяной промышленности России выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит. Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что в реальной действительности олигополия весьма эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост.

К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.

Негативная же оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

Информация о работе Преимущества и недостатки моделей Курно и Бертрана