Преимущества и недостатки моделей Курно и Бертрана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Целью нашей работы является изучение особенностей, преимуществ и недостатков модели Курно и модели Бертрана и их применение в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические стороны моделей;
 рассмотреть особенности взаимодействия фирм на олигополистическом и дуополистическом рынках;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ КУРНО И МОДЕЛИ БЕРТРАНА…………………………………………………………..4
1.1. Модель Курно. Ее преимущества и недостатки……………………………4
1.2. Модель Бертрана. Ее преимущества и недостатки………………………...8
1.3. Поведение и взаимодействие фирм на рынке в условиях дуополии и олигополии……………………………………………………………………….12
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ДУОПОЛИСТИЧЕСКИЕ И ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЕ РЫНКИ………………………………………19
2.1. Дуополия на газетном рынке США………………………………………..19
2.2. Рынок электронных книг – дуополия Amazon и Google…………………24
2.3. Пример олигополии – рынок сотовой связи Узбекистана……………….26
2.4. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов России…………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...46

Файлы: 1 файл

Преимущества и недостатки моделей Курно и Бертрана.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 4.Рыночная доля операторов сотовых сетей 2002г.

 

Динамичному развитию рынка сотовой связи в республике способствовали благоприятные условия для иностранных инвесторов. Продолжительные налоговые льготы, предоставляемые компаниям – операторам, позволяют им реинвестировать прибыль и тем самым улучшать менеджмент, материально-техническую базу, уровень квалификации персонала. К этому надо добавить относительно недорогое лицензирование на право деятельности в сфере предоставления услуг сотовой связи, имевшее место в середине 90-х годов. Согласно постановлению Кабинета Министров № 215 от 19 апреля 1994 года государственная пошлина была установлена в размере 4 минимальных заработных плат. Лицензия выдавалась сроком на 5 лет, что позволило сотовым компаниям оперировать на рынке практически бесплатно.

Важным фактором развития конкуренции стало применение новых технологий в сфере телекоммуникаций на мировом уровне, что привело к удешевлению услуг сотовой связи и увеличению спроса на них. В частности, если еще в 1996-1997 годах стоимость сотовых телефонов составляла от 500 до 1000 долларов по курсу Центрального банка Республики Узбекистан, то сегодня отдельные операторы сотовых сетей выдают их бесплатно при подключении к определенному тарифному плану.

Тарифы на услуги сотовой связи остаются еще довольно высокими, хотя за последние 5 лет они существенно снизились в долларовом выражении. Причем самое значительное снижение произошло в районах с развитой конкуренцией между операторами, прежде всего в г.Ташкенте и Ташкентской области.

Наиболее конкурентен рынок услуг сотовой связи в Ташкенте, где работают 7 компаний-операторов. Это объясняется значительной концентрацией здесь предпринимательских и государственных структур, высокой плотностью населения, позволяющей с помощью небольшого количества устройств по передаче сигналов охватить большое количество абонентов.

Важными факторами, влияющими на уровень тарифов в долларовом выражении, являются изменение валютного курса и увеличение количества операторов. В частности, тарифы снижались при вхождении на рынок нового оператора и по мере девальвации валютного курса сума. Так, средний тариф на услуги сотовой связи в Ташкенте для абонента, использующего ограниченное время (100 входящих и 100 исходящих минут), снизился с 1995 года в 5,36 раза (в 1995 году 200 минут эфирного времени обходились потребителю в 105 долларов, а сейчас – в 19,6 доллара).

Снижение тарифов в значительной степени объясняется усилением конкуренции. Только в III квартале 1997 года вследствие прихода на рынок 4 конкурентов тарифы снизились на 32%. Но к 2001 году на данном рынке сложилась рыночная среда, и теперь приход новых конкурентов не повлечет за собой значительного падения цен. Например, после появления на рынке оператора "Perfectum Mobile" средние тарифы снизились лишь на 1,09 доллара (на 3,5%).

Конкуренция между участниками рассматриваемого рынка привела и к расширению перечня услуг, оказываемых операторами, и к предоставлению новых льгот потребителям. К примеру, не взимается дополнительная плата за переговоры между городами, охваченными операторами ("Coscom" и "Daewoo Unitel"), включены в набор бесплатных такие услуги, как определение номера, ожидание звонка и т.п.

Несколько по-иному обстоят дела в регионах, где еще не сложилась конкурентная среда. Например, филиал СП "Uzdunrobita", открывшийся в Ургенче 15 февраля 1995 года, до января 2002 года оставался единственным оператором сотовой связи в Хорезмской области. Подобное положение наблюдалось в Республике Каракалпакстан и Сурхандарьинской области. Главными причинами монополизма СП "Uzdunrobita" в названных регионах, где могли бы свободно работать и другие операторы, являются низкие доходы населения и отдаленность от столицы.

Анализ ситуации в местах, где действует только один оператор, подтверждает важность развития конкуренции. Как правило, компания, являющаяся монополистом, длительное время сохраняет стабильность применяемых тарифов. Было установлено, что тарифы филиалов СП "Uzdunrobita" в регионах, где у компании имелось монопольное положение, были существенно выше тарифов филиалов компании, работающих на конкурентном рынке. К примеру, стоимость услуг для абонента, использующего 200 минут исходящей и входящей связи, в условиях монополии была в 2 раза выше, чем на конкурентном рынке.

Однако развитие конкуренции сдерживается рядом барьеров. По мнению операторов сотовой связи, к самым существенным из них относятся высокая государственная пошлина на получение лицензий, введенная постановлением Кабинета Министров от 24 октября 2001 года. Сегодня ее размер составляет 140 000 минимальных заработных плат в год для оказывающих услуги сотовой связи по всей республике, а для операторов, осуществляющих деятельность в пределах ограниченной территории – 5,85 минимальных зарплат на 1000 абонентов.

Негативное влияние на развитие рынка сотовой связи оказывают факты дискриминации иностранных компаний. В качестве примера можно привести действующую систему двойных тарифов при размещении рекламы. Так, на государственном телевидении у нас применяются сниженные расценки для местных компаний и повышенные – для компаний с иностранными инвестициями. Создание справедливой конкурентной среды на открытом рынке несовместимо с такими порядками.

Не мог не беспокоить и тот факт, что 49% контрольного пакета СП "Uzdunrobita" до 24 августа 2001 года принадлежало Узбекскому агентству почты и телекоммуникаций (УзАПиТ). Ведь непосредственное долевое участие органа регулирования данного рынка в уставном капитале участника этого же рынка наводит на мысль о недобросовестной конкуренции и лоббировании интересов отдельных предприятий. 

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 декабря 2001 года «О мерах по подготовке приватизации акционерной компании "Узбектелеком"», государственная доля в СП "Uzmacom" и "Рубикон Вайрлесс Коммюникейшн" была передана АК "Узбектелеком". Передача государственной доли двух конкурентов компании, представляющей им же услуги в качестве естественной монополии, может создать неравные условия для конкуренции и негативно отразиться на рынке сотовой связи. Во-первых, возможны согласованные действия компаний, тем более что стандарты передачи данных у обоих операторов разные – GSM-900 у "Uzmacom", CDMA у "Perfectum Mobile" (часть "Rubicon") и DAMPS у "Rubicon U-tel". Во-вторых, при влиянии, которое имеет узбекское агентство связи и информатизации (УзАСИ) – преемник УзАПиТ – на хозяйственную деятельность "Узбектелекома", вероятно вмешательство  
УзАСИ и в деятельность вышеупомянутых компаний, а также лоббирование интересов в сфере регулирования со стороны СП "Uzmacom" и "Rubicon". В-третьих, поскольку операторы сотовых сетей арендуют каналы у АК "Узбектелеком", возможно создание неравных условий на рынке из-за предоставления льгот на аренду каналов компаниям, в которых "Узбектелеком" владеет частью уставного фонда.

Поэтому в целях эффективного развития данного рынка и пресечения недобросовестной конкуренции необходимо отказаться от долевого участия органов регулирования в подобных совместных предприятиях. 
Не способствует развитию рынка мобильной связи и то, что из-за отсутствия свободных частотных ресурсов заявления о выдаче лицензий на деятельность по сетям сотовой связи в настоящее время не рассматриваются. Согласно информации УзАСИ, вопрос о создании в республике новой сотовой компании может быть рассмотрен только в том случае, если один из уже действующих операторов откажется от использования выделенных ему частот в указанных диапазонах. Таким образом, число операторов увеличиваться не может, и конкуренция возможна только за счет введения новых видов услуг, улучшения качества связи и расширения зоны покрытия.

 

2.4. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов России

 

В данный момент нефтяная промышленность является определяющей для всей российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан.

На сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.

Структура нефтяной отрасли  в Российской Федерации имеет  олигопольный характер и характеризуется  наличием вертикально-интегрированных  нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004-2008 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием. Такая информация содержится в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год). В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2008 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. В 2006 г. произошло поглощение Сибнефти Газпромом, а 2007 г. на торгах, проводимых РФФИ в связи банкротством ЮКОСа, Роснефть приобрела основные активы ЮКОСа, фактически поглотив одного из лидеров нефтяной отрасли, и стала первой среди ВИНК по добыче, переработке и экспорту нефти.

ВИНК доминируют на рынках добычи и переработки нефти, свободный  рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации  добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК. Почти вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15-20%. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40% свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20% - на Московском НПЗ, на иных НПЗ – по 5-7%. Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров.

Основными проблемами, с  которыми сталкиваются потенциальные  и действующие участники рынка, являются: ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработки нефти; ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов; наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов; наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальные затраты .

Доминирование ВИНК на рынках добычи и переработки нефти определяет монопольную структуру реализации нефтепродуктов крупным оптом с НПЗ. ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

Доминирование ВИНК при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов. Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНК своим региональным сбытам производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом существует негласное правило: ВИНК не продает нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбыт данного ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к нерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктов зачастую нецелесообразно, в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению. В 67 субъектах Российской Федерации (более 75%) на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в т.ч. совместно) с долей более 50%, в 57 регионах это сбыты ВИНК. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется подавляющим преобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных рынков на 59 – долю более 50% занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНК, в 9 – независимые участники рынка. Более 50% АЗС принадлежат независимым операторам. Вместе с тем, в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНК. В 57 регионах ВИНК единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании – в 18.

Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти  на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России. Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен. Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «ЛУКойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов, ОАО «ЛУКойл» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР» большую часть, с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок. Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500-800 тыс.т. в мес.), малыми добывающими компаниями (100-300 тыс.т. в мес.) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100-300 тыс.т. в мес.) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4-7% от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18-20 млн.т. в мес.). Исходя из этого, цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти и не отражающие баланс рынка в целом.

Информация о работе Преимущества и недостатки моделей Курно и Бертрана