Оптимальный план распределения минеральных удобрений, которое обеспечивает максимум прибавки урожая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной курсовой работы :
Изучить литературу о методах математического моделирования.
Дать характеристику предприятия на примере СХПК «Звезда»Батыревского района;
Разработать модель для решения поставленной задачи;
Проанализировать полученное решение.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3
1.Экономико-математическое моделирование. Задачи, основные этапы моделирования…………………………………………………………………....5
2. Экономическая характеристика хозяйства .................................................. 10
3. Постановка экономико-математической задачи………………………... …14
4. Разработка числовой экономико-математической модели задачи………. .17
5. Решение задачи с использованием ПК ……………………………………...25
6. Экономический анализ полученных результатов…………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………... 28
Использованная литература…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 75.54 Кб (Скачать файл)

                                     Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

 

Кафедра Информационных технологий

 

 

 

Курсовая  работа

 

по предмету: Экономика математического моделирования

на  тему: Оптимальный план распределения минеральных удобрений, которое обеспечивает максимум прибавки урожая за счет внесения удобрений.

на  примере СХПК «Звезда» Батыревского района

 

 

 

                                                                Выполнила: студентка 3 курса

                                                2 группы 4 подгруппы

                                                           Экономического факультета

                                                        Бухгалтерского отделения

                                                               Николаева Ольга Михайловна

 

                                                        Проверил: Морозова И.С.

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ..................................................................................................................3

1.Экономико-математическое моделирование.  Задачи, основные этапы моделирования…………………………………………………………………....5

2. Экономическая характеристика хозяйства .................................................. 10

3. Постановка экономико-математической задачи………………………... …14

4. Разработка числовой экономико-математической модели задачи………. .17

5. Решение задачи с использованием ПК ……………………………………...25

6. Экономический анализ полученных результатов…………………………. 27

 Заключение……………………………………………………………………... 28

Использованная литература…………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Математическое моделирование экономических явлений и процессов является важным инструментом экономического анализа. Оно дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи. В экономическом анализе используются главным образом математические модели, описывающие изучаемое явление или процесс с помощью уравнений, неравенств, функций и других математических средств.          Различают математические модели с количественными характеристиками, записанными в виде формул; числовые модели с конкретными числовыми характеристиками; логические, записанные с помощью логических выражений, и графические, выраженные в графических образах. Модели, реализованные с помощью электронно-вычислительных машин, называют машинными, или электронными.

       Для повышения эффективности сельского хозяйства, как и других отраслей народного хозяйства, необходимо совершенствовать планирование и управление. А это возможно только на основе применения современной электронно-вычислительной техники и экономико-математических методов, которые позволяют перерабатывать огромную массу информации, компьютеризировать управленческий труд, автоматизировать многие технологические процессы в сельском хозяйстве.

       Математической моделью реального объекта (явления) называется ее упрощенная, идеализированная схема, составленная с помощью математических символов и операций (соотношений).

      Следовательно, для получения математической модели сначала вводится система буквенных обозначений элементов реального объекта и затем, на основе изучения существующих взаимосвязей между этими элементами, составляются отражающие их математические соотношения (уравнения, неравенства и др.).

Появление быстро действующих электронно-вычислительных машин

облегчило внедрение математического моделирования в практику.

Экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. Отметим принципиальные черты, характерные для построения экономико-математической модели любого вида. Процесс моделирования можно условно подразделить на три этапа:

1) анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели;

2) определение методов с помощью которых можно решить задачу;

3) анализ полученных результатов.

Задачи данной курсовой работы :

  1. Изучить литературу о методах математического моделирования.
  2. Дать характеристику предприятия на примере СХПК «Звезда»Батыревского района;
  3. Разработать модель для решения поставленной задачи;
  4. Проанализировать полученное решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.

      Моделирование в научных исследованиях стало применяться в глубокой древности, постепенно захватывая всё новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принёс методу моделирования - ХХ век. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

      Термин модель широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие модели, которые являются инструментами получения знаний.

Модель - это материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект - оригинал, так, что его непосредственное изучение даёт новые знания об объекте - оригинале.

      Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.

      Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов - заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

      Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.

Метод моделирования  включает три элемента:

1. Субъект (исследователь);

2. Объект исследования;

3.Модель,опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

      Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А.Мы конструируем (материально или мысленно) или находим в реальном мире другой объект В- модель объекта А. Рассмотрим основные этапы моделирования.

      Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте- оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта – оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда он перестаёт быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.

     Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько “специализированных” моделей концентрирующих внимание на определённых сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

      На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение “модельных” экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные об ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.

 

Этапы моделирования:

  1. Построение модели;
  2. Исследование свойств модели;
  3. Перенос знаний модели на объект-оригинал;
  4. Практическая проверка полученных с помощью модели знаний;
 
       
   
   
   
   
   
   
   
         

      На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определённым правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учётом тех свойств объекта - оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определённый результат модельного - исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.

      Четвёртый этап - практическая проверка полученных с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Для понимания  сущности моделирования важно не упускать из виду, что моделирование - не единственный источник знаний об объекте. Процесс моделирования “погружён” в более общий процесс познания. Это обстоятельство учитывается не только на этапе построения модели, но и на завершающей стадии, когда происходит объединение и обобщение результатов исследования, получаемых на основе многообразных средств познания.

 

   Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым четырёхэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленною малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.

      Проникновение математики в экономическую науку связано с преодолением значительных трудностей, лежащих в природе экономических процессов и специфике экономической науки.

Большинство объектов, изучаемых экономической  наукой, может быть охарактеризовано кибернетическим понятием - “сложная система”.

Наиболее  распространено понимание системы  как совокупности элементов, находящихся  во взаимодействии и образующих некоторую  целостность, единство. Важным качеством  любой системы является эмерджентность - наличие таких свойств, которые не присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому при изучении систем недостаточно пользоваться методом их расчленения на элементы с последующим изучением этих элементов в отдельности. Одна из трудностей экономических исследований - в том, что почти не существует экономических объектов, которые можно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные) элементы.

      Сложность системы определяется количеством входящих в неё элементов, связями между этими элементами, а также взаимоотношениями между системой и средой. Экономика страны обладает всеми признаками очень сложной системы. Она объединяет огромное число элементов, отличается многообразием внутренних связей и связей с другими системами (природная среда, экономика других стран и т. д.). В управлении экономикой взаимодействуют природные, технологические, социальные процессы, объективные и субъективные факторы.

      Сложность экономики иногда рассматривалась как обоснование невозможности её моделирования, изучения средствами математики. Но такая точка зрения в принципе неверна. Моделировать можно объект любой природы и. любой сложности, и как раз сложные объекты представляют наибольший интерес для моделирования; именно здесь моделирование может дать результаты, которые нельзя получить другими способами исследования.

Потенциальная возможность математического моделирования  любых экономических объектов и  процессов не означает, разумеется, её успешной осуществимости при данном уровне экономических и математических знаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике. И, хотя нельзя указать абсолютные границы математической формализуемости экономических проблем, всегда будут существовать неформализованные ещё проблемы, для которых математическое моделирование недостаточно эффективно.

Свойства оптимального решения:

  1. Зависимость от поставленной цели;
  2. Зависимость от текущей хозяйственной обстановки;
  3. Устойчивость базиса оптимального плана относительно малых изменений условий;
  4. Взаимозависимость решений по всем объектам экономики;
  5. Зависимость от уровня управления;
 
   

Информация о работе Оптимальный план распределения минеральных удобрений, которое обеспечивает максимум прибавки урожая