Методология прогнозирования платежного баланса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать платежный баланс как инструмент экономического анализа, выявить особенности методологических подходов к составлению и прогнозированию платежного баланса Республики Беларусь, составить модель с последующим прогнозом показателя объема внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Сущность платежного баланса и факторы его определяющие……………...5
2. Методология прогнозирования платежного баланса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..12
3. Практика применения экономико-математического моделирования платежного баланса Республики Беларусь…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 67.20 Кб (Скачать файл)

Отдельное место в системе прогнозирования  платежного баланса занимает Национальный банк. В соответствии со статьей 26 Банковского  кодекса к функциям Национального  банка относится “анализ и  прогнозирование... платежного баланса  Республики Беларусь... во взаимосвязи  с социально-экономическим развитием  Республики Беларусь”. При этом прогноз  основных показателей платежного баланса  Республики Беларусь на очередной год  должен содержаться в Основных направлениях денежно-кредитной политики.

Министерство  экономики, располагая данными отраслевых министерств, обладает большими возможностями  в части детальной оценки экспорта и импорта, а также в части  проводимой политики в области мер  тарифного и нетарифного регулирования  внешней торговли. Наличие информации об иных макроэкономических показателях  позволяет сделать сбалансированный прогноз по всем секторам экономики  на основе системы национальных счетов. В свою очередь, изменения в структуре  и уровне параметров платежного баланса  оказывают влияние на динамику макроэкономических показателей, в том числе и  на ключевой параметр — ВВП.

В то же время важную роль играет участие  Национального банка в составлении  прогноза платежного баланса, поскольку  денежно-кредитная и валютная политика, разработка и проведение которой  относятся к компетенции Национального  банка, могут оказать существенное воздействие на потоки капитала и  внешнюю торговлю. При этом разработка качественной денежной программы находится  в прямой зависимости от прогноза платежного баланса, поскольку именно он позволяет оценить валовые  и чистые иностранные активы органов  денежно-кредитного регулирования  и банковской системы.

Таким образом, вопрос о том, какой орган государственного управления должен осуществлять прогноз  платежного баланса, не имеет однозначного ответа как функционально, так и  с точки зрения международной  практики. В условиях Республики Беларусь, с учетом значительной доли государственного сектора, Министерство экономики представляется ключевым разработчиком прогноза платежного баланса.

Начиная с 2004 г. Министерством экономики  утверждаются Расчетные балансовые показатели прогноза социально-экономического развития, в состав которых включается аналитическое представление платежного баланса. Значения отдельных показателей платежного баланса и международной инвестиционной позиции вносятся в ключевые индикаторы экономической безопасности. С 2007 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами включается в состав важнейших социально-экономических показателей, утверждаемых Главой государства.

Постоянное  расширение внешнеэкономических показателей, включаемых в прогноз, отражает рост значимости платежного баланса в  контексте государственного управления экономикой.

В целом  разработка прогноза платежного баланса  осуществляется Министерством экономики  при участии Национального банка, в первую очередь в части прогноза счета операций с финансами. При  этом первоочередное внимание уделяется  внешней торговле товарами и услугами, поскольку именно эти индикаторы из всех агрегатов платежного баланса  входят в состав важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, утверждаемых Президентом Республики Беларусь. Прогноз остальных статей носит недостаточно комплексный  характер. Исключение составляют показатели внешнего государственного долга и  его обслуживания, а также статьи, значение которых задается с учетом необходимости выполнения отдельных  показателей платежного баланса, например, по наращиванию золотовалютных резервов или привлечению прямых инвестиций. Прочие статьи разрабатываются преимущественно  для обеспечения внутренней сбалансированности платежного баланса. Следует отметить, что в последние годы произошло  определенное расширение показателей, учитываемых при прогнозе. В частности, стали в большей мере учитываться  показатели прямых иностранных инвестиций и привлечения иностранного капитала банковской системой на сценарной основе, что позволило предусматривать  вариантные изменения как сальдо торгового баланса, так и уровня золотовалютных резервов в зависимости  от показателей притока инвестиций. Соответственно, это повысило уровень  внутренней взаимоувязки показателей  платежного баланса. В то же время  дальнейшее совершенствование методики прогнозирования платежного баланса  предполагает развитие анализа специфических  факторов, которые могут оказать  серьезное влияние на сбалансированность платежного баланса, что требует  разработки моделей для их прогнозирования.

Анализ  исследований в области прогнозирования  платежного баланса Республики Беларусь направлен на изучение не только применяемых  методологических подходов к получению  количественных оценок по отдельным  статьям платежного баланса, но и  возможностей оценки с их помощью  воздействия внешнеэкономических  угроз и прочих рисков на состояние  платежного баланса с целью выработки  необходимых мер макроэкономической политики.

В связи  с этим первоочередной задачей при  разработке прогноза является оценка состояния платежного баланса при  предположении о неизменности макроэкономической политики и внешних условий без учета потенциальных реформ (базовый сценарий), что позволяет учесть существование временных лагов воздействия макроэкономических показателей, а также возможную нереализацию или недостаточную эффективность планируемых мер экономической политики.

Базовый прогноз позволяет установить возможности  финансирования дефицита счета текущих  операций за счет прогнозируемого притока  капитала и имеющихся золотовалютных резервов, оценив таким образом устойчивость платежного баланса.

Оценка  устойчивости платежного баланса осуществляется на основе прогноза состояния внешней  задолженности экономики и уровня золотовалютных резервов государства. Важнейшим показателем устойчивости платежного баланса является стабильность уровня внешнего долга или чистой международной инвестиционной позиции  в процентах к ВВП. Рост относительного уровня внешнего долга с учетом изменения  стоимости заимствований вызывает рост выплат по внешним займам. В  связи с этим чрезмерный рост обязательств резидентов перед внешним миром  может снизить платежеспособность экономики и ограничить возможности  рефинансирования внешнего долга. При  этом уровень золотовалютных резервов должен быть достаточным для покрытия недостающего притока капитала по финансовому  счету для финансирования дефицита счета текущих операций платежного баланса в среднесрочной перспективе.

Полученная  оценка устойчивости платежного баланса  оказывает существенное влияние  на выбор мер макроэкономической политики в прогнозном периоде, направленных на обеспечение финансовой стабильности и устойчивого социально-экономического развития. Так, в случае наличия рисков формирования неустойчивости платежного баланса разрабатывается сценарий корректировки, предполагающий реализацию мер, направленных на минимизацию рисков финансовой дестабилизации.

Таким образом, методологические подходы к прогнозированию  платежного баланса должны отвечать следующим основным требованиям

 —  позволять получать набор параметров, необходимых для оценки устойчивости  платежного баланса, то есть  прогноз платежного баланса должен  носить комплексный характер, не  ограничиваясь отдельными статьями;

— обеспечивать возможность наиболее полного учета  внешнеэкономических угроз и  прочих рисков платежного баланса, а  также оценки влияния мер макроэкономической политики путем моделирования необходимого набора факторов (в зависимости от положенных в основу прогноза теоретических подходов);

 —  позволять разрабатывать прогнозы  на сценарной основе и осуществлять  их оперативную корректировку  в зависимости от изменяющихся  факторов формирования платежного баланса.

Кроме того, методологические подходы к прогнозированию  платежного баланса должны учитывать  особенности, характерные для экономики  Республики Беларусь, связанные прежде всего с влиянием регулируемого  режима обменного курса (привязка в  рамках горизонтального коридора) на формирование внешнеторговых потоков, а также с использованием ограничений  на движение капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Практика применения экономико-математического  моделирования платежного баланса  Республики Беларусь

 

Имеются поквартальные данные по объему внешней торговли товарами и услугами РБ в 2003-2010 г.г. (в млн. долларов США). (Статистические данные взяты с сайта Национального банка Республики Беларусь)

 

Период

Номер квартала

Объем внешней торговли, млн долларов США

t

 

1кв. 2003

1

5210,9

2кв. 2003

2

5724,5

3кв. 2003

3

6187,9

4кв. 2003

4

6691,2

1кв. 2004

5

6437,9

2кв. 2004

6

7856,6

3кв. 2004

7

8664,6

4кв. 2004

8

9878,4

1кв. 2005

9

7249,1

2кв. 2005

10

8728,7

3кв. 2005

11

9375,8

4кв. 2005

12

10307,6

1кв. 2006

13

9854,0

2кв. 2006

14

11279,0

3кв. 2006

15

12530,6

4кв. 2006

16

12338,9

1кв. 2007

17

11353,0

2кв. 2007

18

14032,9

3кв. 2007

19

15244,3

4кв. 2007

20

17419,8

1кв. 2008

21

18124,4

2кв. 2008

22

21675,7

3кв. 2008

23

22454,2

4кв. 2008

24

16343,0

1кв. 2009

25

11130,7

2кв. 2009

26

13236,5

3кв. 2009

27

14550,7

4кв. 2009

28

16284,3

1кв. 2010

29

13254,8

2кв. 2010

30

15937,4

3кв. 2010

31

16965,2

4кв. 2010

32

20920,2


 

 

Рис. 1: График динамики объема внешней торговли товарами и услугами РБ

 

Рассчитаем  значения сезонных компонент методом  скользящей средней. Найдем скользящие средние для каждой группы из четырех  соседних значений уровней ряда. Затем  найдем центрированные скользящие средние, чтобы привести данные в соответствие с фактическими моментами времени. Нам следует построить мультипликативную  модель, поэтому оценку сезонной компоненты рассчитаем как частное от деления  фактического уровня ряда на центрированную скользящую среднюю.

Выравнивание ряда методом скользящей средней

 

t

 

Скользящая

средняя

Центрированная

скользящая

средняя

Оценка

сезонной

компоненты

2003

1

5210,9

     

2

5724,5

5707,8

   

3

6187,9

6201,2

5954,5

1,04143

4

6691,2

6439,0

6320,1

1,01881

2004

5

6437,9

6995,2

6717,1

1,0414

6

7856,6

7653,0

7324,1

1,04491

7

8664,6

8799,9

8226,5

1,0697

8

9878,4

8597,4

8698,6

0,98836

2005

9

7249,1

8618,7

8608,1

1,00124

10

8728,7

8451,2

8535,0

0,99019

11

9375,8

9470,7

8961,0

1,05689

12

10307,6

9845,8

9658,3

1,01942

2006

13

9854,0

10480,2

10163,0

1,03121

14

11279,0

11221,2

10850,7

1,03415

15

12530,6

12049,5

11635,4

1,03559

16

12338,9

12074,2

12061,8

1,00102

2007

17

11353,0

12574,9

12324,6

1,02032

18

14032,9

13543,4

13059,2

1,03708

19

15244,3

15565,7

14554,5

1,06947

20

17419,8

16929,5

16247,6

1,04197

2008

21

18124,4

19073,3

18001,4

1,05955

22

21675,7

20751,4

19912,4

1,04214

23

22454,2

20157,6

20454,5

0,98548

24

16343,0

16642,6

18400,1

0,90448

2009

25

11130,7

13570,1

15106,4

0,8983

26

13236,5

12972,6

13271,4

0,97749

27

14550,7

14690,5

13831,6

1,0621

28

16284,3

14696,6

14693,6

1,00021

2010

29

13254,8

15158,8

14927,7

1,01548

30

15937,4

15385,8

15272,3

1,00743

31

16965,2

     

32

20920,2

     

Информация о работе Методология прогнозирования платежного баланса в Республике Беларусь