Контрольная работа по «Государственное регулирование экономики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Какие классификации экономических функций государства Вам известны, дать им сравнительную характеристику.
Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.
Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

Файлы: 1 файл

КР государственное регулирование экономики №1.docx

— 68.26 Кб (Скачать файл)

Выравнивающая селективная политика направлена на сглаживание межрегиональных различий, путём избирательного воздействия на проблемные регионы.

Выбор регионов, которые должны стать объектами выравнивающей селективной

региональной политики является сложной задачей, которая решается каждой страной

самостоятельно. Когда объектами выравнивающей политики выступают отстающие в развитии регионы, можно говорить о её стимулирующем характере, если же объектами селективной политики являются перенаселённые городские ареалы – мегаполисы, то выравнивающая политика носит сдерживающий характер.

Резюмируя, отметим:

− селективная региональная политика является самостоятельным типом

региональной политики государства, содержание которой зависит от выбранной

государством на данном историческом этапе модели региональной политики

(«эффективность»/»равенство»);

− селективная региональная политика государства по объекту воздействия

подразделяется на выравнивающую и поляризованную, а по характеру воздействия

на стимулирующую и сдерживающую, что позволяет формировать дифференцированную селективную политику в зависимости от цели селективной

региональной политики;

 

  1. Основные инструменты, регламентирующие территориальное развитие экономики.

 

Территориальное развитие экономики это процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны реализуются путем разработки и реализации региональной экономической политики.

Основными инструментами, регламентирующими территориальное развитие экономики являются: генеральная схема развития и размещение производительных сил страны, схемы размещения и развития отдельных отраслей, схемы районной планировки.

Генеральная схема развития и размещения производительных сил – комплексный документ, отражающий направления рационального развития производства, а также его размещение по территории страны.

Схема размещения и развития отдельных отраслей (многоотраслевых комплексов) – документы, отражающие рациональное развитие производства той или иной отрасли, а также рациональное размещения производств данной отрасли по территории страны с точки зрения общенациональных интересов.

Схема районной планировки – конкретные планы организации и размещения производства.

Региональные программы социально – экономического развития – одна из форм государственного регулирования развития регионов. В условиях федерального государства в период перехода к рыночной экономике эти документы приобретают особое значение ввиду насущной необходимости каждому субъекту Федерации иметь собственное представление о способах решения насущных проблем. Основная цель разработки программ регионального развития – обеспечение подъема экономики и повышение жизненного уровня населения.

 

 

  1. Основные направления  реформирования и регулирования в сфере образования.

 

  1. Развитие дошкольного образования: оптимизация структуры и ведомственной принадлежности сети дошкольных образовательных учреждений с учетом рыночных отношений; переход к новым условиям финансирования дошкольного образования на основе сочетания федерального, регионального, муниципального и ведомственного источников финансирования.
  2. Развитие общего образования: сохранение сети общеобразовательных учреждений и приведение ее в соответствие с потребностями городского населения с учетом национальных и региональных особенностей; разработка примерных комплектов учебного оборудования с использованием новых информационных технологий.
  3. Начальное профессиональное образование: совершенствование системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих с учетом структурной перестройки экономики и региональных рынков труда; привлечение учреждений данного типа для подготовки и переподготовки высвобождаемого с предприятий персонала и незанятого населения.
  4. Среднее профессиональное образование : интеграция среднего и высшего профессионального образования; создание региональных комплексов с ориентацией на запросы населения и местные рынки труда.
  5. Высшее послевузовское профессиональное образование: создание на базе имеющихся учебных заведений федеральных и региональных учебно – научно – производственных комплексов, усиление их научного потенциала; совершенствование системы финансирования высшего и после вузовского образования.
  6. Дополнительное образование: сохранение, развитие и поддержка существующий сети государственных и негосударственных учреждений дополнительного образования; введение в действие механизма социальной защиты от некачественного образования; определение спроса на эти виды услуг в условиях рынка.

 

  1. Увеличение выплат по безработице способствует росту ее уровня. Так ли это?

 

Борьба с безработицей – это комплекс мер по уменьшению безработицы.

Пособие по безработице поддерживает безработных в период поиска подходящей работы, позволяя сохранить их уровень жизни.

Увеличение пособий снижает стимулы к быстрому трудоустройству, увеличивается время на поиск подходящей работы, переподготовку, обучение и т.д. Все это способствует увеличению продолжительности безработицы, увеличению ее уровня и числа безработных.

 

  1. Какие выгоды и какие убытки приносит стране внешняя торговля? Какие из указанных Вами последствий международной  торговли характерны для условий современной России?

 

Выгоды

Убытки

Рост производства товаров в мире, а также на увеличение потребления внутри страны.

 

Конкуренция на мировом рынке и столкновения национальных интересов в международной торговле заставляют государства использовать имеющиеся в их распоряжении инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Преодоление ограниченности национальной ресурсной базы

 

Различия между государствами в соотношение цен одной и той же пары товаров, каждому из этих государств это будет относительно выгодно.

 

Развитие уже имеющихся и новых производств.

 

Приток качественного оборудования с внешнего рынка.

 

Расширение рынка зерна и технических культур в сельском хозяйстве.

Внешняя торговля создает некоторые трения и конфликты между странами, потому что экономическое воздействие обуславливает политическое.

 

Низкая конкурентоспособность отечественных товаров.

 

Высокое энергопотребление отрасли и повышение тарифов на энергоносители до мирового уровня.


 

 

Обще тенденции во внешней торговле России

По данным таможенной статистики ключевые показатели – экспорт, импорт и внешнеторговый оборот к концу 2013 года изменились незначительно и сравнялись с показателями прошлого года.

Так, внешнеторговый оборот составил 844,2 млрд. долларов, экспорт – 532,6 млрд. долл., а импорт317,8 млрд. долл.

При этом в среднем, темп прироста составил + 0,3% по всем показателям. Даже показатель экспорта, который почти весь год был ниже уровня 2012 года,  увеличился, несмотря на неоптимистичные прогнозы.

Среди наиболее важных факторов, повлиявших на эти показатели, следует выделить следующие:

1. Общемировые тенденции: экономика  стран после кризиса 2008 года развивается  медленно, что сказывается и на  объемах мировой торговли. Кризис  Еврозоны в 2012-2013 году также осложнил  ситуацию в темпах производства, спросе и потреблении.

2. Присоединение России к ВТО. Данный фактор скорее является  «внутренней» причиной уменьшения  объемов внешней торговли. Одни  эксперты говорят, что ВТО лишь  обнажила существующие проблемы, но в дальнейшем она послужит  стимулом для развития производств, другие же, наоборот, считают, что  механизмы ВТО носят дискриминационный  характер и для производителей, и для государства с точки  зрения бюджета, нормативно-правовой  базы, методов государственного  регулирования.

3. Одной из причин снижения  экспорта по мнению экспертов было повышение курса рубля, из-за чего российские товары, наряду с итак низкой конкурентоспособностью, дорого стоили. Это вызвало падение объема продаж, т.е. экспорта.

4. Отрицательно на экономике  сказалось снижение инвестиций  в основной капитал крупных  государственных компаний.

5. Замедление потребительского  спроса, из-за больших долговых  нагрузок населения. По данным  Центрального банка, кредитная нагрузка  на одного работника составляет около 3,7 среднемесячных заработных плат

6. Тем не менее, не смотря на  отрицательные факторы, в экспорт  и импорт все же увеличились. Во многом это связывают с  мерами по девальвации рубля, а также с повышением активности  участников внешнеэкономической  деятельности России и Европы.

Помимо этого, Россия поднялась в рейтинге Doing Business с 112 до 92 места, что также говорит о том, что на фоне остальных стран позиции России укрепились.

По официальным данным среднегодовой прирост за 11 лет составил 15%.  Это является достаточно высоким показателем, учитывая кризис 2008-2009 гг. Тем не менее, после 2011 года темпы роста экспорта и импорта существенно снизились,  поэтому их увеличение только на 0,3% было ожидаемым.

В целом, показатели внешней торговли в течение года были стабильны. Период роста экспорта и импорта пришелся на март-апрель 2013 года, а также на декабрь. 

В марте-апреле 2013 года наблюдался рост внешней торговли. Это обусловлено в первую очередь ростом импорта, однако уже к маю показатели резко снизились. Это связано с уменьшением цен на многие сырьевые товары. сравнению с апрелем 2012 г. подешевели практически все товары, за исключением газа, подорожавшего на европейском рынке на 12,8%, на американском – в 2,1 раза. Заметен спад и в августе. В этом месяце отмечалась разнонаправленная динамика развития конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров – важных статей российского экспорта.

Нефтяные цены росли, что во многом обусловлено сезонным увеличением потребления жидкого топлива, но для этого месяца были характерны срывы  поставок со стороны крупных экспортеров. Дополнительным катализатором роста цен выступала неопределенность по мирному разрешению сирийского кризиса. Поддержку нефтяным ценам на европейском рынке оказал спад добычи в Северном море в результате сезонных ремонтных работ на скважинах.

На 7,5% уменьшился внешнеторговый оборот в мае 2013 г. Как пояснило Министерство экономического развития, подобный спад был вызван уменьшением количества рабочих дней в мае (их было на 3 меньше).

Это оказало негативное влияние динамику промышленности, торговли, услуг населению, а также экспорта топливно-энергетических товаров. Также некоторое влияние оказала и сезонная составляющая.

Спад произошел практически во всех отраслях экономики. Кроме того, в мае стали ухудшаться условия на рынке труда, отмечается в мониторинге Минэкономразвития. Уровень безработицы, очищенный от сезонного эффекта, увеличился до 5,5 процента - это наибольшее значение за последние месяцы. Возобновилось падение реальной заработной платы - она сократилась на 0,4 процента по отношению к апрелю.

Наконец, ещё более сильный спад произошел в августе по причинам, описанным выше.

Также, подъем во внешней торговле произошел в ноябре-декабре 2013 года, что и позволило немного превысить показатели прошлого года. Данное увеличение произошло целиком за счет роста экспорта металлов, продукции сельскохозяйственного производства.

По сравнению с предыдущим годом в январе- марте экспорт был ниже. Доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов (основного экспортируемого товара) из России в январе-июне 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. снизились на 8,4% – до 83,98 млрд долл. с 91,65 млрд долл. Об этом сообщает Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ. 
В том числе доходы от экспорта нефти в страны дальнего зарубежья сократились на 8,5% – до 78,56 млрд долл. с 85,85 млрд долл., в страны СНГ – на 6,5% – до 5,42 млрд долл. с 5,8 млрд долл. Как уже говорилось, летом 2013 года экспорт увеличивался, что было вызвано общим увеличением цен на нефть (за исключением ноября-декабря).

Для импорта характерна противоположная тенденция. Показатель наоборот, рос в начале года, а к концу стал сокращаться.  В марте-апреле существенно вырос объём импорта машиностроительной продукции. Больше всего увеличилось число закупок плавсредств и судов. Отчасти это связано с тем, что вступили в силу многие нормы нашего присоединения к ВТО. Рост также наблюдался в отношении продукции сельского хозяйства, некоторых металлов. Но к осени ситуация изменилась. снизился импорт почти всех видов мяса, что связано с ростом цен, а также автомобилей - одного из основных импортируемых товаров. Европейский автомобильный рынок снизился на 1,8% , при этом в Росси действует утилизационный сбор, который повлиял на сокращение импорта.  

Импорт РФ из стран дальнего зарубежья сократился в ноябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 2,3% до 23,996 млрд долларов. Об этом сообщила Федеральная таможенная служба. 
Ввоз снизился в основном за счет сокращения закупок продукции машиностроения на 5,7% до 12,248 млрд долларов. В данной категории больше всего «просел» ввоз автомобилей. За 10 месяцев этого года, подсчитали в ФТС, импорт легковых автомобилей сократился на 18,6% - до 747,1 тысячи машин. Импорт грузовых автомобилей снизился на 27,6% - до 71,5 тысячи экземпляров.

Таким образом, в целом, несмотря на отрицательные прогнозы, год оказался для России почти благополучным.  Напряженная ситуация в сфере производства и снижение темпов развития экономики в начале года все же значительно уменьшились к его концу. Положительным моментом является и то, что к концу года мы стали экспортировать немного больше нефтепродуктов, а не сырой нефти. Тем не менее, ряд отрицательных моментов все же присутствует. Из-за нашего присоединения к ВТО значительно увеличился импорт многих продовольственных товаров, что может создать трудности для отечественного производства. Также значительно снизились объемы торговли со странами СНГ, в том числе и в рамках Таможенного союза.

Информация о работе Контрольная работа по «Государственное регулирование экономики»