Химическая промышленность РТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:39, реферат

Описание работы

Сырьевые и материальные ресурсы, являясь предметом труда, представляют собой один их трех основных элементов производства. Без них, разумеется, невозможно никакое производство. Но не только этим характеризуется роль и значение материальных и сырьевых ресурсов. Они составляют две трети затрат на производство товара, себестоимости произведенной промышленной продукции и не менее половины её цены. В отраслях пищевой промышленности затраты на сырье и материалы превышают 80 % в себестоимости продукции. В масштабах современного российского производства снижение затрат на сырье и материалы хотя бы на один процент обеспечивает многомиллиардную экономию ресурсов, дополнительную прибыль и объем продукции.

Содержание работы

Введение 2
1. Сырьевая база химической промышленности 4
1.1 Сущность сырья и материальных ресурсов 4
1.2 Характеристика сырьевой базы 9
1.3 Характеристика сырьевой базы РТ 14
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

химическая промышленность.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

├────────────────────────────────────────────────────

│Прямогонный  бензин  (40 - 180 градусов C),             1552                            1234

│в том числе привозной                                                   318                                0

├────────────────────────────────────────────────────

│Бутан                                                                                318                               318

├────────────────────────────────────────────────────

│Гидроочищенный керосин                                              0                                  318

├────────────────────────────────────────────────────

│Сырье для производства полимеров и нефтехимической  продукции

├────────────────────────────────────────────────────

│Этилен                                              40        

├────────────────────────────────────────────────────

│Пропилен                                         99        

├────────────────────────────────────────────────────

│Бензол                                              23        

├─────────────────────────────────────────────────────

│Фенол                                               14        

├─────────────────────────────────────────────────────

│Сырье для производства каучуков и МТБЭ ├─────────────────────────────────────────────────────

│Углеводородное сырье  для ЦГФУ                     1296        

├─────────────────────────────────────────────────────

│БДФ                                                130        

├─────────────────────────────────────────────────────

│БИФ                                                 77        

├─────────────────────────────────────────────────────

│Метанол                                          191 - 195    

 

В свою очередь, дефицит мономерной базы определяет ограниченное предложение полимерных материалов и изделий из них, что обусловливает в том числе и недостаточные темпы развития малого и среднего бизнеса в НГХК Республики Татарстан.

Это требует  комплексного подхода к решению проблемы развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в Республике Татарстан.

В частности, в  период реализации Программы будет  предусмотрено обеспечение действующих  предприятий химии и нефтехимии сырьем с нефтеперерабатывающих  производств республики.

Более того, предполагается создание новых нефтехимических  производств в составе нефтеперерабатывающего комплекса, ориентированного на переработку  карбоновой нефти, с выпуском базовых  олефинов, полимеров и изделий  из них.

 

Таблица 2.

Основные перспективные потребности ОАО "Казаньоргсинтез" в углеводородном сырье со стороны (тыс. тонн в год)

│                    Виды сырья                                                  Объемы сырья

├──────────────────────────────────────────────

│Этан                                                                                    800 - 1000

├──────────────────────────────────────────────

│Пропан-бутановая фракция                                             180 - 200

├──────────────────────────────────────────────

│Нафта (ШФЛУ)                                                                 900 - 1000

 

Таким образом, совокупность выявленных стратегических проблем  и рисков развития НГХК Республики Татарстан определила выбор стратегии  его развития, нацеленной на радикальные сдвиги в экономическом положении комплекса, обеспечение высоких темпов экономического роста, повышение доходности, и базирующейся на максимальном использовании конкурентных преимуществ НГХК Республики Татарстан и благоприятных возможностей внешней среды.

Соглашение  о взаимодействии в сфере регулирования  по недропользованию заключили Федеральное  агентство по недропользованию и  Кабинет министров РТ. Документ подписали  руководитель Федерального агентства  по недропользованию Анатолий Ледовских и Премьер-министр РТ Рустам Минниханов.

По мнению Анатолия Ледовских, такое соглашение поможет  выработать совместную стратегию в  области вопроизводства минерально-сырьевой базы, защитить свои интересы при принятии законопроекта «О недрах».

В Татарстане разработана программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2006-2010 гг. В республике наибольшее развитие получила сырьевая база топливно-энергетического комплекса.

На государственном  балансе по состоянию на 1 января 2006 г числится 145 нефтяных месторождений, добыча нефти ведется на 120 из них. Начальные суммарные ресурсы нефти оцениваются в 4,6 млрд.т. Текущие суммар6ые ресурсы нефти - 1,7 млрд.т. По объему добычи нефти Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе и второе - среди субъектов Российской Федерации.

По итогам прошлого года было добыто 29,9 млн. т. При этом отмечается высокая - более 80% степень  выработанности активных извлекаемых  запасов. Чтобы исключить снижение объемов добычи нефти, необходимо с помощью геологоразведочных работ выявлять новые залежи и вводить месторождения. Неразведанная часть начальных суммарных ресурсов нефти в республике достигает 41%.

В рамках программы  планируется производить сейсморазведочные  работы на Куйбышевском и Нижнекамском водохранилищах, что позволит прирастить запасы нефти на 100 млн.т. Еще один резерв топливно-энергетического комплекса природные битумы, которые могут быть источниками энергоносителей, альтернативных мазуту, каменному углю и природному газу.

Сегодня в госбалансе учтено 19 месторождений битума, объем  извлекаемых запасов которых  составляет 36,4 млн.т. Для производства генераторного газа и синтетического жидкого топлива применяется  каменный уголь, прогнозные ресурсы  которого в Татарстане составляют 2,7 млрд.т. На республиканском балансе содержится 250 месторождений 18 видов нерудных материалов, также в республике имеются месторождения подземных вод.

Вся программа  геологического изучения недр и воспроизводства  минерально-сырьевой базы оценивается в 10 млрд. руб. По словам Бориса Петрова, при затратах на геологоразведочные работы в размере 10 млрд. руб., доходы государства составят от 213 млрд. руб., при неблагоприятных условиях до 418 млрд. руб. в первые 5 лет.

Если недрапользователи Татарстана найдут 1,4 млрд. руб., федеральные бюджет профинансирует работы на 130 млн. руб. (сумма бюджетных средств не может превышать 20%).

Требуется разработать  механизм воспроизведения минерально-сырьевой базы, которая сегодня восполняется только на 32%. Если в 2006 г будет введена дифференцированная ставка налога на добычу полезных ископаемых, потребуется и новый федеральный закон о специальных налоговых режимах.

Одним из ключевых здесь стал Закон Республики Татарстан «О нефти и газе» от 1997 года, который предполагал регулирование отношений между Центром и субъектом Федерации, возникающих при разработке нефтегазовых месторождений, добыче нефти и газа, обеспечивал рациональную эксплуатацию и безопасность работ, защиту интересов граждан республики и охрану права собственника и пользователя недр.

В ряде из них, в  частности, в международном пакте  о политических и гражданских  правах 1976 года, который признан  Российской Федерацией, особый акцент сделан на том, что все народы для  достижения своих целей могут  свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами территорий, на которых проживают. Надо сказать, эта норма зафиксирована и в части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Татарстанский закон «О нефти и газе», не имеющий аналогов в субъектах Федерации, через льготное налогообложение предоставил право республике вовлечь в хозяйственный оборот низкодебетные и низкорентабельные нефтяные месторождения, которые в других регионах России были закрыты. Закон дал возможность увеличить добычу нефти на 5-6 млн тонн в год, помог выстоять нефтедобывающей отрасли Татарстана в самые тяжелые кризисные 1997-1998 годы.

Все это привело  к целенаправленному формированию «точек роста» народного хозяйства, подъему региональной экономики, созданию благоприятных возможностей для реализации социально-экономических программ, и, как следствие, Татарстан в настоящее время является одним из немногих в России регионом-донором с устойчивой конкурентоспособной экономикой.

Можно с уверенностью сказать, что республиканское законодательство с экономической стороны себя вполне оправдало. После более чем  четырехкратного падения добычи нефти со 103,7 млн тонн в 1975 году до 23,8 млн тонн в 1991 году в результате эффективных мер государственной поддержки удалось не только стабилизировать уровень добычи, но и поднять этот показатель в 2002 году до 28,7 млн тонн.

Ситуация в  сфере правового регулирования  недропользования стала меняться с  начала проведения федеральным центром политики укрепления вертикали власти и приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.

Качественные  изменения произошли во взаимодействии Центра и республики в части недропользовании в связи с принятием нового Налогового кодекса Российской Федерации, где, по сути, игнорируются положения 9 статьи Конституции России и нормы международного права. Теперь право собственности закрепляется федеральным законодательством таким образом, что практически все природные налоги на недропользование перераспределились в пользу центральных структур.

При разработке нового Налогового кодекса РФ парламент  Татарстана внес пакет предложений  в Государственную Думу с предложением предусмотреть в нем дифференциацию налогов в зависимости от условий  добычи. Однако наша позиция фактически была проигнорирована.

Попытки добиться введения поправочных коэффициентов, увязывающих ставку с геологическими условиями месторождений, Дума не поддержала. Объективно сложилась ситуация, когда  федеральное законодательство пошло вразрез с экономическими интересами регионов, в частности, Татарстана, где условия добычи очень сложные. Структура остаточных запасов нефти во многих старых нефтедобывающих регионах России и нашей республике, в частности, такова, что 65% от их общего объема составляют трудноизвлекаемые и высоковязкие, а степень выработанности активных запасов превышает 88%. А это значит, условия добычи ухудшаются, увеличиваются издержки производства, повышается себестоимость продукции.

Сегодня сырьевая база России переживает не самые легкие времена. Величины прироста разведанных запасов, в структуре которых доминируют сведения, полученные за счет переоценки ранее открытых месторождений, неадекватны объемам добычи. По оценкам экспертов, при нынешнем уровне добычи и разведки нефти в России этого сырья хватит только на 20-25 лет. При этом учтено и наличие большого количества второстепенных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти, которые тоже могут быть задействованы. Однако реалии таковы, что в условиях действующей налоговой системы проведение огромного комплекса мероприятий с целью выработки остаточных запасов нереально. А, следовательно, регионы, обладающие таковыми запасами, теряют потенциал развития, скрытый в них.

Вместе с  тем наработанная практика свидетельствует, что нефтедобыча может осуществляться на принципиально иных условиях. В течение длительного времени в Государственной Думе, и не только там, идет полемика в отношении судьбы закона, предусматривающего работу нефтяных компаний на условиях соглашений о разделе продукции.

Общеизвестно, что геологоразведочный процесс  носит долгосрочный и инерционный  характер, требующий огромных капитальных  вложений. Главным привлекающим инвесторов фактором СРП выступает стабильность правовых и экологических условий на длительную перспективу, но как раз именно этого федеральный закон и не гарантирует. Татарстан, обладающий значительным количеством малых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, крайне заинтересован в принятии соглашений о разделе продукции. Это помогло бы нам привлечь и дополнительные инвестиции, и новые технологии зарубежных компаний, имеющих у себя месторождения со схожими характеристиками. Все это способствовало бы повышению отдачи нефтяных пластов, и как следствие, развитию экономики региона.

Информация о работе Химическая промышленность РТ