Теория цвета и цветовых контрастов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:58, реферат

Описание работы

Наше восприятие цвета целиком и полностью определяется воздействием света на предметы или объекты. Во 2-ой половине XVII века сэр Исаак Ньютон убедительно продемонстрировал, что цвета являются неотъемлемыми компонентами белого цвета. Он пропустил луч белого цвета сквозь стеклянную призму, после чего свет разделился на полосы отдельных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового. Затем, когда он пропустил цветные лучи света через сводящую линзу и далее – на вторую призмы, лучи были преобразованы в поток белого цвета.

Файлы: 1 файл

теория цвета.docx

— 23.00 Кб (Скачать файл)

ТЕОРИЯ ЦВЕТА И ЦВЕТОВЫХ КОНТРАСТОВ.

Наше восприятие цвета  целиком и полностью определяется воздействием света на предметы или  объекты. Во 2-ой половине XVII века сэр Исаак Ньютон убедительно продемонстрировал, что цвета являются неотъемлемыми компонентами белого цвета. Он пропустил луч белого цвета сквозь стеклянную призму, после чего свет разделился на полосы отдельных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового. Затем, когда он пропустил цветные лучи света через сводящую линзу и далее – на вторую призмы, лучи были преобразованы в поток белого цвета.

Цвета, составляющие белый  цвет, были обнаружены Ньютоном благодаря  тому, что свет различных длин волн в большей или меньшей степени  преломляется при прохождении из одной – прозрачной- среды (воздух) в другую – более плотную (стекло). Лучи красно- оранжевого цвета быстрее проникают и проходят сквозь более плотную среду и преломляются в меньшей степени, чем, например, лучи синего и фиолетового света. Именно по этой причине лучи солнца на рассвете и закате воспринимаются нами как красно-оранжевый свет – косой угол этих лучей показывает, что они быстрее проникают в атмосферу и занимают доминирующее положение.

Диапазон длин волн видимого света представляет собой очень  малую часть спектра электромагнитного  излучения – приблизительно от 390 нанометров для фиолетового до 760 для красного. За пределами красного цвета лежит диапазон волн инфракрасного излучения, а ним следуют радиоволны. За пределами фиолетово лежит диапазон длин волн, соответствующих ультрафиолетовому, рентгеновскому и гамма- излучению.

Аддитивные основные цвета : синий/ фиолетовый (короткая длина), зелёный (средняя длина волны), красный/ оранжевый (длинная длина волны). Трёх достаточно, чтобы на их основе образовать белый цвет. Эти цвета воздействуют на светочувствительную материю, находящуюся в колбочках сетчатки наших глаз. Независимо от способа передачи света – отражаться или проходить сквозь неё – будут отражаться или передаваться только воспринимаемые цвета. Другие цвета будут поглощаться материалами. Белая поверхность отразит все три цвета, которые в совокупности составляют белый свет. Чёрная матовая поверхность, например, пигмент сажи газовой, поглощает все цвета. Если мы видим объект синего/фиолетового цвета, это значит, что он поглощает зелёные и оранжевые/ красные лучи.

Субтрактивные цветовые смеси представляют для художников и дизайнеров особую важность, так как имеют отношение к пигментам и красителям. Основной принцип заключается в том, что добавление каждого последующего цвета уменьшается поток света, который отражается или передаётся зрителю. Например,  мы можем увидеть данный эффект, когда источник белого цвета накрыт прозрачным цветным фильтром. Красный фильтр поглотит лучи зелёного и синего света, а пропустит только красный. Следующие фильтры задержат ещё больший объём света. Субтрактивные основными цветами являются красный/малиновый, синий и жёлтый. В процессе физического смешения красок  для живописи или декора каждый новый добавленный пигмент делает смесь более тёмной, а её цвет – менее чистым. В настоящее время благодаря очень чистым краскам, которые можно получить из синтетических органических пигментов (вталоцианина,  пигменты азоконденсации  или бензимидазолоны) появилась возможность образовывать второстепенные и третичные цвета высокой чистоты.

Например, можно образовывать более яркий зелёный цвет, используя  лимонную жёлтую или кадмий лимонный и голубую ФЦ. Это также справедливо в отношении лессировок, в которых на холст сначала наносится одна прозрачная плёнка краски, затем на её поверхность – другая и т. д. В процессе работы тональность лессировки становится глубже и с поверхности поступает меньше света.

Трёхцветная печать. Принцип субтрактивного цветового смешивания и составляет её основу. Печатаются изображения прозрачными красками (жёлтой, пурпурной и голубой) на белой основе. Если вместе с ними в печать идёт и чёрная краска для увеличения глубины и объёма, то процесс называется четырёхцветной печатью.

«Чистота» цвета пигмента проверяется спектрофотометром, который измеряет  объём света,  поглощаемый пигментом из видимого спектра и регистрирует результат в диаграмме, которая называется цветовым графиком. Поток белого цвета передаётся на тонкий слой пигмента и затем, его величина измеряется после прохождения сквозь этот слой. В качестве альтернативы используется другой метод: измеряется свет, отражённый от поверхности образца пигмента. Очень «чистый» цвет обладает полосой поглощения, которая может быть узкой и острой. Чем выше этот показатель – тем ярче цвет. Если же кривая полосы поглощения широкая, то это означает, что пигмент поглощает длины волн с обеих сторон, а цвет сильно загрязнён или менее чистый.

Дополнительными цветами являются:

  • Зелёный и пурпурный
  • Сине-фиолетовый и жёлтый
  • Красно-оранжевый и голубой

Эти сочетания  в комбинации образуют белый цвет, а при смешивании пигментов –  чёрный.

Использование дополнительных цветов, которые взаимно контрастны применяются для усиления, оживления или подавления тональности в живописи различными методами. Например, один цвет может можно ослабить по тону, благодаря присутствии в смеси его дополнительного оттенка, а не в результате добавления чёрной. Кроме того, можно снизить яркость цвета при нанесении на лессировочного слоя краски, дополнительной к первой. Считается. Что эта практика использовалась уже в XV веке (у Чимабуэ).

ТЕОРИИ ШЕВРЕЛЯ

Возможно, Мишель- Этьен Шеврель был наиболее влиятельным теоретиком, чьё пристальное внимание к практическим аспектам воплощения собственных идей привело к коренной ломке представлений о цвете. В 1839 году этот учёный опубликовал блистательную работу о принципах цветовой гармонии и контрастов. Шеврель определил 3 закона синхронного (одновременного), последовательного и смешанного контрастов. Эти законы похожи, разница лишь в том, что первый основан на немедленном эффекте, второй – на остаточном изображении (послеизображение). Эффект же последнего, третьего – смешанного контраста непосредственно соотносится со стилистикой крупноформатной живописи или фресковых работ, которые обычно рассматриваются постепенно и последовательно, а также содержат участки мощного, насыщенного цвета. Таким образом, третий закон смешанного контраста основывается на явлении остаточного изображения и его эффекте, который изменяется в цвете под влиянием цвета рядом находящегося объёкта (предмета).

Три основные пары дополнительных цветов отличаются друг от друга в отношении тональности валёра. К примеру, пара красный- зелёный являются наиболее ровным по «высоте», ведь красный занимает среднее положение между жёлтым и синим, а в зелёном комбинируются оба. Пара синий – оранжевый противостоят друг другу в большей степени, чем красный- зелёный потому, что менее яркий цвет синий изолирован, в то время, как красный и жёлтый соединяются в оранжевый. Пара жёлтый – фиолетовый образуют наиболее отчётливый контраст,  потому что жёлтый здесь – изолированный цвет и самый светлый и менее интенсивный. Для художников и дизайнеров жёлтый цвет используется как самый чистый и светлый, а фиолетовый отступает и образует массив теней.

Мишель-Эжен Шеврель составил собственный хроматический круг на основе 72 отдельных оттенков, которые он получил из трёх основных цветов: красного, жёлтого и синего. Кроме того. Каждый оттенок был представлен смесями с белым и чёрным в 21 градации тона. Цветовая полусфера, разработанная Шеврелем, напоминала трёхмерную систему Рунге, созданную им в форме сферы, где легко и отчётливо обозначались 3 характеристики цвета6

  • Оттенок или сам цвет (красный, синий, зелёный)
  • Степень насыщенности – интенсивность цвета. Степень насыщенности зависит от объёма белой или чёрной краски, которые смешиваются с определённой краской. На практике цвет может стать менее насыщенным, если нанести краску в виде прозрачной плёнки поверх белой или тонированной поверхности.
  • Валёр или относительная светлота тона – т.е. степень светлых или тёмных свойств цвета (обычно по отношению к фиксированной серой тональной шкале).

Освальд и Мансэлл – учёные из Германии и США, работавшие в конце XIX и начала XX столетий – разработали отдельные системы цветового обозначения, в которых легко и очень точно идентифицировался цвет определённой насыщенности и тона.

Применение  теорий на практике.

Например, Шеврель хорошо осознавал, что эффекты дополнительных цветов могуь использоваться как для усиления свойств каждого из них, так и для нейтрализации составляющих их цветов. В последнем случае при рассмотрении и выборе комбинаций цветных нитей для гобеленов. Учёный советовал ткачам отказываться от включения дополнительных цветов в смеси, предназначавшиеся для создания ярких цветовых оттенков. В соответствии с аддитивным принципом цветового смешения расположенные рядом участки красного и зелёного, синего и оранжевого или жёлтого с фиолетовым создают впечатление нейтральных сероватых тонов. Важнейшим фактором здесь является размер или масштаб участка одного цвета по отношению ко всей работе вцелом. В ином случае, Шеврель советовал снизить тональность тона одного цвета, чтобы другой казался более ярким при комбинации красного и жёлтых цветов при создании оптического оранжевого.

Эффект цвета  на различных грунтовках.

Шеврель однако был первым, кто смог детализировать, что «каждый рецепт цветовых композиций, предназначенных для нанесения на грунтовку другого цвета, должен быть изменён в соответствии с эффектом, образуемым грунтовкой под воздействием данного цвета композиции». Эффект или назначение грунтовки белого цвета заключается в образовании более яркого цвета или углублении его тона посредством добавления краски его дополнительного цвета в белый. На чёрной основе комбинация дополнительного цвета с чёрным может несколько осветить тональность, за исключением случаев использования яркого, насыщенного цвета. По мнению М. Шевреля, близость серого обуславливает дополнительную яркость и чистоту всех основных цветов.

Ещё один аспект гармонии Шевреля заключается в объединяющем эффекте нескольких различных цветов, воспринимаемых сквозь цветное стекло. Данные методики представляют интерес для художников и дизайнеров не только потому, что демонстрируют цветовые изменения под воздействием лучей различных цветов, но и потому, что показывают типы цветовых изменений, привносимых в картину наложением прозрачной лессировочной краски.


Информация о работе Теория цвета и цветовых контрастов