Техническое обслуживание системы освещения и световой сигнализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 18:35, лекция

Описание работы

Система освещения и световой сигнализации.
Неисправности световых приборов. Правила эксплуатации.

Файлы: 1 файл

Лекция 17.doc

— 4.77 Мб (Скачать файл)

Лекция 17

Техническое обслуживание системы освещения и световой сигнализации

 

Неисправности световых приборов. Правила эксплуатации

 

Система освещения и световой сигнализации исправна, если все световые приборы нормально функционируют, обеспечивая заданные выходные характеристики. Она считается частично исправной, если передает полную информацию об автомобиле другим участникам движения, но не обеспечивает получения водителем необходимой информации о дороге.

О частичной неисправности системы  свидетельствует увеличение угла наклона фары к дороге или выход из строя (перегорание) лампы в одной из фар дальнего света. В обоих случаях фары не мешают другим участникам дорожного движения, но заставляют водителя автомобиля для обеспечения необходимого уровня безопасности уменьшить скорость движения.

Система освещения неисправна, когда она не передает участникам дорожного движения весь предусмотренный объем информации.

Неисправности фар являются признаком  опасности только при ухудшении допустимого светораспределения.

Любая неисправность, изменяющая функциональные свойства обязательного для применения светосигнального прибора, делает автомобиль опасным по отношению к другим участникам дорожного движения.

Основные неисправности в системе  освещения и световой сигнализации, возможные причины их возникновения и способы устранения приведены в табл. 1.

Чаще всего выходят из строя (перегорают) лампы. Формально эта  неисправность считается незначительной, поэтому некоторые автомобили эксплуатируют с одним из двух парных световых приборов. Это является серьезным нарушением Правил дорожного движения.

Два световых прибора одного функционального  назначения не дублируют друг друга, а дополняют, обеспечивая необходимые углы видимости сигнального огня в различных дорожных ситуациях.

Обычно лампы перегорают при включении, когда сила тока, протекающего через лампу, может в 8-10 раз превышать номинальное значение.

В процессе эксплуатации эффективность  светового прибора снижается  из-за уменьшения коэффициента пропускания  колб обычных ламп накаливания.

Не следует касаться пальцами стеклянной колбы галогенной лампы при ее установке в фару. При высокой  температуре колбы жировые следы  от пальцев вызывают потемнение кварцевого стекла.

Световая отдача лампы уменьшается  при увеличении сопротивления  переходных контактов в штекерных соединениях, не защищенных от пыли, грязи или влаги.

 

Таблица 1

Основные неисправности  системы освещения, световой сигнализации

и способы их устранения

Причина неисправности

Способ обнаружения

Способ устранения

Система освещения и световой сигнализации не работает

Общий обрыв цепи от амперметра до центрального переключателя

Проверка надежности соединений и исправности проводов

Соединения зачистить  и подтянуть, неисправные провода  и клеммы заменить

Нарушения контакта в  переключателе

Проверка исправности  переключателя с помощью контрольной лампы

Неисправный переключатель отремонтировать или заменить

Не горят  отдельные лампы фар и фонарей

Перегорание или обрыв  нити накала лампы

Осмотр лампы после  извлечения ее из светового прибора, определение обрыва или перегорания нити накала

Неисправную лампу заменить

Нарушение контакта в  соединительных колодках

Проверка надежности соединения в колодках и состояния в них контакта

Зачистить и подтянуть  соединения в колодках

Ненадежное крепление наконечников проводов на выводах

Проверить надежность соединений

Подтянуть крепление  проводов на наконечниках

Неисправность (окисление контактов, нарушение регулировки реле) вспомогательного реле включения (если оно имеется в цепи)

Проверка исправности вспомогательного реле, измерение напряжения включения реле вольтметром

Зачистить крепление  наконечников проводов, отремонтировать, отрегулировать или заменить неисправное реле

Выход из строя выключателя

Проверка исправности  выключателя или переключателя контрольной лампой

Разобрать выключатель  или переключатель, зачистить контакты, неразборный выключатель или переключатель или неисправные детали заменить.

Частое перегорание  нитей ламп накаливания

Повышенное напряжение генераторной установки

Проверка регулятора напряжения

Отрегулировать уровень  напряжения генераторной установки, неразборный регулятор напряжения заменить

Обрыв жилы провода и  периодический контакт оборванных концов вследствие вибрации

Осмотр провода

Восстановить контакт  между концами проводов или заменить провод целиком


 

 

 

Продолжение таблицы 1

Причина неисправности

Способ обнаружения

Способ устранения

Плохой контакт проводов в местах соединений

Проверка надежности соединений в штекерных колодках и соединений проводов

Обеспечить надежное соединение проводов в штекерных колодках

Периодическое замыкание «на массу» в цепи электроснабжения световых приборов

Проверка изоляции проводов

Изолировать или заменить оголенные  участки проводов. Закрепить через изолятор отремонтированный провод.

Не работает контрольная лампа  указателей поворотов

Перегорание лампы в  одном из указателей поворотов

Разборка указателя  поворотов и проверка целостности  спиралей лампы

Неисправную лампу заменить

Не фиксируются рычаги переключателей указателя поворота и света фар

Разрушение гнезда фиксации рычага

Оценка состояния механизма  переключения после снятия с автомобиля

Неисправный переключатель заменить

Выскакивание шарика фиксатора

Разборка переключателя  после снятия со штатного места

Устранить неисправность  и установить фиксатор на место

Указатели поворота автоматически  не выключаются после завершения маневра

Сильный износ или  разрушение механизма, обеспечивающего возвращение рычага переключения указателей в нейтральное положение

Проверка механизма  после снятия переключателя

Неисправный переключатель заменить

Неправильная установка  механизма переключения на рулевой  колонке

Проверка правильности установки с частичной разборкой руля

Отрегулировать положение  механизма на рулевой колонке

Рычаги переключателей указателей поворота и света фар не перемещаются

Заедание шариков фиксации рычага, сектора возврата рычага

Проверка работы механизма  фиксации рычага переключателя после снятия механизма

Устранить заедание шарика, при необходимости заменить изношенные детали

Фары плохо освещают дорогу

Нарушение регулировки  фар

Проверка регулировки  фар

Отрегулировать фары

Повреждение, потускнение или загрязнение отражателя или рассеивателя

Проверка состояния  отражателя и рассеивателя

Очистить отражатель и (или) рассеиватель, при необходимости заменить.

Затемнение колбы лампы

Проверка состояния  лампы после ее извлечения

Лампу с затемненной  колбой заменить. Перед установкой лампы в фару рекомендуется протереть стеклянную колбу спиртом


 

 

Окончание таблицы 1

Причина неисправности

Способ обнаружения

Способ устранения

Не переключается  ближний и дальний свет фар  головного освещения

Окисление контактов  переключателя

Проверка состояния  контактов контрольной лампой

Разобрать перключатель, зачистить контакты

Не включается сигнал торможения («стоп-сигнал»)

Выход из строя выключателя сигнала

Проверка состояния  выключателя сигнала

Неисправный выключатель  заменить

Отсоединение провода  от выключателя сигнала

Проверка соединения контрольной лампой

Восстановить соединение

Лампы указателей поворота горят не мигая

Спекание контактов  реле прерывателя

Проверка работы и  состояния реле прерывателя

Снять реле прерывателя, рассоединить, зачистить и отрегулировать контакты, неисправное реле заменить

Не работают указатели поворота в режиме маневрирования и аварийной остановки

Перегорание предохранителей в цепи указателей поворота

Проверка состояния  предохранителей и правильности монтажа проводов

Заменить вышедшие из строя предохранители, произвести правильный монтаж проводов

Плохой контакт в штекерных разъемах прерывателя или выключателя аварийной сигнализации

Проверка надежности соединения

Обеспечить надежное соединение

Вышел из строя выключатель аварийной сигнализации

Проверка выключателя  контрольной лампой

По возможности отремонтировать выключатель, при необходимости заменить его


 

Неисправность в цепях электроснабжения световых приборов определяют по падению напряжения в них, измеряя напряжение в начале и конце цепи вольтметром. Падение напряжения в электрических цепях фар головного освещения, сигналов торможения и указателей поворота не должно быть выше 0,9 и 0,6 В соответственно для 12- и 24-вольтовых систем электрооборудования. В цепи электроснабжения остальных световых приборов падение напряжения должно составлять 0,6 и 0,4 В. При большем падении напряжения необходимо проверить надежность соединений и техническое состояние коммутационной аппаратуры.

Техническое обслуживание световых приборов

При длительной эксплуатации, даже в  случае точного выполнения правил технического обслуживания, изменяются оптические свойства рассеивателей. Они подвергаются воздействию твердых частиц и солнечных лучей. Относительно мягкие рассеиватели из пластмассы покрываются микровпадинами и сетью царапин, красители выцветают, у рассеивателя изменяется цвет и увеличивается коэффициент пропускания. Рассеиватель может потерять форму при перегреве, если лампа большой мощности (21 Вт) длительное время работает во время стоянки автомобиля. При наличии на цветном рассеивателе сколов или трещин сигнал светового прибора воспринимается двухцветным, белый цвет может подавить основной цвет сигнала, исказить передаваемую информацию и усилить слепящее действие светового прибора. Поврежденные рассеиватели следует заменить.

Не допускается самостоятельная  замена рассеивателя круглой фары. Рассеиватели круглых фар строго ориентированы относительно посадочного места под лампу, что обеспечивается только в заводских условиях, поэтому заменяют весь оптический элемент.

Решение о замене оптического  элемента фары принимают по результатам измерения силы света при номинальном напряжении на лампах и правильной их регулировке. Сила света должна быть не менее 85 000 кд.

У отражателей световых приборов обычно нарушаются оптические свойства рабочей  поверхности из-за коррозии при недостаточной вентиляции. Нельзя протирать рабочую поверхность. Это приводит к образованию царапин и искажению структуры светового пучка. Светораспределение прибора изменяется также при нарушении формы отражателя, отслоении алюминиевого покрытия от его рабочей поверхности.

Весьма специфично проявляется  нарушение контакта светового прибора  с «массой». В двухфарных системах освещения в фаре, у которой  отсутствует контакт с корпусом автомобиля, очень слабо светятся обе нити лампы, так как при  включении ближнего света нить ближнего света соединяется с корпусом через нити дальнего света ламп обеих фар. При этом горит контрольная лампа дальнего света. С меньшей световой отдачей будут работать в проблесковом режиме оба задних указателя поворота при нарушении контакта с «массой» у заднего группированного светового прибора. При этом могут гореть и лампы других сигнальных фонарей.

Обрыв в цепях электроснабжения источников света вследствие перегорания нитей ламп накаливания или нарушения соединений в сети и коммутационной аппаратуре приводит к внезапным отказам. Эти неисправности могут быть обнаружены внешним осмотром световых приборов. Ухудшение светотехнических характеристик отдельных световых приборов в процессе эксплуатации приводит к постепенному отказу системы. Неисправности, связанные с постепенным отказом, могут быть обнаружены только при использовании специальных измерительных приборов.

Информация о работе Техническое обслуживание системы освещения и световой сигнализации