Женский жакет «Сударушка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:51, дипломная работа

Описание работы

Кружево – выдающееся явление русской художественной культуры. Оно по праву завоевало широкое признание и известность и, как вид декоративно-прикладного искусства, имеет глубокие традиции.
Время появления кружева на Руси установить не возможно. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи в 1252г. (XIII в.) в описании одежды Даниила Галицкого. Правда, под понятием «кружево» понимались самые разные отделки, которыми обрамляли край одежды или какое-либо изделие. Это могли быть полосы: плетёные, тканые, вышитые, кованые из метала.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………….…3
2. Историческая часть……………………………………………….…..6
3. Художественная часть……………………………………………….16
4. Технологическая часть………………………………………………18
5. Экономическая часть ………………………………………………..20
6. Заключение ……………………………………………………….….24
7. Список литературы……………………………………………….….25

Файлы: 1 файл

Диплом Подколзина.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

     Цены  на сколки были довольно высокими. За составление  узора и сколка для шарфика, например, приходилось платить 1 руб. 50 коп. За сколок для покрывала на постель (стоимостью в 80 руб.) брали 7 руб. Известен случай, когда за рисунок и сколок для цельного платья "принцесса" сколочница взяла 40 руб. Во всех случаях соблюдалось правило, согласно которому она была обязана за ту же цену наколоть столько экземпляров одного и того же рисунка, сколько требовала заказчица.

     В Белеве в 70-80-х годах XIX в. славилась своим мастерством сколочница Белова. Кружевницы о ней отзывались очень высоко и считали незаменимой: "Она одна знает секрет, как такие сколки составлять; этот секрет она очень скрывает и никогда при людях сколков не колет. На ее сколках карандаша вовсе не видать, а между тем каждая плетельщица сейчас же соображает как надо работать. Когда она умрет, - беда нам будет" .

     Такое разделение довольно пагубно отражалось на положении плетельщиц. В большинстве случаев они являлись только исполнительницами готовых рисунков. Своих же способностей они не развивали и находились в исключительной зависимости от заказчиц-торговок.

     Помимо  мерного кружева, в белевском  промысле встречались оплеты, всегда непосредственно соединявшиеся  с тканью: цельные каймы носовых  платков, дорожек, скатертей, зонтиков. Они следовали контуром украшаемого предмета.

     Кружевным может быть и цельный предмет: скатерть, покрывало, занавески, женское платье. Такое кружево называется штучным.

     По  мере развития кружевоплетения сформировались три различных способа или технических видов кружева: численный, многопарный и сцепной. Численный способ является самым простым. Как видно из названия, он основан на счете нитей, выполняется без предварительного рисунка, путем повторения движений коклюшек по памяти. Этот способ требует всего несколько пар коклюшек, фон и узор в нем выплетаются одновременно. Самые примитивные типы численного кружева служили отделкой крестьянской одежды и исполнялись повсеместно.

     Второй  способ плетения - многопарный самый  сложный. В нем применяется большое число коклюшек. Многопарное плетение производится постепенно, от кромки к кромке; одновременно, строго следуя точкам скола, выполняются и фон и фигуры узора.

     Белевские мастерицы работали третьим способом кружевоплетения сцепным, выполняли  кружево по сколку, но коклюшек они брали меньше, чем в многопарном. Основной узор сцепной техники служит непрерывная плетеная полоска, свободные изгибы которой образуют рисунок. Эти изгибы соединяются между собой и фоном особым приемом, называемым сцепом. Именно это кружево обычно называют гипюром.

     Основной  элемент сцепной техники - непрерывная плетеная полоска -полотнянка, которая действительно воспроизводит полотняное переплетение нитей. Недаром ее местные названия всегда связаны с тканным полотном. Тульские кружевницы называли основной элемент сцепной техники полотнянку - "холстинкой"

     В кружеве присутствовала и насновка. В вологодском и других кружевах, по оценке В.А. Фалеевой, - это свободно изгибающаяся полоска, образующая маленький плотный овал с заостренными концами. В белевских же кружевах насновка представляла собой ровную тонкую полоску. Белевские кружевницы  насновку  называли   "репьи"   и   "звездочки".   Насновки,   как правило, образуют восьмиконечную звезду, они могут быть также нанизаны на кольцо или овал, или же образуют решетку с ровными ромбическими ячейками.

     Главное отличие белевского кружева:

     Владея  разными элементами плетения, мастерицы изготовляли мерное кружево. К нему относились прошва, край и аграмант.

  1. Кружево оплетено из тонких и хлопчатобумажных или, реже, льняных нитей высокого качества. Для рельефного украшения кружева -"скани" - использована шелковая нить.
  2. Плетение сцепное.
  3. Узор образован довольно разреженной тесьмой - вилюшкой.
  4. Плетешки - тонкие шнурочки - образуют решетку особого типа: с довольно мелкими ячейками ромбической формы, с дырочками в пересечении плетешков.
  5. Насновки имеют форму не овального зерна с заострёнными концами, а представляют ровную тонкую полоску.

     Все вышеперечисленные элементы, сочетаясь  в этом кружеве, придают ему явное своеобразие и заметно отличаются от вологодского, захожского и других.

     Все предметы белевского кружева заметно  отличаются от кружев других центров, например, вологодского, несущего в себе образы крестьянского искусства, отражающего мир природы, уклад сельской жизни. Отличается оно и от елецкого кружева, которое сформировалось в помещичьих мастерских, под сильным влиянием западного искусства.

     Своеобразие белевского кружева заключается  в том, что в орнаментике, узорах очевидно влияние фабричных тканей - шалей, платков, скатертей, ковров. В нем нашли отражение и композиционные приемы, этих предметов, и отдельные мотивы орнамента "огурцы", вазоны, розетки. Широко распространенные в мещанской и купеческой среде, эти предметы определяли вкусы потребителей и производителей кружева, формировали его местные особенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Художественная  часть.

    Прежде  чем приступить к выполнению дипломного проекта, необходимо определиться с  темой. Здесь вопросов не было. Я  давно для себя решила, что темой  моей работы будет белевское кружево. Но что именно я должна буду выполнить в этой технике? Зная, какие изделия изготавливали белевские мастерицы, а это: кончено же салфетки, столешницы, косынки, шарфы, шали, пелерины (все это плоскостные изделия, за исключением последних). Я не стала упрощать себе задачу и решила сделать объемную или, так скажем, скульптурную вещь, которую можно рассмотреть со всех сторон. Это может быть только одежда. В результате не долгих раздумий я решила, что это должен быть жакет. Но для создания одежды необходимо иметь хотя бы малейшее представление о народном костюме, ведь это сложный творческий процесс. За основу, своей работы, я взяла верхнюю одежду русского костюма: шушпан и душегрею

    Для выполнения поставленной задачи мне  необходимо было выполнить два условия:

    - изделие должно отвечать современным требованиям,

    - выполнить изделие используя  каноны и сохраняя традиции.

    Сохранение  традиций в моей работе заключается  в композиции, то есть в построение орнамента. Я использовала традиционные белевские материалы. А для того, что бы изделие отвечало нашему времени, я взяла современный и наиболее распространенный фасон жакетов и жилеток «болеро», с рукавом 3/4. Жакет украшает воротник – стойка, что так же придает ему современное звучание.

    Если  отталкиваться от образа, то за основу я взяла светлый образ русской женщины. Ведь именно он вдохновлял многих русских писателей и поэтов. Пушкин, Есенин, Блок сравнивали их с павами , а их стройный стан – с березами. И действительно, что может быть прекраснее, чем хрупкий, стройный стан девушки, облаченный в белоснежные кружева. Можно предположить, что именно от этого образа отталкивался Пушкин А.С., описывая свою царевну – лебедь.

    С колористическим решением вопросов не было. Конечно же белый. Белое свадебное платье, белые розы – все это символ чистоты, радости, непорочности, молодости и т.д.

    Что же касается названия моей работы «Сударушка», то можно сказать только то, что  кружево всегда было одним из предметов  роскоши. И действительно ведь не многие могли позволить себе большие  кружевные изделия, а лишь дворянки и купчихи. Но в кружеве заключается не та вульгарная и кричащая роскошь, а легкая, кокетливая и какая-то наивная, которая покоряет и завораживает своей чистотой и безмятежностью. 
 

    Технологическая часть.

    Что же с изделием определились, с фасоном  тоже, пожалуй, можно приступать к выполнению работы в материале.

    Для начала мне необходимо было сделать  выкройку. Так как изделие имеет  сложный край, то мне пришлось взять  готовую выкройку и смоделировать  под изготавливаемое мной изделие. В связи со свойством кружево  садится при снятии с подушки, выкройку пришлось увеличивать до 48 размера. За тем на готовой выкройке я сделала сколки. Так как изделие состоит из 6 деталей:

    - спины

    - двух передних полочек,

    - двух рукавов, 

    - воротника,

мне пришлось сделать соответствующее количество сколков (полочки и рукава можно  выплетать по одному сколку). После  чего приступила к поочередному выплетению частей изделия.

Орнамент  состоит из: полотнянки, дипура, тесьмы «восьмерки» и «косоножки», а так же используется решетка.

    Ширина  полотнянки 1см, ширина тесемок 1,5см. полотнянка выплетается с перерывом крайних  пар, что придает большую ажурность  и воздушность кружеву.

    После того, как все 6 деталей были выполнены в кружеве, я начала их собирать в единое изделие. В начале я сшила передние полочки со спиной, затем пришила рукава и воротник. Это явилось завершающей стадией моей работы.

    И на конец то изделие готово. Полученный жакет полностью соответствует моему проекту, и в полной мере удовлетворил мои ожидания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономическая часть

      Расчеты по экономическим  данным взяты на основе действующих расценок и условий труда.

      1 Сырье и материалы 

      В эту статью включаются стоимость  сырья и материалов, необходимых для производства данного изделия.

Наименование  изделия Единица измерения Количество Цена  за единицу Сумма в рублях
1 калька рулон 1 80.00 80.00
2 бумага (А1) лист 2 9.00 18.00
3 бумага (А3) папка 1 25.00 25.00
4 краски (гуашь) банка 4 25.00 100.00
5 карандаши шт. 2 12.00 24.00
6 стерка шт. 1 6.00 6.00
7 кнопки коробка 1 6.00 6.00
8 скотч шт. 1 20.00 20.00
9 маркер шт. 4 12.00 48.00
10 валик шт. 1 50.00 50.00
11 нитки  (лен) моток 1 50.00 50.00
12 крючок шт. 1 12.00 12.00

                                                                                            Итого:   439 руб.  
 
 
 
 

2 Затраты на электроэнергию

Наименование Время использования Сумма в рублях
Осветит. приборы 601 ч. 126 руб. 
Электрооборудование 1 ч. 3 руб.

                                                      Итого:     129 руб.  

3 Основная заработная  плата

Наименование  технологический  операций Затраты времени Тарифы  оплаты труда Основная  заработная плата
1 Сбор материала 40ч. 37 руб.  1480 руб.
2 Эскизы 70ч. 37 руб.  2590 руб.
3 Проект 36 ч. 37 руб.  1132 руб.
4 Плетение  кружева 450ч. 37 руб.  16650 руб.
5 Выкраивание 1 ч. 37 руб.  37 руб.
6 Пошив,  обработка  4 ч. 37 руб.  148 руб.

                                                Итого:   22037 руб.

4 Обязательные отчисления  на социальные  нужды

      Единый  социальный налог составляет 26,2%. Включает следующие расходы:

Сумма равна:                                                                                 5773 руб.  
 

5 Производственные  расходы

            Включают затраты  на производство продукции и характеризуют  результаты производственной деятельности.

Информация о работе Женский жакет «Сударушка»