Женский жакет «Сударушка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:51, дипломная работа

Описание работы

Кружево – выдающееся явление русской художественной культуры. Оно по праву завоевало широкое признание и известность и, как вид декоративно-прикладного искусства, имеет глубокие традиции.
Время появления кружева на Руси установить не возможно. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи в 1252г. (XIII в.) в описании одежды Даниила Галицкого. Правда, под понятием «кружево» понимались самые разные отделки, которыми обрамляли край одежды или какое-либо изделие. Это могли быть полосы: плетёные, тканые, вышитые, кованые из метала.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………….…3
2. Историческая часть……………………………………………….…..6
3. Художественная часть……………………………………………….16
4. Технологическая часть………………………………………………18
5. Экономическая часть ………………………………………………..20
6. Заключение ……………………………………………………….….24
7. Список литературы……………………………………………….….25

Файлы: 1 файл

Диплом Подколзина.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО  ТО

Тульский  областной колледж  культуры и искусства 
 
 
 

Пояснительная записка к дипломной работе на тему:

Женский жакет «Сударушка» 

                                                             Автор                               Подколзина М.В.

                                                             Консультант                   Скворцова О.А.

                                                              Рецензент                       Кривова Г.С. 
 
 
 

Тула  – 2008

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………….…3
  2. Историческая часть……………………………………………….…..6
  3. Художественная часть……………………………………………….16
  4. Технологическая часть………………………………………………18
  5. Экономическая часть ………………………………………………..20
  6. Заключение ……………………………………………………….….24
  7. Список литературы……………………………………………….….25
  8. Иллюстрации
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Кружево – выдающееся явление русской художественной культуры. Оно по праву завоевало широкое признание и известность и, как вид декоративно-прикладного искусства, имеет глубокие традиции.

    Время появления кружева на Руси установить не возможно. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи в 1252г. (XIII в.) в описании одежды Даниила Галицкого. Правда, под понятием «кружево» понимались самые разные отделки, которыми обрамляли край одежды или какое-либо изделие. Это могли быть полосы: плетёные, тканые, вышитые, кованые из метала. Только с течением времени слово «кружево» - укрепилась за ажурными изделиями из ниток, выполненных техникой плетения на коклюшках и не имеющих тканевой основы. Наиболее старинные образцы русских кружев (XV-XVII в.) выплетали из металлических ниток. С XVII в. кружева начинают делать преимущественно из льняных ниток.

    Плетение  кружев было одним из излюбленных  видов женского рукоделия. Занимаясь  любимым делом, русские женщины  и девушки вкладывали в него много умения, проявляли большой художественный вкус. Кружева плели в боярских светлицах и монастырях, в купеческих и крестьянских семьях.

    При создании кружева используется один материал – гибкая тонкая нить, льняная  шелковая или металлическая. Переплетение нитей без тканевой основы образуют узорное ажурное полотно ассоциируется с образами русской зимы, с узорами на оконных стеклах, с блеском и сиянием снега или с весенним цветением яблочных и вишневых садов. Нежная, похожая на пену морских волн со сложным и выразительным узором. Кружево приобрело заслуженную славу. А черное напоминает кружевные силуэты вечерних и ночным крон деревьев, магию вечера и ночи. Легкость, ажурность, воздушность, волшебная какая-то не заметная, не бьющая по глазам роскошность покоряют сердца не одного поколения людей.

    В XIX –начале XX вв. кружевоплетением занимались в семнадцати губерниях России, и каждому из этих центров были присущи свой стиль и свои особенности.

    Свою  дипломную работу посвящаю неповторимому, своеобразному, загадочному – белевскому кружеву.

    «Красный  производственник», которая просуществовала  до 50-х годов. Дешевый ассортимент  из хлопчатобумажных нитей, не только не имел успеха на внешнем рынке, но и не пользовался спросом и  в нашей стране.

    В 70 годы благодаря старейшим и опытным мастерицам Мироновой Е.В. и Манашиной Т.И., которые до самой смерти зарабатывали себе на хлеб своим ремеслом, были организованны курсы по обучению кружевоплетению, а затем небольшая мастерская при Белевской мебельной фабрике. Однако, просуществовала эта мастерская не долго – несколько месяцев. В этой мастерской обучались мать и дочь Мудровы, которые в последнее время являлись единственными в городе, кто владел приемами кружевоплетения.

    Известно  так же, что кружевоплетением занимались и в г. Одоеве и слободе Челюскино. Но в отличие от Белевского, эти промыслы не столь успешны.

    Таким образом, возникновение кружевоплетения  в Тульском крае двояким способом. В первом - оно существовало издавна, время его создания теряется в  XVI – XVII вв. это относится к белевскому промыслу. Во втором – возникновение кружевоплетения на прямую с деятельностью отдельных личностей (помещика Соковнина и Дровой). Оно датируется 20-30ми годами XIXв.

    Однако  после 1917г. советская власть взяла  курс на ускорение частного предпринимательства и объединение кустарей-одиночек артели. Эта политика, в конечном итоге, привела к полному распаду промысла. Сегодня он существует лишь благодаря усилиям отдельных энтузиасток.  
 
 
 
 

Историческая  часть

I. История возникновения и развития кружевного промысла Тульского края

     Кружевоплетение на тульской земле - один из очень распространённых в прошлом видов женского рукоделия . Мерное кружево из золотой и серебряной нитей плели на коклюшках монахине Крестовоздвиженского монастыря города Белёва (XVII- XVIII вв.)

     Во  второй половине X V111 в. во многих помещичих усадьбах Белёвского уезда а затем и в других районах области возникают различные мастерские, в которых этому сложному и трудоёмкому исскуству обучают крепостных девочек 7-8 лет специально купленные на торгах искусные мастерицы. В этих мастерских выплеталось тонкое нитяное кружево на французский манер типа "Малин", "Валансьен", "Блонд" и др. Способствует  распространению в этих краях кружевного дела в такого рода мастерских не только мода на тонкое дорогое кружево, но и хорошо поставленное дело на мануфактуре помещицы Протасовой в прилегающем к Белёву Мценском уезде Орловской губернии. Постепенно это ремесло довольно широко распространилось в Ефремовском, Епифанском, Венёвском, Богородицком, Плавском уездах кружево плели не только в помещичьих усадьбах, но и женщины из среды мещан.

     Во  второй половине XI X в. центром кружевоплетения становится город Белев . Уже в 50-е годы   это художественное ремесло принимает здесь форму промысла, т.е становится основным источником   заработка для многих мастериц . В 60-е годы происходит разделение труда - появляются скупщицы, которые налаживают сбыт продукции в Москве , Петербурге в странах Европы и Востока , организуют обучение и поставляют мастерицам сырьё, делают заказы на тот или иной ассортимент. О бурном развитии кружевного промысла в Белёве говорят следующие цифры: в середине XIX веке, в городе насчитывалось несколько десятков мастериц, в1860г. их стало уже 350, а в 1873 г - 2000, что составляло около четверти всего населения Белёва. В это время из числа  мастериц   выделяются особо одарённые, которые чаще занимаются созданием  рисунков для кружевных изделий по сколкам которых других плетут кружево. Наивысшего расцвета кружевной промысел в городе Белёве достигает в 70-90 годы. Этому способствует социально - экономические процессы эпохи развития капиталистических  отношений. Это реформа 1861 года, давшая большой приток в промысел свободных крестьянских рук, соединившая Белев   с Москвой и Курском  построенная в это время железная дорога, ускорившая и удешевившая сбыт продукции.

     Не  малую роль в развитии кружевного дела в городе Белёве, как и в  других центрах России  Вологде, Белозерске, Нижнем Новгороде , сыграла Всемирная промышленная выставка  в Вене (1873) и после неё стали модны в Европе русские "Валаньсьёны".

     После революции в Белёве мастерицы  были обледенены в артель

     II.Стилистические особенности Белевского Кружева

     В Белеве крестьяне засевали большие  площади льна и конопли. Все зимнее время девушки и женщины занимались пряжей и тканьем холста, а также изготовлением крашанины из домашнего сукна. Местное население одевалось из тканей местного производства, только изредка употребляя ситцы. Сорочки у крестьянок были белыми, иногда с ситцевыми рукавами. Зато фартуки и занавески (фартук с рукавами) они богато расшивали внизу и отделывали кружевами".

     В отдельных домах выплеталось  кружево, употреблявшееся исключительно  для убранства постелей, полотенец  и вообще верхних отделок, оно  называлось среди белевских жителей кружевом "верховым". Впоследствии мастерицы стали выплетать воротнички и модести; последние особенно ценились, считаясь верхом щегольства в дамском туалете.

     Что касается производства кружев, то оно  не требовало никаких особых приспособлений. Орудия и инструменты для плетения были следующие: подушка, лукошко или коробка из лубка, коклюшки, булавки и бумага для сколков: Подушка в виде валька имела длину около 1/2 аршина при 5 3/8 вершка в диаметре. Изготовляли подушку мастерицы собственноручно, набивая сеном и обшивая холстом или куском цветного ситца. Остальное они покупали на базаре или в местных лавках. Лукошко обходилось в 10-15 копеек, коклюшки самой простой работы местных мастеров обходились по 1 копейки за пару. Булавки довольно грубой работы стоили 5 копеек сотня. Заказные сколки изготовлялись на покупной бумаге по 3-5 копеек за лист. Простые же сколки выкалывались мастерицами на бумаге из-под сахарных голов или другой случайной, какая подвертывалась под руку. Таким образом, первое обзаведение всем необходимым для плетения кружев требовало 35-40 копеек, что было посильно и бедным семьям.

     Материалы для плетения употреблялись следующие: бумага разных размеров, черный и беложелтоватый шелк, нитки белые, суровые серые и суровые   желтоватые,   называемые   мастерицами   "кремовые".

     Техника изготовления кружев в Белеве предполагала не свыше 7-8 коклюшек, что не допускало большого разнообразия в рисунках. Поэтому и узоры белевских кружевниц не богаты основными элементами. "Дорожка холстинкой, решетка, репья, груздики, ковелюжки и ковелюжечки, паутинка, агромантик глазками и вахли - вот все, чем они могут похвастаться, -отмечается в материалах комиссии.

     Однообразие основных элементов выступает еще  резче вследствие той роли, какая отводится каждому элементу в кружеве. Так, "дорожка холстинкой" служит неизменно для выкладки самого узора. При специальных заказах посереди такой дорожки прокладывают "скань", то есть толстую бумагу, нессученную, белую или цветную, в виде гладкой нитки или перевитой вроде тонкого снурка. "Решетка", соединяя между собой дорожки, составляет фон кружева. "Груздики", "репья" и "вахли" заполняют собой обыкновенно средину фигуры, выложенной "дорожкой". "Ковелюжки", "ковелюжечки" и "агромантик глазками" составляют всегда крайнюю отделку, окаймляя каждое кружевное изделие. Некоторые искуснейшие плетельщицы вводили в свою работу так называемые "гипюрные схватки", служившие также для крайней отделки.

     Согласно   технике   белевского   кружева,   узор,   выкладываемый "дорожкой холстинкой", выводился четырьмя парами коклюшек, если он прокладывался без скани. Для скани же, то есть для вводимой в дорожку толстой пухлой белой или цветной бумаги, уделяется одна коклюшка или пара их. При одной коклюшке сlкань прокладывается гладкая в одну нитку; при паре их она перевивается и получает вид легко ссученного шнурка. Сама дорожка напоминала неплотную ткань. В ней совершенно ясно просматривались все нитки, шедшие вдоль и поперек.

     Белевские кружева выплетались с  помощью  сколок.  Как правило, мастерицы работали по готовому сколку и редкая из них могла его составить. Обычно торговки вместе с заказом давали им готовый сколок, кружевнице оставалось только наколоть его на середину подушки и начать плетение. Если же на мастерицу возлагалась задача составить узор, она должна была предварительно его нарисовать, сколоть, а затем подложить для большей прочности листом-другим простой бумаги, после чего только узор мог идти в  дело.   Каждый  сколок  изготовлялся  в  двух  кусках,  длиною  равной половинному   объему   круглой   подушки.   Ширина   сколка   находилась   в зависимости от ширины кружев.

     Когда сколок был готов и прикреплен к подушке, мастерица начинала изготовлять коклюшки, наворачивая на них шелк, бумагу или нитки. Приступая затем к плетению, она прежде всего устанавливала подушку на лукошко, которое в свою очередь ставилось на стол или скамейку. После этого в сколок вкалывались несколько булавок, на них навязывались концы ниток, шелка или бумаги, навороченные на коклюшки, и начиналось плетение.

     Изготовление  новых сколок представлялось делом  весьма трудным и редкой мастерице было по плечу. Поэтому родилось некоторое разделение труда в кружевном промысле Белева. Выдвинулось несколько умелиц, отличавшихся способностью с необыкновенной утонченностью сочетать разные "репья" и "груздики", "вахли" и "ковелюжечки", и т.п. Наиболее талантливые из них так были завалены работой по составлению сколок, что плетением кружев совсем не занимались.

Информация о работе Женский жакет «Сударушка»