Энергосберегающие технологии в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

Мировой опыт планирования и реализации энергосберегающей политики имеет более чем четвертьвековую историю. Явившись ответом на резкий рост цен на мировых топливных рынках в 70-х годах, энергосбережение и сегодня в условиях относительной доступности цен на энергоносители остается важнейшим направлением энергетической политики многих стран мира, а также международных организаций и союзов топливно-энергетической направленности.
В области энергетики за последнюю четверть века достигнут значительный прогресс.

Файлы: 1 файл

Туканов А.С. Лекции - Энергосберегающие технологии в АПК.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

Весьма красноречиво говорят о низком уровне энергоиспользования в промышленности и суммарные коэффициенты полезного использования — от 2 до 53% от количества энергии, поступившей на предприятие.

В промышленных топливосжигающих установках технологический аппарат (технологическое пространство с нагреваемым материалом) и энергоприемник (горелки, топка) часто конструктивно не разделены, однако следует производить оценку энергоиспользования отдельно. В технологических аппаратах топливоиспользующих установок очень часто отсутствует внешняя изоляция, нет хвостовых поверхностей нагрева (за исключением случаев использования ВЭР), тепло нагретых материалов часто не рекомендуется и т.д. Например, во вращающихся обжиговых печах при производстве обесфторенных фосфатов нет изоляции, и футеровка соприкасается непосредственно с наружным воздухом. В результате потери в окружающую среду составляют 25% от суммарного расхода энергии и выше. В энергоприемниках этих установок (горелках и топках) не соблюдаются элементарные режимы горения: не выдерживается соотношение «топливо-воздух», не контролируется температура уходящих газов, допускаются присосы воздуха в дымовом тракте и т.п.

Так, пиролизная печь, широко распространенная в химической и нефтехимической промышленности, принципиально ничем не отличается от парового энергетического котла, только вместо воды там нагревается, а затем разлагается керосин. КПД этих печей около 50%, в то время как у энергетических котлов его среднегодовое значение около 90%.

В технологических  аппаратах теплоиспользующих установок  очень часто отсутствует или недостаточна изоляция, допускается повышенный унос внутриагрегатных теплоносителей, редко рекуперируется тепловой потенциал нагретых материалов и т.п. Так, в большинстве сушилок неоправданно низка рециркуляция нагретого и допускаются довольно большие присосы холодного воздуха.

Рабочие механизмы в силовых процессах также имеют многочисленные отклонения от нормы. Например, в насосных установках наблюдаются повышенные объемные и механические потери, велики гидравлические потери в нагревательных трубопроводах из-за их плохого состояния (повышенной шероховатости). Эти установки очень часто работают с недогрузкой, соответственно с увеличенным против норм удельным расходом энергии на единицу перекачиваемого агента. Особенно велики механические потери в передаточных устройствах (редукторах), которые редко имеют КПД выше 75% при паспортном около 85%, т.е. в них теряется около четверти энергии, подведенной к технологической установке.

Электродвигатели, приводящие эти установки, имеют  паспортные КПД обычно более 90%, но он достигается лишь при загрузке двигателей на 70—80%, а при меньшей загрузке резко снижается. Двигатели, как правило, подбираются к приводимому механизму с запасом мощности, а при работе в переменных режимах их загрузка нередко составляет 50% и ниже. Тогда во многих случаях у них понижен КПД, который в среднем можно оценить в 65%, т.е. потери здесь около 35%. К тому же после капитальных ремонтов электродвигатели в большинстве случаев не восстанавливают свой первоначальный паспортный КПД, что приводит к еще большим потерям.

При современном уровне энергоиспользования многие энергетические потери могут быть существенно сокращены при проведении некоторых малозатратных мероприятий, за счет организационных мер при ужесточении технологической и энергетической дисциплины. Для этого требуется более пристальное внимание к проблемам промышленной энергетики, совершенствование выполнения всех функций управления ею. Все это может быть объединено общим понятием «управление использованием энергии на промышленном предприятии».

 

 

  ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

В настоящее время  экономика и охрана окружающей среды  являются глобальными проблемами. Национальная стратегия энергосбережения будет работать только в том случае, если она будет руководствоваться следующими принципами:

>  осознанием существования тесной взаимосвязи экономики и окружающей среды на региональном уровне и в мировом масштабе;

> необходимостью качественного  улучшения состояния окружающей  среды и качество жизни как  в развивающихся, так и в  промышленно развитых государствах;

> обязательным вовлечением всех слоев общества в процесс решения этих проблем, так и их участием в успешном осуществлении этих принципов.

В связи с этим энергетическая и экономическая политика каждой страны и каждого региона должна быть достаточно гибкой.

Международное сотрудничество в области энергосбережения должно быть усилено в рамках уже существующей деятельности региональных и международных организаций, банков развития, двухсторонних соглашений и т.д.

За последнее десятилетие  и в России, стране с богатейшими, но крайне расточительно используемыми топливно-энергетическими ресурсами, наконец, пришли к пониманию острой необходимости в. интенсификации усилий в области осуществления широкомасштабных энергосберегающих программ во всех без исключения секторах экономики на федеральном, региональном и местном уровнях. Высокая энергоемкость отечественной экономики, уровень которой в среднем в 3 раза превышает соответствующие показатели в ведущих промышленно развитых странах, тяжким финансовым бременем ложится на федеральный и региональные бюджеты, не позволяет поднять экономическую конкурентоспособность промышленной продукции, выпускаемой российскими предприятиями, усугубляет и без того напряженную экологическую обстановку в стране. Сегодня, по-видимому, в России это уже стали понимать практически все. Руководители различного уровня, ответственные за принятие решений в топливно-энергетическом

комплексе, отраслях промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере  услуг и на транспорте пришли (или  приходят) к осознанию того, что именно на пути экономии энергоресурсов возможно значительно повысить эффективность функционирования вверенных им объектов и реально снизить затраты на оплату счетов за потребляемые энергоносители.

Однако только понимания  необходимости и желания осуществлять энергосберегающие мероприятия для достижения общего успеха энергосберегающей политики в стране явно недостаточно. Для этого на уровне конечного потребителя нужно, в первую очередь, знание как это сделать и каков наиболее оптимальный для этого путь, а также иметь необходимые компоненты технических, финансовых и организационных средств. В более широком масштабе для этого, как свидетельствует опыт ведущих промышленно развитых стран мира, достигших значительных успехов в деле повышения энергоэффективности своих экономик, необходима квалифицированная разработка комплекса мероприятий по организационному, институциональному, нормативно-правовому, финансово-экономическому, научно-техническому и информационно-образовательному направлениям энергосберегающей политики. Необходимы знание спектра имеющихся возможностей энергосбережения в каждой конкретной отрасли экономики, умение выбрать наиболее подходящие по технико-экономическим критериям для различных категорий энергопотребителей мероприятия и определять последовательность их реализации.

К сожалению, по уровню знаний в этих областях Россия пока значительно  отстает от многих зарубежных стран.

ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Проблемы  энергосбережения остро стоят сейчас во всем мире. Поскольку в промышленности потребляется более половины всех энергетических ресурсов, производственная сфера является средоточием энергосберегающей политики, причем наиболее эффективный путь ее осуществления, как свидетельствует опыт развитых стран, — национальные комплексные программы или, по принятой у нас терминологии, целевые комплексные программы.

Переход к  рыночным отношениям в российской экономике  потребовал пересмотра многих положений в развитии энергетики. Претерпела изменения общая концепция постоянного наращивания энергетических мощностей без серьезного анализа того, как эти мощности и вся масса ежегодно производимых энергоресурсов расходуются в хозяйстве страны, насколько рационально энергия используется потребителями. В первую очередь, необходимо навести порядок в энергохозяйстве потребителей, прежде всего в промышленности, разработать и внедрить широкий комплекс энергосберегающих мер, максимально использовать вторичные энергоресурсы, а затем, определив истинные потребности, развивать на современной технической основе энергетические мощности и коммуникации в стране.

Действительно, в нашей энергетике складывалась парадоксальная ситуация: на электростанциях с большим трудом и затратами экономится каждый грамм топлива на производимый киловатт-час, каждый килограмм на гигакалорию, а у потребителей эта энергия, так же, как тонны непосредственно сжигаемого натурального топлива, в буквальном смысле «летят в трубу».

Рыночная  экономика стимулирует рациональное энергоиспользование, поскольку при высоких ценах очень сильно выросли затраты на энергию в себестоимости промышленной продукции. Так, в машиностроении они составляли 1% и менее, а сейчас измеряются десятками (до 30) процентов. Очевидно, энергосбережение в промышленности становится важнейшей и первоочередной экономической задачей, решение которой не только повысит конкурентоспособность предприятий на рынке при стабилизации российской экономики, но и может помочь многим предприятиям выйти из нынешней кризисной ситуации.

Рассмотрим  основные организационно-экономические аспекты энергосберегающей политики в отраслях национальной экономики.

В настоящее  время принят Закон Российской Федерации  «Об энергосбережении», в его развитие и дополнение разработаны и приняты соответствующие законы во многих, прежде всего в промышленно развитых регионах.

Основной  принцип энергосберегающей политики и системы энергосбережения состоит в экономической заинтересованности всех производителей, поставщиков, продавцов (перепродавцов) и потребителей — субъектов энергетического рынка — в бережном, экономном расходовании всех видов энергетических ресурсов. Экономический механизм энергосбережения должен постоянно стимулировать субъектов энергетического рынка к нормализации, рационализации и, в конечном счете, к оптимизации использования всех видов энергетических ресурсов.

Нормализация  энергопотребления, т.е. доведение расходов энергии до уровня, обоснованного реальными, грамотно разработанными нормами, возможна сравнительно несложными, преимущественно организационными мерами — при жесткой технологической и энергетической дисциплине.

К сожалению, очень многие процессы получения, передачи, преобразования и особенно потребления и использования энергии ведутся у нас нерационально из-за изношенности оборудования, несовершенства техники и технологий и т.д. Полная замена всего парка физически и морально устаревшего оборудования является длительным и очень капиталоемким делом. Однако возможны сравнительно недорогие меры — частичное перевооружение, реконструкция и модернизация энергопотребляющих процессов, что может дать энергоэкономические выгоды и привести к существенной рационализации энергоиспользования.

При полном техническом  перевооружении, при широком внедрении  энергосберегающих техники и технологий в будущем может предусматриваться оптимизация энергопотребления. Вероятно, такие преобразования в энергетике следует рассматривать как отдаленную цель, тем более, что оптимизация — это процесс перманентный, непрерывный: то, что сегодня представляется оптимальным, к моменту его достижения неизбежно устаревает.

Задача по организационному обеспечению энергосберегающей системы распадается на две неравные части:

1) создание  общего экономического механизма  энергосбережения (с необходимой дифференциацией по разным потребителям в зависимости от их технико-экономической специфики), его законодательное утверждение, контроль за выполнением Закона об энергосбережении соответствующим региональным органом с наделением его необходимыми юридическими и экономическими полномочиями;

2) четкое определение  передачи однозначных, постоянно учитываемых и легко проверяемых показателей, которые могут свидетельствовать о степени бережливости при расходовании энергоресурсов.

Очевидно, чтобы  проводить постоянную, целенаправленную энергосберегающую политику, необходимы существенные материальные средства как для компенсации текущих хозяйственных затрат на эти цели, так и особенно для осуществления значительных энергосберегающих мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Данилов   Н.И.,   Щелоков  Я.М.   Энергосбережение  для   всех  / РИА «Энерго-Пресс», 2003. 132 с.
  2. Данилов Н.И. Энергосберегающие технологии: Мировая практика. УГТУ, 2000. 20 с.
  3. Данилов Н.И. Энергосбережение - от слов к делу. Энерго-Пресс, 2000. 232 с.
  4. Основы энергосбережения: Учебник / Н.И.Данилов, Я.М.Щелоков. ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2005. 553 с.
  5. В. Бушуев, В. Васильев, Б. Громов, Б. Давыдов, Л. Лютенко, Л. Хрилев.«Энергосберегающий путь развития экономики» Экономист.- 1996,-№2.-с. 19-27
  6. С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжавев «Экономика природопользования. Учебное пособие» Москва, ТЕИС 1997
  7. Троицкий А. «Энергосбережение: возможности и перспективы» Экономист.-1994 №2 с 25-31
  8. Федеральный справочник. «Топливно-энергетический комплекс. 1999-2000»
  9. Пособие для организации совместной учебы персонала Западных электрических сетей АО "Свердловэнерго" и сотрудников организаций бюджетной    и    жилищно-коммунальной    сфер    по   

Информация о работе Энергосберегающие технологии в АПК