Изучение и анализ программы по технологии VII класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

В современном мире быстрыми темпами развивается промышленность и технологии. В связи с этим многие отрасли испытывают недостаток в квалифицированных рабочих кадрах именно технического и технологического профиля. Изучение данного раздела поможет школьникам обрести необходимые и наиболее остро востребованные знания и навыки.
Решение задач технологического обучения напрямую зависит от компетентности преподавателя, от его грамотности при подборе методов, форм и, конечно же, содержания образования.

Содержание работы

Введение………………............................................................................
3
Понятие технологического образования...............................................
4
Календарно-тематический план для VII класса ……….…………………
6
Анализ программы по технологии VII класса……………………………
12
Заключение………………………………………………………………….
16
Список литературы……………...……………………………………..…

Файлы: 1 файл

кр .doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

БУ ВО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

 


                                                                              

Кафедра теории и методики профессионального образования

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина «Методика обучения и воспитания в технологическом образовании»

Тема: «Изучение и анализ программы по технологии VII класса»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 09-31 гр. 3 курса

Институт гуманитарного образования и спорта 

Фамилия Косицына 

Имя Ульяна 

Отчество Дмитриевна 

 

Проверил:

Док. пед. наук, профессор 

Фамилия Насырова 

Имя Эльмира 

Отчество Фанилевна 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут, 2015

 

Содержание

Введение………………............................................................................

3

Понятие технологического образования...............................................

4

Календарно-тематический план для VII класса ……….…………………

6

Анализ программы по технологии VII класса……………………………

12

Заключение………………………………………………………………….

16

Список литературы……………...……………………………………..…...

19


 

 

Введение

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. Новый – технологический – этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности, учет ее социальных, экологических, экономических, психологических и других факторов и последствий. Поэтому каждому человеку необходимо быть способным комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов своей деятельности. Этому и призвана научить «Технология».

Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). И в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования, вошла новая образовательная область – «Технология».

В современном мире быстрыми темпами развивается промышленность и технологии. В связи с этим многие отрасли испытывают недостаток в квалифицированных рабочих кадрах именно технического и технологического профиля. Изучение данного раздела поможет школьникам обрести необходимые и наиболее остро востребованные знания и навыки.

Решение задач технологического обучения напрямую зависит от компетентности преподавателя, от его грамотности при подборе методов, форм и, конечно же, содержания образования.

 

Понятие технологического образования

Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается. Культура имеет материальную и духовную формы. Материальная культура включает в себя совокупность материальных ценностей, средств производства, предметов труда. Под духовной культурой понимается система идей, убеждений, знаний, нравственных норм, качеств и свойств человека. Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. Несмотря на разнообразие видов культуры, на каждом этапе общественного развития господствовала та или иная универсальная культура. Универсальность культуры заключается в том, что она имеет систему эпистемологических принципов, характерных для конкретной эпохи. Универсальная культура является господствующей в обществе и определяет содержание других видов культур и всех сторон жизни человека, т.е. связывает общество изнутри.

Исторически сложилось четыре типа универсальной культуры. Для «природных» цивилизаций древности была присуща первая универсальная – мифологическая культура. Вторая универсальная культура – космологическая, которая была характерна для средней «природной» цивилизации. Третья фаза культуры связана с движением к новому её типу – антропологическому.

С конца ХIХ столетия человечество начало осваивать четвёртую универсальную культуру – технологическую. Разработка и внедрение техники привели к созданию машинного, а затем механизированного и автоматизированного производства. Во второй половине ХХ в. человечество переживает третью технологическую революцию. Создание вычислительных машин обусловило возникновение информационного мира и высоких, наукоемких технологий. Резко увеличился объём информации, используемой человеком. Кроме того, появились такие универсальные технологии, как волоконная, лазерная, электронно-лучевая, плазменная. Набирают силу космические технологии. В наши дни технология проникает во все сферы жизни – от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.

Таким образом, в обобщённом виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженной в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно – технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности. Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять технологическую деятельность по законам красоты. Технологическая культура оказывает своё влияние на задачи и содержание подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Общими задачами технологического образования: вооружение учащихся технологическими знаниями, формирование технологических умений и навыков, воспитание технологически важных качеств личности.

 

Календарно-тематический план для VII класса

№ п/п

Тема урока

Дата

Теоретические сведения

Практическая работа

Примечание

 

1-2

Вводное занятие

Правила ТБ на уроках

 

1-06.09

 

Ознакомление с предметом, целями и задачами. Правила и ТБ. Способы очистки

воды.

 

Определение качества

Воды.

 

 

3-4

Кулинария

Физиология питания

 

8-13.09

 

Задачи и содержание курса «Кулинария» правила ТБ. Понятие микроорганизмы. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения микроорганизмов в организм человека. Первая помощь при пищевых отравлениях и ожогах

 

Составление меню, обеспечивающего суточную потребность организма в мин. солях.

 

5-6

Кисломолочные продукты и блюда из них

15-20.09

Кисломолочные продукты, их пищевая ценность и значение для организма человека сроки хранения кисломолочных продуктов

Приготовление блюд из творога

 

7-8

Приготовление блюд из картофеля

22-27.09

Картофель в питании. Способы хранения картофеля. Методы определения качества картофеля.

Приготовление котлет картофельных, оладьи из сырого картофеля. Первичная обработка и виды нарезок картофеля.

 

9 -10

Блюда из вареного и жареного мяса

29.09-4.10

Товароведение мясных продуктов. Первичная обработка мяса. Приготовление блюд из вареного и жареного мяса

Приготовление рубленой массы из мяса. Приготовление четырех мясных блюд (по выбору)

 

11-12

Мучные изделие. Технология приготовление блюд из бездрожевого теста

6-11.10

Ознакомить учащихся с составом бездрожевого теста и способами его приготовления с инструментами и приспособлениями. Необходимыми для приготовления мучных; правила ТБ при работе

Приготовление пиццы

 

13 -14

Сладкие блюда. Фрукты и ягоды

13-18.10

Обобщив знания о фруктах и ягодах, их питательной ценности; варианты исполнения фруктов и ягод в кулинарии

Приготовление сладких блюд на выбор

 

15 - 16

Пасхи

20-25.10

Способы обработки творога для приготовления пасхи. Пасха сырая и отварная. Особенности приготовления, условия и сроки хранения.

Приготовление отварной или сырой

 

17 - 18

Элементы этикета. Сервировка стола к обеду.

27.10-1.11

Столовые приборы и правила пользования ими. Этическое оформление стола. Правила этикета.

Сервируем стол к обеду

 

Каникулы 2.11-7.11

 

 

19 -20

Интерьер жилого дома

Композиция в интерьере

 

 

10-15.11

 

 

Понятие композиции в интерьере.

Правила оформления интерьера. Подбор штор, ковров, мебели, обоев, цветовое решение, освещение, декор.

 

 

Размещение на эскизе источников света, с учетом правил.

 

21 -22

Роль комнатных растений в интерьере

17-22.11

Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Солнцелюбивые и теневыносливые растения.

Подбор и посадка комнатных и декоративных растений

 

23 - 24

Технология введения дома

24-29.11

Характерные особенности интерьера жилища. Роль освещения в интерьере. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых и производственных помещений.

Выполнение эскиза интерьера.

 

25-26

оформление жилого дома

1-6.12

Санитарно- гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых домах подготовка жилья к зиме, утепление окон и дверей

Создать эскиз планировки любой комнаты в доме, на выбор

 

 

27-28

Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды.

Уход и ремонт одежды.

Уход за обувью.

 

8-13.12

 

Правила ухода за одеждой. Ассортимент и эксплуатационные свойства подкладочной ткани. Ремонт подкладки и карманов. Правила ухода за обувью. Чистка обуви. Средства для ухода за обувью.

 

Пришивание пуговиц, крючков и т.д.

 

 

 

29- 30

Гигиена девушки. Косметика

Волосы, уход за ними.

 

 

15-20.12

 

 

Общие сведения о волосах. Уход за волосами.

 

 

Мастер класс «Уход за кожей лица»

 

31-32

Прически. Подбор прически

22-27.12

Элементы прически. Подбор прически с учетом типа лица и структуры волос.

Выполнение прически с учетом типа лица

 

Каникулы 28.12 – 10.01

 

33-34

Уход за ребенком

Организация детского праздника

 

12-17.01

 

Правила общение с детьми. Особенности организации праздников для младших братьев и сестер.

 

Изготовление открытки для младшего брата и сестры

 

 

 

35-36

Элементы материаловеденья Натуральные волокна животного происхождения

 

 

19-24.01

 

 

Понятие о натуральных волокнах животного происхождения (шерсть, шелк, пух). Способы получения, свойства. Лицевая и изнаночные стороны ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

 

 

Распознание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.

 

 

 

37-38

Элементы машиноведенья

Механизмы преобразования движения.

Устройство и установка машинной иглы. Уход за швейной машиной.

 

 

26.31.01

 

 

Характеристика механизмов преобразования движения. Принцип их действия, обозначение на кинематических схемах.

Дефекты машинной строчки. Значение машинной иглы. Дефекты машиной иглы. Основные правила пользования швейной машины.

 

 

 

Регулировка качества машинной строчки.

 

3-40

Назначение, устройство, принцип работы на швейной машине

2 -7.02

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины (длина стежка, прижим лапки, натяжение верхней и нижней нитки). Устройство, подбор и установка машинной иглы

Замена иглы в швейной машине.

 

 

41-42

Рукоделие

История возникновения техники декупаж. Декорация возможных предметов в интерьере дома.

 

9-14.02

 

Познакомить с историей возникновения и развитие техники «декупаж» основное применение в интерьере

 

Выполнение простых приемов начального этапа салфеточной техники «декупаж»

 

 

 

 

 

 

43-44

Планирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки

Виды легкого женского платья и бельевых изделий. Снятие мерок.

 

 

 

 

 

16-21.02

 

 

 

 

 

Виды женского легкого платья и бельевых изделий. Краткие сведения об ассортименте, тканях и отделках, применяемых для их изготовления. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа ночной сорочки, их условное обозначение.

 

 

 

 

 

Снятие мерок и запись результатов измерения.

 

45-46

Формулы, необходимые для расчета конструкции ночной сорочки. Построение основы чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4

23-28.02

Чтение чертежа ночной сорочки. Прибавки на свободу облегания, учитываемые при построении чертежа.

Последовательность построения чертежа основы ночной сорочки в тетради в масштабе 1:4.

1. Расчет конструкции ночной сорочки по формулам.

2. Построение основы чертежа  ночной сорочки в масштабе 1:4

 

47-48

Построение основы чертежа выкройки ночной сорочки в натуральную величину.

2-7.03

Последовательность построения чертежа основы ночной сорочки в  натуральную величину по своим меркам.

Построение основы чертежа ночной сорочки в натуральную величину по своим меркам.

 

49-50

Модели женского платья. Моделирование выкройки ночной сорочки.

9-14.03

Модели женского платья. Особенности моделирования плечевых изделий. Выбор ткани и отделки изделия.

1.Эскизная разработка модели  швейного изделия на основе  чертежа ночной сорочки.

2. Моделирование изделия  выбранного фасона.

 

51-52

Припуски на швы. Подготовка выкройки к раскрою.

16-21.03

Подготовка выкройки к раскрою. Определение расхода ткани.

Подготовка выкройки к раскрою

 

53-54

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком.

6-11.04

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком. Технология раскроя. Выкраивание подкройной обтачки.

Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком и раскрой.

 

55-56

Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Прямые и копировальные стежки.

13-18.04

Назначение контурных и контрольных линий выкройки на ткани. Прямые и копировальные стежки. Технология выполнения.

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

 

57-58

Обработка деталей кроя. Обработка подкройной обтачки.

20-25.04

Правила выполнения технологических операций: обработка проймы и горловины подкройной обтачкой, кружевом. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя.

Обработка деталей кроя.

 

59-60

Соединение обтачки с горловиной. Обработка горловины подкройной обтачкой.

27.04-2.05

Назначение обтачного шва. Конструкция шва, его условное графическое изображение и технология выполнения. Обработка горловины подкройной обтачкой. Скалывание и сметывание деталей.

Скалывание и сметывание деталей кроя.

 

61-62

Обработка низа рукава сорочки. Обработка краевых швов.

4.05-9.05

Назначение краевых швов (окантовочного с открытым и закрытым срезами, окантовочного тесьмой). Конструкция швов, их условное графическое изображение и технология выполнения.

Обработка низа рукава сорочки. Обработка краевых швов.

 

63-64

Скалывание и сметывание деталей кроя. Проведение примерки.

11 – 16.05

Назначение швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами). Конструкция швов, их условные графические изображения и технология выполнения. Применение лапки-запошивателя при выполнении швов вподгибку и запошивочного.

1.Скалывание и сметывание деталей  кроя.

2.Проведение примерки, исправление  дефектов.

3. Стачивание деталей

 

65-66

Обработка низа изделия ночной сорочки. Обработка краевых швов.

18-23.05

Назначение краевых швов (окантовочного с открытым и закрытым срезами, окантовочного тесьмой). Конструкция швов, их условное графическое изображение и технология выполнения

Обработка низа изделия ночной сорочки швом в подгибку с закрытым срезом, косой обтачкой или тесьмой.

 

67-68

Выполнение отделочных работ. Определение качества готового изделия.

25 – 30.05

Отделка и влажно- тепловая обработка изделия. Требования к качеству готового изделия.

1. Выполнение отделочных работ.

2.Определение качества  готового изделия.

 



 

 

Анализ программы по технологии VII класса

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания рабочей программы изучается в рамках направления: «Технология. Обслуживающий труд».

Независимо от изучаемых технологий, содержанием рабочей программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • проектная деятельность;
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовыми для рабочей программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Творческие проектные работы».

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в рабочую программу отбирался с учетом следующих положений:

  • распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
  • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
  • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
  • возможность реализации обще трудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
  • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала рабочей программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В каждой программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением в учебный процесс творческой, проектной деятельности с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов.

Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что. безусловно, окажет благотворное влияние па дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

В результате изучения курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, машинами, электробытовыми приборами; получают специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства; знакомятся с основными профессиями лесной, деревообрабатывающей, металлургической, пищевой и легкой промышленности. В процессе реализации программы «Технология" осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.

Информация о работе Изучение и анализ программы по технологии VII класса