Анализ программы по физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель, задачи и направленность физической культуры. Распределение учебного времени в соответствии с программой по физическому воспитанию. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

Файлы: 1 файл

Анализ программы по физической культуре.docx

— 57.73 Кб (Скачать файл)

Анализ программы  по физической культуре

Цель, задачи и направленность физической культуры. Распределение  учебного времени в соответствии с программой по физическому воспитанию. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

 

ВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы: С 2007 года в стране проводится республиканская  акция «Здоровый -здоровая страна», которая предполагает многолетнее планирование и проведение разнообразных мероприятий, направленных на профилактику, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни.

Физическое воспитание учащихся всех типов общеобразовательных учреждений должно отвечать требованиям законов  Республики Беларусь «об образовании», «Об общем среднем образовании», «О физической культуре и спорте»  и соответствовать типовым учебным  планам на 2007/2008 учебный год.

Образовательной целью учебного предмета «Физическая культура» («Физическая  культура») в общеобразовательных  учреждениях является формирование физической культуры личности в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических задач, изложенных в  объяснительной записке к учебным  программам.

Физическое воспитание учащихся носит  комплексный характер и включает в себя реализацию образовательного процесса по учебному предмету «Физическая  культура»(«Физическая культура»), организацию и проведение физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня, а также внеурочных и внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Цель курсовой работы: изучить теоретико-методические и содержательные основы программ по физической культуре для учащихся V -XI классов.

Задачи курсовой работы:

дать характеристику социально - педагогическому  значению физической культуры детей  школьного возраста;

рассмотреть цель и дать характеристику задачам физического воспитания детей школьного возраста;

проанализировать содержательные и методические основы физического  воспитания учащихся второй и третьей  ступени обучения в соответствии с программой по физической культуре.

Практическая значимость: представленный в курсовом проекте материал в  виде текста, данных различных исследований, является ценным с точки зрения образовательного, воспитательного и идеологизирующего содержания для подрастающего поколения.

1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Особенно велико социально-педагогическое значение использования средств  физической культуры в школьном возрасте. Оно заключается в следующем:

создается прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования  и воспитания, накапливаются надежные предпосылки для успешного овладения  производственно-трудовыми, воинскими  и другими специальностями;

постоянно поддерживается хорошая  физическая и умственная работоспособность  в учебных занятиях, а впоследствии эффективность общественной полезной деятельности;

рационально организуется досуг детей, внедряются элементы физической культуры в быт, учащиеся приобщаются к  спортивной деятельности;

повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего  поколения [8].

Использование средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течение 10-12 лет) и регулярное физическое воспитание всего подрастающего  поколения, позволяет достичь им не только достаточно высокого уровня общей физической подготовленности к общественно полезной деятельности, но и базовой профессионально-прикладной, спортивной подготовленности. Все это  становится фундаментом дальнейшего  физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни [9]. При оценке значения физической культуры важно учитывать ее особую необходимость и наибольшую эффективность в решении задач физического развития, образования и воспитания.

Необходимо исходить из того, что  повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего  организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма. Исследования двигательного режима школьников свидетельствуют о недостаточном  использовании средств физической культуры в школе, внешкольных учреждениях  и в домашнем быту. А это приводит к невосполнимым потерям в  физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным  нарушениям здоровья.

Опыт же школ, хорошо организующих использование средств физической культуры, позволяет судить о реальной возможности подойти к успешному  решению проблемы гиподинамии, обострившейся  в последнее время в связи  с не всегда рациональным использованием ценностей научно-технического прогресса.

Важно также постоянно иметь  в виду, что в школьном возрасте еще продолжается интенсивное развитие форм и функций организма. Этот процесс  зависит от внешних условий жизни  и характера деятельности учащихся, от использования средств физической культуры. Умелое применение специально подобранных и правильно дозированных физических упражнений в период усиленного развертывания естественного морфофункционального развития, способствует стимулированию, упорядочению и интенсификации соответствующих  процессов, достижению значительного  подъема функциональных возможностей всех систем организма. На более поздних  возрастных этапах, когда пики естественного  развития тех или иных функций  просрочены, добиться подобных результатов  трудно и практически невозможно [2].

В результате улучшения физического  развития и укрепления здоровья достигается  улучшение работоспособности учащихся. Доказано, что учащиеся, занимающиеся в достаточном объеме правильно  организованными физическими упражнениями, успешнее справляются с учебными нагрузками: работают более качественно  и напряженно, меньше устают в течение  учебного дня, добиваются хорошей успеваемости. Достигнутая степень работоспособности  переносится в зрелый возраст  и, подкрепляемая дальнейшим использованием средств физической культуры, сохраняется  длительной время, обеспечивая высокую  эффективность выполняемой работы. Физическая культура в школьном возрасте имеет большое значение и для обучения необходимым в жизни двигательным умениям, навыкам, для овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. Установлено, что способности к обучению двигательным действиям также и имеет благоприятные этапы для быстрого и полноценного освоения новых действий, перестройке ранее усвоенных недостаточно совершенных. В процессе направленного использования этой способности создаются условия для всестороннего развития всех двигательных качеств. Приобретенный в школьном возрасте богатый фонд двигательных умений и навыков, а также физических, интеллектуальных, волевых и других качеств становится базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими действиями, для дальнейшего физического совершенствования их в зрелом возрасте [8].

Школьное физическое образование  способствует развитию личности молодых  людей, формирует мировоззрение  и жизненную позицию, моральный  облик, интеллектуальную и эстетическую культуру, волевую устремленность. Физическая культура направлена на совершенствование  подрастающего поколения. Вместе с  тем она должна служить целям  обеспечения здорового быта и  культурного отдыха, поддержания  высоко уровня работоспособности в  учебных занятиях, для успешного  осуществления других видов деятельности. Весь процесс достижения этих целей  необходимо связывать со всесторонним развитием личности [8].

Таким образом, для достижения определенного  результата необходима организованная стройная система деятельности, в  которой каждое конкретное действие имеет определенное назначение и  определяет достижение заранее намеченного  результата. Системообразующим началом такой деятельности является четко сформулированные задачи физического воспитания и использование других форм физической культуры. Ими определяется содержание, обусловливаются соответствующие средства, а также методы и методические приемы.

 

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕННОСТЬ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Цель физической культуры детей  школьного возраста - способствовать всестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности школьника  и подготовке детей к жизни, в  первую очередь к приобретению профессии  и успешному включению в трудовую деятельность [5].

В теории и практике физической культуры детей все многообразие задач  приведено в стройную систему. Ее основу составляют общие задачи, рассчитанные на решение во всех формах направленного  использования средств физической культуры. К общим задачам относятся:

Содействовать нормальному формированию, гармоническому развитию растущего  организма; укреплять здоровье, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным  воздействиям внешней среды; повышать общую работоспособность;

Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать необходимые в разнообразной  двигательной деятельности знания, умения и навыки, обучать сознательному, творческому применению их в изменяющихся условиях двигательной практики; формировать  культуру двигательных действий, воспитывать  стремление к обеспечению их целесообразности, экономичности, практической эффективности  и эстетической выразительности;

Совершенствовать двигательные и  связанные с двигательной деятельностью  интеллектуальные, волевые и эмоциональные  качества; приучать детей к рациональной организации физических усилий, разумному  использованию сил в соответствии с задачами и конкретными условиями  соответствующей деятельности;

Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств  физической культуры; обучать элементарным организаторским и методическим знаниям и умениям, обеспечивающим самостоятельное использование  средств физической культуры в личной жизни и при руководстве занятиями  других лиц; приобщать к доступной  спортивной деятельности и обеспечить постепенное повышение спортивных достижений;

Воспитывать высокие нравственные качества, приучать к организованности, дисциплинированности, ответственности  за свои действия и поступки; воспитывать  любознательность, трудолюбие, активность и самостоятельность в учение и труде, творческую инициативность; формировать эстетические потребности и взгляды, воспитывать эстетические чувства [5,8].

Видоизменяясь в формулировках, перечисленные  общие задачи представлены в программах, других официальных документах, а  также в методических пособиях по физическому воспитанию для общеобразовательных  школ, профессионально-технических  училищ, средних специальных учебных  заведений, коллективов физической культуры, ДЮСШ и др. Однако они являются лишь самыми общими ориентирами для  практической работы, так как недостаточно определяют ее конкретное содержание. Ими не раскрывается специфика основных направлений физического воспитания (общеподготовительного, профессионально-прикладного, спортивно-тренировочного) и не определяются составные элементы каждой общей задачи. Например, остается неизвестным, на какие органы необходимо оказывать влияние в целях гармонического развития растущего организма; какие конкретно знания, умения и навыки необходимо формировать или совершенствовать в определенном возрасте, учебной группе; какие специфические проявления тех или других двигательных качеств развивать и т.п. Остаются совершенно невыясненными частные методические задачи текущей учебно-воспитательной работы по успешному подведению учащихся к требуемому знанию, умению (или их совершенствованию) и др. Поэтому общие задачи требуют конкретизации применительно к отдельным учебным заведениям, возрастным группам учащихся, формам использования физической культуры, этапам обучения и воспитания и даже непредвидимым ситуациям, возникающим в условиях реального учебно-воспитательного процесса [7].

Такая конкретизация задач частично представлена в программах общеобразовательных  курсов физического воспитания, спортивных школ, секционных занятий коллективов  физической культуры, в Единой спортивной классификации. Но в значительной части  она должна быть осуществлена творчески  самим педагогом, исходя из предлагаемого  программного материала и нормативных  требований к физической подготовленности учащихся. В результате анализа программного материала и осмысления его назначения в свете общих задач планируется  детальная система узловых педагогических задач, исчерпывающих в основном официально предписанное содержание занятий. В зависимости же от конкретных условий (подготовленности занимающихся, климатических, материально-технических и др.) в  эту систему могут быть внесены  некоторые изменения - дополнения, замены, перестановки во времени и др.

Однако на этом конкретизация задач  не завершается. Каждая определенная таким путем узловая образовательная, гигиеническая и воспитательная задача требует дальнейшей детализации по узкометодическим соображениям, поскольку реальный процесс решения таких задач (например, научить опорному прыжку согнув ноги и т.п.) не является мгновенным, а состоит из ряда последовательных, строго дифференцированных актов, содержание которых тоже должно быть четко определено путем формулировки соответствующих частных узкометодических задач. Так, при обучении новому двигательному действию необходимо предусмотреть создание необходимых представлений, изучение отдельных элементов действия и связей между ними, совершенствование действия в тех или иных условиях в целом и т.п. Все такие частные методические задачи должны определяться в каждом отдельном случае самим педагогом, руководствуясь знанием закономерностей физического развития, обучения и воспитания, влияния упражнений на занимающихся, а также пониманием особенностей и возможностей учеников, роли наличных условий работы и других факторов [6].

Процесс дальнейшей конкретизации  задач физического воспитания и  использования других форм физической культуры труден и требует от педагога больших творческих усилий, постоянной мобилизации и обновления знаний, обогащения имеющегося опыта. Но только этим путем можно обеспечить надежную целеустремленность и сознательность в работе (как своей, так и занимающихся), ее четкую организацию и продуктивность. Иначе она приобретает неопределенный, расплывчатый характер, становится малосодержательной, однообразной и шаблонной, ведущей к большим затратам времени [2, 4].

Ведущей направленностью физического  воспитания и использования других форм физической культуры в школьном возрасте является общеподготовительная. Подрастающее поколение должно получить широкое физическое образование, всестороннее физическое развитие и воспитание, гарантирующее освоение любого общественно полезного вида деятельности, достижения в ней высоких результатов. На базе общего физического развития, образования и воспитания осуществляется начальная спортивная подготовка, а с определенного возраста - для желающих - специализация в избранном виде спорта. Значительной части молодежи, посвятившей себя определенной профессии, обеспечивается соответствующая профессионально-прикладная физическая подготовка. Такое единство обусловлено общими для всех направлений методическими основами физкультурной работы.

Информация о работе Анализ программы по физической культуре