Государственная система обеспечения единства измерений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:52, курс лекций

Описание работы

Государственная система обеспечения единства измерений - это система обеспечения единства измерений в стране, реализуемая, управляемая и контролируемая федеральным органом исполнительной власти по метрологии - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Файлы: 1 файл

Государственная система обеспечения единства измерений.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

Разработка стандартных справочных данных осуществляется государственными научными метрологическими институтами, иными организациями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федерального агентства по науке и инновациям, Российской академии наук и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" с использованием технических, программных и информационных средств и систем.

 

 

При этом указанные институты формируют  разделы Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, включающие в себя информационную базу стандартных справочных данных, нормативные документы по разработке и применению стандартных справочных данных, а также используют информацию, содержащуюся в этом фонде.

Руководство Государственной службой стандартных справочных данных осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, научное и методическое обеспечение ее работы - главный научный метрологический центр "Стандартные справочные данные о физических константах и свойствах веществ и материалов" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Оперативное обеспечение работы по получению и распространению  стандартных справочных данных в  отраслях экономики осуществляют головные отраслевые центры стандартных справочных данных, действующие на основании положений об отраслевых службах стандартных справочных данных, которые утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Организационные принципы Государственной  службы стандартных справочных данных.

 

Центры данных (ЦД) ГСССД составляют основу организационного построения ГСССД.

 

ЦД ГСССД создают на базе научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, информационных органов и иных организационных структур, которые по специализации и научно-технической подготовленности обеспечивают оперативное обслуживание науки и техники достоверными данными о физических константах и свойствах веществ и материалов в закрепленной тематической области.

В отдельных случаях ЦД ГСССД  могут быть созданы в установленном  порядке в качестве самостоятельной  организации или ее филиала. Для  организации работ в области  ГСССД в отраслях экономики (экономических комплексах), в системах образования и науки создают ГОЦД (Головной отраслевой центр данных) ГСССД, осуществляющие оперативное обеспечение работ по получению и распространению АСД. ГОЦД ГСССД действуют на основании положений об ОСССД, утверждаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ) по согласованию с ФОИВ, осуществляющим руководство ГСССД. В этих же положениях могут быть прописаны и положения о типовом ЦД, действующем в отрасли. Отраслевые ЦД ГСССД и ГОЦД ГСССД составляют отраслевую службу ССД.

 

Категории данных о физических константах и свойствах веществ и материалов:

 

-   стандартные справочные  данные (ССД);

 

-   рекомендуемые справочные  данные (РСД);

 

-   информационные данные (ИД).

 

ССД, утвержденные ФОИВ, применяют в науке и технике как данные высшей степени достоверности, полученные на основе анализа всей известной совокупности результатов измерений (испытаний, расчетов). Достоверность ССД характеризуется доверительным интервалом, накрывающим истинное значение свойства с заданной вероятностью. Допустимые значения характеристик достоверности ССД должны соответствовать допустимому уровню измерений и научно-технических знаний в рассматриваемой области. РСД получают на основе оценки неопределенности (погрешности) результатов их определения (измерений, испытаний, расчетов). Допустимое значение неопределенности (погрешности) РСД должно удовлетворять задачам, для решения которых рекомендуются данные, с учетом требований Государственной системы обеспечения единства измерений.

 

К ИД могут быть отнесены:

 

-   значения физических констант  и свойств веществ и материалов, неопределенность (погрешность) которых  не установлена;

-   данные о номенклатуре  и технико-экономических показателях  материалов и веществ, содержащиеся в информационных, регистрационных, нормативно-технических документах, в том числе данные о свойствах веществ и материалов, если не указана их категория;

-   сведения библиографического  и научно-технического характера.

 

Аттестация справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, методик их получения и оценки достоверности является одной из основных форм деятельности ГСССД, подтверждающей достоверность этих данных. Аттестация справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (далее - данные) включает в себя научно-техническую экспертизу и утверждение отнесения данных к одной из установленных категорий.

Методики получения и оценки достоверности данных также подлежат научно-технической экспертизе и аттестации на присвоение статуса "Методика ГСССД". При этом проводят метрологическую экспертизу методики в метрологическом институте по соответствующему виду измерений.

Основные документы аттестации:

 

Порядок аттестации справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, методик их получения и методик оценки достоверности данных;

 

Требования к содержанию и оформлению проектов таблиц стандартных справочных данных, рекомендуемых справочных данных, методик Государственной службы стандартных справочных данных.

 

Аттестацию данных, утвержденных в  качестве ССД или РСД, а также  методик ГСССД, прошедших аттестацию, подтверждают выдачей соответствующих  свидетельств ГСССД установленных  образцов. Утвержденные ССД, РСД и  методики ГСССД вносят в реестр. Утвержденные ССД, РСД и методики ГСССД представляют, соответственно, в документах вида: "Таблицы ССД", "Таблицы РСД", "Методика ГСССД". Таблицы ССД подлежат публикации в качестве официального документа, утвержденного ФОИВ. Пересмотр таблиц ССД и РСД, методик ГСССД в связи с получением новых более достоверных данных осуществляют в том же порядке, что и указанных документов, разрабатываемых впервые.

 

Система информационного обслуживания данными ГСССД является подсистемой  Государственной автоматизированной системы научно-технической информации (ГАСНТИ). Информационное обслуживание в ГСССД осуществляют:

 

-   ГНМЦССД;

 

-   центры данных ГСССД.

 

Информационные фонды включают в себя АСД, методики ГСССД, информационные данные в виде справочных изданий  в области данных о физических константах и свойствах веществ и материалов. В систему информационного обслуживания включают банки и базы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Базы данных могут быть аттестованы  в ГСССД при прохождении процедур экспертизы по аналогии с методиками ГСССД. Экспертиза в ГСССД справочных изданий может быть проведена на стадии подготовки к изданию. В этом случае на титульном листе издания должна быть запись: "Согласовано с Государственной службой стандартных справочных данных" или "Рекомендовано Государственной службой стандартных справочных данных" (в последнем варианте данные в справочнике получают статус РСД).

 

Применение аттестованных справочных данных.

 

В соответствии со статусом ССД для  одной и той же физической константы или свойства конкретного вещества и материала не может быть двух таблиц ССД, различающихся между собой по значению рассматриваемых физических констант или свойств. РСД могут быть использованы по усмотрению пользователя данных. В зависимости от целей применения РСД могут касаться одних и тех же свойств для одних и тех же веществ или материалов, однако обладать разной достоверностью и разной формой представления (например, аналитические представления различной сложности).

 

Аналогичное положение распространяется на методики ГСССД.

 

Документы, регламентирующие деятельность Государственной службы стандартных  справочных данных, утверждаются Федеральным  агентством по техническому регулированию  и метрологии по согласованию с заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти и другими организациями.

Финансирование работ по обеспечению  деятельности Государственной службы стандартных справочных данных (без  учета расходов на содержание работников центрального аппарата и территориальных  органов федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность службы) осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Метрологические службы федеральных  органов исполнительной власти и метрологические службы предприятий и учреждений, являющихся юридическими лицами.

 

Метрологические службы федеральных  органов исполнительной власти

 

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в сфере  государственного регулирования обеспечения единства измерений, создают в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ и (или) оказания услуг по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.

Права и обязанности метрологических  служб федеральных органов исполнительной власти, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Основными задачами федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору, являются:

 

-   разработка государственной  политики и нормативно-правовое  регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;

-   организация взаимодействия  с органами государственной власти  иностранных государств и международными  организациями в области обеспечения единства измерений;

-   реализация государственной  политики в области обеспечения  единства измерений;

-   координация деятельности  по реализации государственной  политики в области обеспечения  единства измерений;

-   осуществление государственного метрологического надзора и координация деятельности по его осуществлению.

 

 

Ответственность должностных лиц

 

За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении  единства измерений должностные  лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действия (бездействие) должностных  лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности должностных  лиц при проведении государственного метрологического надзора.

Обязанность проведения проверок при  осуществлении государственного метрологического надзора возлагается на должностных  лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственному метрологическому надзору, и их территориальных органов.

 

Должностные лица, осуществляющие государственный  метрологический надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения:

 

-   посещать объекты независимо  от формы собственности и подчиненности этих объектов, где проводятся измерения, производятся, продаются эталоны единиц величин, средства измерений и стандартные образцы, на которые распространяются обязательные требования;

-   получать документы и  сведения, необходимые для проведения проверок.

 

Должностные лица, осуществляющие государственный  метрологический надзор, обязаны:

 

-   проверять соответствие  используемых единиц величин  единицам, допущенным к применению;

-   проверять состояние и  применение эталонов единиц величин;

-   проверять состояние и  условия эксплуатации средств  измерений и стандартных образцов  на соответствие их обязательным  требованиям;

Информация о работе Государственная система обеспечения единства измерений