Кинематический расчет двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Проектируемый привод состоит из электродвигателя, цилиндрического редуктора, быстроходный вал которого соединен с валом электродвигателя ременной передачей и компенсирующей муфты, соединяющей выходной (тихоходный) вал редуктора и приводной вал.

Содержание работы

Введение
1. Кинематический расчет и выбор электродвигателя.
1.1 Выбор электродвигателя.
1.2 Определение передаточных чисел привода и его ступеней.
1.3 Определение частот вращения и вращающихся моментов на валах привода.
2. Расчет клиноременной передачи.
2.1 Назначение, устройство, достоинства и недостатки передачи.
2.2 Расчет клиноременной передачи.
2.3 Конструирование шкивов.
3 Расчет редуктора.
3.1 Выбор термообработки и материала колес редуктора.
3.2 Определение допускаемых напряжений.
3.3 Проектировочный расчет быстроходной ступени редуктора.
3.4 Проверочный расчет быстроходной ступени на выносливость.
3.5 Основные размеры зубчатого зацепления
3.6 Силы, действующие в зацеплении.
3.7 Проектировочный расчет тихоходной ступени редуктора.
3.8 Проверочный расчет тихоходной ступени на выносливость.
3.9 Основные размеры зубчатого зацепления.
3.10 Силы, действующие в зацеплении.
4 Предварительный расчет валов.
5 Расчет муфты.
6 предварительная компоновка редуктора.
7 Проектный расчет промежуточного вала.
8 Расчет подшипников.
9 Расчет шпонок.
10 Уточненный расчет валов.
11 Выбор типа и способа смазывания зубчатых колес.
12 Конструктивные размеры зубчатых колес.
13 Выбор и определение основных размеров корпуса редуктора.
14 Литература

Файлы: 1 файл

Детали машин(Мисеев А.Ф.).docx

— 688.93 Кб (Скачать файл)

 

Рабочая ширина шестерни

b5 = b6 + (2…4) = 36 + 4 = 40 мм

Ориентировочное значение модуля:

m = (0,01…0,02) · aω = (0,01…0,02) · 80 = 0,8…1,6 мм

Принимаем на основании  рекомендаций по ГОСТ 9563-80.

mn = 1,5

Угол наклона зуба в прямозубой передаче

β = 0°

Суммарное число зубьев передачи


 Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

20


 

 

Предварительное число  зубьев шестерни

 

Принимаем число зубьев шестерни

 

Число зубьев колеса

Z6 = ZΣ – Z5 = 107 – 23 = 84

Фактическое значение передаточного числа

 

Отклонение от стандартного значения [Δu] =4%

 

 

3.8 Проверочный расчет тихоходной  ступени на выносливость при  изгибе.

 

Условие выносливости при изгибе для прямозубых колес: 

коэффициент нагрузки

KF = K · KFV

Окружная скорость в зацеплении 

где делительный диаметр колеса:

 

Для неприрабатывающихся колес Н > 350 НВ коэффициент концентрации: 

где при

 

Значение коэффициента начальной концентрации:

  = 1,6

= 1,6

Принимаем для 8 степени  изготовления зубчатых колес передачи 

KFV = 1,06


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

21

 


 

Коэффициент нагрузки

KF = 1,6 · 1,06 = 1,7 

Коэффициент, учитывающий  форму зуба для косозубых колес

 

YF6 = 3,6

Напряжение в опасном  сечении зуба колеса 

Условие прочности  выполняется

 σF6 =234,9 МПа < [σF]4 = 308 МПа

 Проверка на  выносливость при изгибе зубьев  шестерни 

Коэффициента формы  зуба принимаем при  

YF5 = 3,85

Тогда 

Условие прочности  выполняется

σF5 = 251,2МПа < [σF]5 = 308 МПа

 

3.9 Основные размеры зубчатого зацепления.

 

Диаметры делительных  окружностей:

 

Проверка

 

Равенство выполняется.

Диаметры окружности вершин:

da5 = d5 + 2 · mn = 34,5 + 2 · 1,5 = 37,5 мм

 da6 = d6 + 2 · mn = 126 + 2 · 1,5 = 129 мм

Диаметры окружностей  впадин:

dƒ5 = d5 – 2,5 · mn = 34,5 – 2,5 · 1,5 = 30,8 мм

dƒ6 = d6 – 2,5 · mn = 126 – 2,5 · 1,5 = 123,3 мм


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

22


 

3.10 Силы, действующие в  зацеплении.

 

Для прямозубой передачи:

Окружная сила

 

Радиальная сила

 

Осевая сила

F0 = Ft · tgβ = 7655 · tg0 = 0 Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ

 

Предварительный расчет валов выполняется для ориентировочного определения их диаметров и размещения валов в корпусе редуктора  вместе с подшипниками и зубчатыми  колесами.

Валы, к которым  не предъявляется повышенных требований по несущей способности и долговечности  выполняются из среднеуглеродистой стали 45. Валы из этой стали подвергают термообработке - улучшению.

Ориентировочные диаметры валов устанавливаем из расчета  на чистое кручение при допустимых напряжениях [τ]=15...25 МПа.

Для стали 45 можно принять [τ]= 25 МПа

Тогда диаметр вала из условия прочности:

 

Ведущий вал редуктора:

 

Принимаем близким  к валу электродвигателя dэл = 28 мм, d2 =25 мм

Промежуточный вал  редуктора 

Принимаем с учетом установки подшипников d3 =30 мм

Ведомый вал редуктора: 

Принимаем с учетом выбранной муфты М3 d4 =50 мм

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 РАСЧЕТ МУФТЫ

 

На выходном валу привода  устанавливаем жесткую компенсирующую муфту.

Расчетный момент

 

Коэффициент, учитывающий  режим работы

K = K1 · K2 = 1,2 · 1,5 = 1,8

Где К1 = 1,2 - коэффициент ответвленности;

       К2 = 1,5 - коэффициент эксплуатации.

Так как зубчатые муфты  обладают большой компенсирующей возможностью и допускают радиальное смещение до 0,3 мм. То для привода принимаем  муфту МЗ-2500-60 ГОСТ Р50895-96 с допустимым крутящим моментом Т=1400Нм

Диаметр отверстия  под вал редуктора

dm = 50 мм

Диаметр и длина  муфты

Dm =170 мм     L = 225 мм

Из-за трения в зубьях муфты М3 нагружает вал дополнительным сосредоточенным изгибающим моментом.

 

Mиз = 0,1 · TH = 0,1 · 482,3 = 48 Нм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

25


 

6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КОМПАНОВКА РЕДУКТОРА

 

Под компоновкой редуктора  понимают размещение деталей редуктора  друг относительно друга. При выполнении компоновки определяем положение зубчатых колес, шкива, а также выбранной  муфты относительно опор валов редуктора  для последующего определения опорных  реакций, расчета валов и выбора подшипников.

Компоновочный эскиз  выполняем в одной проекции - вид  в плане при снятой крышке редуктора. Масштаб чертежа М 1:1.

Вычерчиваем контуры  зубчатых колес, валы по геометрическим параметрам, полученным из выполненных  ранее расчетов.

Тип подшипника принимаем  с учетом сил действующих в  зацеплении.

Так как в зацеплении действуют радиальные силы, то в  качестве опор валов принимаем шариковые  радиальные подшипники по ГОСТ 8338-75.

Промежуточный вал  имеет плавающие опоры. В качестве опор плавающих валов применяют  радиальные подшипники. В проекте  применяем подшипники с короткими  цилиндрическими роликами по ГОСТ8328-75.

Выбираем способ смазки зубчатых колес и подшипников  качения.

Способ смазки зависит  от окружной скорости зубчатого колеса быстроходной ступени.

V= 1,58 м/с

Для редукторов общего назначения принимаем способ смазки зубчатых колес - непрерывное смазывание жидким маслом М, путем погружения колес  в масло, залитое в корпус.

Подшипники смазываются  маслом путем разбрызгивания при  работе редуктора, когда окружная скорость в зацеплении выше 3 м/с. При окружной скорости ниже 3 м/с подшипники смазываются пластическими смазками, причем полость подшипника, должно быть, отделена от внутренней части редуктора специальными маслоудерживающими кольцами или лабиринтными уплотнениями.


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ПРОМЕЖУТОЧНОГО  ВАЛА

 

Исходными данными  для расчета валов являются:

Крутящие моменты  Т3 = 136,6 Нм

Усилия в зубчатых передачах 

Ft4 = 2221 H   Ft5 = 7655 H

Fr4 = 808 H   Fr5 = 2786 H

Fa4 = 0 H   Fa5 = 0 H

Значение длин участков вала получены при предварительной компоновке редуктора.

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема промежуточного вала редуктора

 

Определяем реакции  опор в плоскости ZX из условия равновесия:

ΣMA = Ft4 · (l1 + l2) + Ft5 · (2l1 + l2 + l3) – Bx · (l1 + l2 + l3+ l4) = 0

 

ΣFx = Ax + Bx – Ft4 -2Ft5

Ax = Ft4 + 2Ft5 – Bx = 2221 + 2 · 7655 – 6556 = 10975 H

Моменты в характерных  сечениях вала

 

 

Определяем реакции  опор в плоскости ZY из условия равновесия:

 ΣMA = Ft5 · (2l1 + l2+ l3) - Ft4 · 2l1 – By · (l1 + l2 + l3+ l4) = 0

 

ΣFy = Ay + By + Ft4 -2Ft5

Ay = 2Fr5 – Fr4 – By = 2 · 2786 – 808 –1919,1 = 2845 H

Моменты в характерных  сечениях вала.

 

 

 

Определяем изгибающие моменты в характерных сечениях вала. Определяем эквивалентный момент по III гипотезе прочности в сечении  колеса.

Изгибающий момент

 Нм

Эквивалентный момент

 

Определяем диаметр  вала по зависимости

 

где [σ] = 60 МПа - допускаемое значение напряжений


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

28


 

С учетом ослабления сечения  вала шпоночным пазом

 

Принимаем d=105 мм

В сечении шестерни изгибающий момент

 

Эквивалентный момент

 

 

Принимаем d=40 мм

Принимаем диаметр  вала под подшипником dn=35 мм

Вертикальные реакции  опор подшипников

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ

 

На подшипники промежуточного вала действуют осевые и радиальные усилия, устанавливаем шариковые  радиальные подшипники № 32307 ГОСТ 8328-75

D =80 мм, d =35 мм, С =34,1 кН, С0=23,2 кН

Определяем осевые составляющее нагружения подшипников

Горизонтальные реакции  опор

FaA = 0

FaB = 0

Отношение опор

 

Эквивалентная нагрузка для однорядных подшипников с  короткими цилиндрическими роликами.

PАэкв = Y · Fr · Kt · Kσ  Н

где

коэффициенты температуры  Kt = l

коэффициент безопасности при умеренных толчках Kσ = 1,3

 PАэкв = 1 · F · 1 · 1,3 =  Н

PВэкв = 1 · F · 1 · 1,3 =  Н

Долговечность подшипника

 

Долговечность подшипника в часах:

 

Долговечность подшипников  обеспечена с большим запасом.


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

30


 

 

 

 

 

 

 

9. РАСЧЕТ ШПОНОК

 

Для передачи крутящего  момента Т2 = 31,8 Нм устанавливаем шпонку по ГОСТ 23360-78

d = 25 мм, bхh = 8x7 мм, t = 4 мм, l = 40 мм

Выбранную шпонку проверяем  на смятие

 

Рабочая длина шпонки, где lр = l - b = 40 - 8 = 32 мм

Допускаемые напряжения для шпоночных соединений определяются в зависимости от предела текучести  материала шпонки 

 

Для шпонки из чистотянутой СТЗ принимают σт = 500 МПа

Запас прочности [S] = 2,9

Тогда       

Для передачи крутящего  момента T3 =136,6 Нм на промежуточном валу установлена шпонка по ГОСТ 23360-78

d =35 мм, bxh = 10x8 мм, t = 5,0 мм, l = 40 мм;

Проверяем на смятие шпонку под колесом 

где lр = l - b = 40 -10 = 30 мм

Условие прочности  выполняется.

На выходном валу редуктора  установлена одна шпонка для передачи крутящего момента Т4 = 482,3,52 Нм

d =50 мм, bхh = 14x9 мм, t = 5,5 мм, l = 50 мм;

Проверяем на смятие шпонку на конце вала: 

где рабочая длина  шпонки lр = l – b · 0,5 = 50 – 14 · 0,5 = 43 мм

Условие прочности  обеспечено.

И две шпонки для  передачи крутящего момента зубчатыми  колесами

Тр=241,15Нм

Под колесом d =60 мм, bхh = 18x11 мм, t = 7 мм, l = 60 мм;

Проверяем шпонку под  колесом. 

где рабочая длина  шпонки lр = l – b · 0,5 = 60 – 18 · 0,5 = 51 мм


Условие прочности  обеспечено.Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

31


 

 

10. УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ

 

Выполняем расчет промежуточного вала. Вал изготовлен из стали 45 термообработка-нормализация 179-207НВ.

Предел выносливости для этой марки стали

σ-1 = 0,43σВ = 043 · 700 = 301 МПа

Информация о работе Кинематический расчет двигателя